None
Круглый стол «Обращение с твердыми бытовыми отходами. Ретроспективы и перспективы развития системы обращения с отходами в Иркутске» состоялся 21 августа. Он собрал более 100 участников — представителей городской администрации, активистов движения «Наш Иркутск», депутатов думы областного центра и регионального Законодательного собрания, председателей ТОСов, общественников.
Плата за услугу или налог?
Реформирование отрасли обращения с отходами ведется в России с конца 2014 года, когда вступил в действие федеральный закон № 458. Он внес значительные изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие обращение с отходами производства и потребления. Реформа, которую в народе окрестили «мусорной», должна улучшить экологическую обстановку в городах и селах за счет снижения негативного воздействия на окружающую среду. Об этом участникам круглого стола рассказала заместитель председателя комитета — начальник департамента городской среды комитета городского обустройства администрации Иркутска Марина Шевела. Она также пояснила, что в новом законе введено понятие «региональный оператор» — компания, которая предоставляет на определенной территории услуги сбора, транспортирования, утилизации и размещения твердых коммунальных отходов (ТКО). В Приангарье в зоне «Юг», к которой относится Иркутск, таким оператором стала компания «РТ-НЭО Иркутск». Контроль за ее деятельностью полностью осуществляет министерство жилищной политики, энергетики и транспорта региона. Оно же определяет норматив накопления ТКО, а вот единый тариф на услугу для физических и юридических лиц утверждается другим областным ведомством — службой по тарифам Иркутской области.
В настоящее время на территории Иркутска для многоквартирных и индивидуальных жилых домов норматив составляет 0,085 кубометра на квадратный метр площади, действующий тариф с 1 июля составляет 557 рублей 76 копеек. Для расчета ежемесячного платежа необходимо умножить площадь жилого помещения на единый тариф регионального оператора и норматив накопления ТКО, затем получившееся число разделить на 12, чтобы получить месячный платеж.
Но благое дело, призванное улучшить экологическую обстановку, обернулось массовым недовольством. Выстраивать работу, связанную с утилизацией отходов, пришлось, что называется, с колес, без какой-либо предварительной подготовки. В итоге уже в январе, когда реформа вступила в действие, на некоторых контейнерных площадках домов появились мусорные кучи. При этом стоимость услуги по вывозу ТКО ощутимо выросла. К примеру, если жители частного дома площадью 100 квадратных метров до реформы в среднем платили в год около двух тысяч рублей, то при текущих расценках им это обойдется в два с половиной раза дороже.
Многие горожане задались вопросом: «По каким критериям рассчитывался тариф и почему за основу начисления был взят квадратный метр, а не количество жильцов?» Это было бы логичней, так как именно человек производит мусор. Непонимание принципов, заложенных в систему расчетов, привело к тому, что плату за услугу вывоза ТКО многие стали называть «мусорным налогом».
Проблемы с законом
Необходимость в дискуссии по поводу проведения «мусорной реформы» в областном центре была озвучена на форуме общественного движения «Наш Иркутск» 9 июля. Тогда на площадке «Городская среда» иркутяне выразили неудовлетворенность организацией работы регионального оператора — ООО «РТ-НЭО Иркутск» и поставили вопрос о пересмотре или дифференцированном подходе при исчислении платы за коммунальные услугу и об обоснованности тарифа.
На этот раз для участия в дискуссии пригласили представителя «РТ-НЭО Иркутск». Артем Мищенко разъяснил собравшимся, почему реформа в России движется тяжело. Основная причина, по его мнению, связана с несовершенством ФЗ № 458.
Первая проблема, которую он озвучил, — исключение конкуренции на указанном рынке ТКО. Региональный оператор является монополистом, и у потребителя нет выбора: нравится ему или нет, но он вынужден иметь дело с компанией, которую государство определило для решения задачи.
Второе — в сферу ответственности регоператора не входит содержание контейнерных площадок и их санитарное состояние, это компетенция собственников контейнерных площадок. Поэтому отходы, оказавшиеся за пределами контейнера, мусоровозы не забирают, если не было сбоев в графиках обслуживания.
Третья беда заключается в том, что закон никак не регулирует вывоз строительного крупногабаритного мусора. Строительные отходы, шины, ветки тоже обречены оставаться там, куда их принесли бывшие хозяева.
— По закону получается, что региональный оператор должен забрать только твердые коммунальные отходы, находящиеся в контейнерах, оставив на площадке около 10—15 процентов мусора, — сказал Артем Мищенко. — При входе в реформу, при формировании взаимоотношений между различными игроками не учитывалась масса нюансов, которые сегодня приходится решать в процессе работы.
С начала года с трудом удалось отрегулировать отношения с подрядчиками, обеспечивающими транспортирование, и более менее стабильно вывозить отходы на полигон. Раздельный сбор мусора, его сортировка и утилизация (вторичная переработка) — это перспектива отдаленного будущего. Хотя работу в этом направлении оператор, по словам Артема Мищенко, ведет, уже подобрана площадка для строительства мусороперерабатывающего завода, выбран подрядчик для подготовки проекта. Без инфраструктуры, которая позволит перерабатывать ТКО, раздельный сбор мусора массово проводить бессмысленно.
Учесть мнение каждого
Организаторы круглого стола в лице активистов движения «Наш Иркутск» и его модератор Сергей Дубровин настраивали участников на конструктивный подход. Каждый выступающий должен был сформулировать свое предложение.
Самое большое количество предложений касалось пересмотра исчисления оплаты с человека или квадратного метра. Мнения горожан разделились. Пенсионеры и жители частного сектора отдали явное предпочтение расчету от количества прописанных. А вот многодетные родители с таким подходом не согласились, так как он им не выгоден. Чтобы разрешить спор, Сергей Дубровин предложил систему, при которой на выбор действуют два варианта начислений — с квадратного метра и с человека.
— К примеру, государство предложило людям на выбор — получать бесплатно лекарство в аптеке или деньги за это лекарство на свой счет. Так же можно поступить и с выбором формы платы за вывоз мусора. Это будет справедливо и не вызовет негативной реакции, — пояснил Сергей Дубровин.
Кроме этого, прозвучало предложение пересмотреть тарифообразование для зоны «Юг», куда кроме Иркутска, Ангарска, Шелехова входят Ольхонский, Бодайбинский и Мамско-Чуйский районы, где нет лицензированных полигонов для вывоза ТКО. Участники дискуссии задались вопросом: «Почему иркутяне должны оплачивать транспортирование мусора, который оставили туристы на берегах Байкала или произвели жители отдаленных территорий?». Справедливо будет выделить ряд крупных городов в отдельную зону и определить для их жителей более обоснованный тариф.
Поднимались также вопросы о необходимости раннего экологического воспитания, об организации и размещении на территории Иркутска пунктов приема вторичного сырья от населения, о перспективах поэтапного внедрения раздельного сбора отходов, о модернизации контейнерных площадок и установке контейнеров для крупногабаритного мусора.
— Все ваши предложения записаны, они будут обработаны и включены в итоговую резолюцию, которую мы направим в исполнительные и законодательные органы власти. Мы, общественное движение «Наш Иркутск», будем продолжать работу и добиваться того, чтобы люди, которые принимают решения, нас услышали, — сказал, завершая круглый стол, Сергей Дубровин.
Он также добавил, что все горожане, у которых есть конкретные предложения об улучшении работы, связанной со сбором, транспортировкой и переработкой твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора, могут озвучить их, зайдя на сайт info@our-irkutsk.ru. Предложения от горожан принимаются до 27 августа.
Фото Дарьи Таракановой
Поделиться в соцсетях: