None
Улица Шапошникова в Иркутске — это коротенький отрезок длиной 100 метров с единственным зданием. И это абсолютно не соотносится с величием личности, в честь которого она названа. Борис Шапошников — блестящий военный теоретик, чутье которого особо ценил Иосиф Сталин. Он был один из основных авторов контрнаступления под Москвой, которое и переломило ход войны. И единственный Маршал Советского Союза, который выбыл в ходе Великой Отечественной войны — за 45 дней до Победы он умер из-за тяжелой болезни.
Борис Михайлович Шапошников всегда гордился своим происхождением: он был родом с Урала, из оренбургских казаков. Сын простого служащего и учительницы, он получил достойное образование: в 1899 году окончил Красноуфимское промышленное и Алексеевское (Пермское) реальное училища, следом — Московское военное училище, а в 1910-м получил диплом слушателя Николаевской академии Генерального штаба и звание штабс-капитана. На два года он вернулся в Туркестан. И пока другие офицеры тратили время на застолья и игру в карты, будущий маршал каждый день по два часа изучал книги по тактике.
Военный талант Шапошникова раскрылся еще в Первой мировой войне: в октябре 1917 года его назначили командиром полка, а в декабре — начальником Кавказской гренадерской дивизии. В Гражданскую войну Борис Михайлович работал в высшем военном совете, разрабатывал директивы, приказы, распоряжения фронтам и армиям, за что в 1921 году был награжден орденом Красного Знамени.
В 1923 году Шапошников опубликовал крупное научное исследование тактики и организации кавалерии — «Конница», а через год — книгу «На Висле», обобщившую боевой опыт Первой мировой и Гражданской войн. В 1929-м завершил капитальный труд «Мозг армии», посвященный анализу деятельности Генерального штаба при подготовке и ведении войны.
Как профессор Военной академии им. М.В. Фрунзе, Борис Шапошников много сил вложил в подготовку командных кадров. В 1937–1940 годах он занимал пост начальника Генштаба Красной Армии.
В Великую Отечественную войну Шапошников вступил уже в чине Маршала Советского Союза. В самом начале он занимался вопросами эвакуации, а 21 июля 1941 года возглавил штаб главкома Западного направления. 29 июля маршал Шапошников вернулся на должность начальника Генштаба РККА.
Борис Михайлович возглавлял Генеральный штаб Красной Армии в самый тяжелый период Великой Отечественной войны – с 20 июля 1941 года по 11 мая 1942-го. «…Зная дело Генштаба до тонкостей, он быстро провел ряд организационных мероприятий, способствовавших улучшению работы этого главного рабочего органа Ставки. Большое личное трудолюбие и умение Б.М. Шапошникова работать с людьми оказали заметное влияние на рост общего искусства управления войсками в действующей армии и особенно со стороны Генштаба», — писал маршал Г. К. Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления».
Широкую эрудицию Шапошникова, его глубочайшие знания в области военной науки, богатую практику ценили многие военачальники. С большим уважением к нему относился и сам Иосиф Сталин. Борис Михайлович был одним из немногих, к кому тот обращался по имени и отчеству, а не «товарищ Шапошников». С конца 1930-х гг. он был одним из главных советников Верховного Главнокомандующего.
Шапошников не раз отмечал: «Штабная работа должна помогать командиру организовывать бой; штаб — первейший орган, с помощью которого командир проводит в жизнь свои решения... В современных условиях без четко сколоченного штаба нельзя думать о хорошем управлении войсками». Под руководством Бориса Михайловича было разработано положение, которым регламентировалась работа фронтовых управлений и управлений Генштаба, что в значительной степени обеспечило надежное выполнение задач Ставки. Шапошников уделял первостепенное внимание совершенствованию стратегического руководства войсками, налаживанию бесперебойного управления ими во всех звеньях. При его прямом участии были разработаны планы проведения Смоленского сражения, контрнаступления под Москвой, ряд важнейших операций в ходе битвы за Ленинград, планирование и подготовка общего наступления зимой 1942 года.
Основная тяжесть руководства Генштабом лежала на плечах Бориса Михайловича, который, несмотря на тяжелую болезнь, успевал выполнять всю необходимую работу.
«Сердце сжималось всякий раз, когда мы видели своего начальника: он непривычно ссутулился, покашливал, но никогда не жаловался. А его умение сохранять выдержку, обходительность просто поражало», — вспоминал генерал армии С.М. Штеменко.
Борис Михайлович болел туберкулезом (по другим сведениям — раком желудка). Напряженная работа не могла не сказаться на его здоровье: весной 1942-го болезнь обострилась. Он обратился к начальству с просьбой перевести его на другой, менее ответственный участок работы. На должности начальника Генштаба Шапошникова сменил его заместитель — генерал армии А.М. Василевский. Но Борис Михайлович по-прежнему оставался заместителем наркома обороны, а в июне 1943 года получил, как оказалось, свое последнее назначение — возглавил Высшую военную академию имени Ворошилова.
Скончался Борис Михайлович Шапошников 26 марта 1945 года, не дожив до победы 45 дней. Был похоронен в Москве на Красной площади, у Кремлевской стены. Воздавая выдающемуся военачальнику высшую воинскую почесть, Москва простилась с ним 24 артиллерийскими залпами. Шапошников стал единственным Маршалом Советского Союза, которого страна потеряла в ходе Великой Отечественной войны.
Фото из архива
Материал подготовлен на основе Биобиблиографического указателя «Помнит город о войне: улицы героев и участников Великой Отечественной войны (1941–1945)», составленного ЦБС г. Иркутска
СПРАВКА
Борис Михайлович Шапошников воспитал много замечательных полководцев и военачальников: A.M. Василевского, К.А. Мерецкого, Н.Ф. Ватутина, А.И. Антонова, В.Д. Иванова, В.В. Курасова, С.М. Штеменко, Г.К. Маландина и др. Все они гордились тем, что прошли «школу Шапошникова».
Борис Михайлович был награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Суворова I степени, двумя орденами Красной Звезды.
Имя Маршала было присвоено Высшим стрелково-тактическим курсам «Выстрел», Тамбовскому пехотному училищу, улицам в Москве и Златоусте (родном городе Шапошникова). В 1954 году продолжению улицы Полины Осипенко на левой стороне Ангарского моста в Кировском районе Иркутска присвоено имя Б.М. Шапошникова.
Поделиться в соцсетях: