
Молодыми принято называть водителей, у которых стаж управления транспортными средствами насчитывает меньше двух лет. По наблюдениям сотрудников ГАИ, максимальную осторожность за рулем начинающие автомобилисты проявляют лишь первые полгода, а дальше, только почувствовав первую уверенность, многие теряют бдительность. Как результат — рост аварийности на дорогах. Иногда, к сожалению, с пострадавшими и погибшими. Об этом на прошедшей во вторник пресс-конференции говорили заместитель начальника управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Иркутской области Сергей Швин, директор службы аварийных комиссаров «Форсайт» Андрей Харин и руководитель автошколы «Профессионал» Светлана Щетская.

— Количество ДТП на дорогах, в которых погибли или пострадали люди, к сожалению, держится на высоком уровне. Статистика показывает, что за 2025 год, по состоянию на 16 июня, в Иркутской области произошло уже 843 таких происшествия, из них 273 — в Иркутске. В результате 120 человек погибли, 1021 — пострадали, из них в Иркутске — семь погибших и 325 пострадавших, — рассказывает Сергей Швин, заместитель начальника управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Иркутской области. — Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то погибших было на 13 человек меньше — 107, притом что ДТП с пострадавшими зафиксировано больше — 853. Различные травмы в этих происшествиях получили 1052 человека. В Иркутске в 2024-м произошло 263 аварии с пострадавшими, в них семь человек погибли и 310 были травмированы. В этом году в ДТП погибли семь детей, пострадали — 166. За аналогичный период 2024-го погибли восемь детей, пострадали — 157.
Сергей Анатольевич отмечает, что для нашего региона это высокие показатели. Отдельно он выделяет происшествия с погибшими и пострадавшими, случившиеся по вине «молодых водителей».
— От общего числа дорожно-транспортных происшествий их, казалось бы, не так много — 4 процента, 28 ДТП на всю Иркутскую область (из них в Иркутске — девять). По вине «молодых водителей» погибли четыре человека и 27 пострадали (в Иркутске — один и 11 соответственно), — перечисляет Сергей Швин. — В прошлом году таких ДТП было 19 — в них погиб один человек и 19 пострадали. Если посмотреть на статистику в процентном соотношении, то рост громадный! 47 процентов — по количеству ДТП и 300 — по количеству смертей.
Сергей Анатольевич уточняет, что из 28 аварий, допущенных водителями со стажем управления транспортными средствами менее двух лет, 12 — это столкновения с выездом на полосу встречного движения, восемь — наезды на пешехода. Среди причин, приведших к дорожным происшествиям, — нарушение скоростного режима, проезд на красный сигнал светофора, непредоставление преимущества пешеходу на зебре и другие.
— В целом причины ДТП у «молодых» и более опытных водителей одни и те же, возможно, лишь с тем отличием, что первые нарушают по неопытности, а вторые — от излишней самоуверенности. Впрочем, и тут можно допустить вариации, — поясняет Сергей Анатольевич.

О дорожно-транспортных происшествиях, где все обошлось лишь материальным ущербом, рассказал Андрей Харин, руководитель службы аварийных комиссаров «Форсайт».
— Мы специализируемся на ДТП, в которых не пострадали люди, поэтому наша статистика касается только происшествий с материальным вредом, — говорит Андрей Александрович. — Могу отметить, что «молодые водители» становятся участниками таких ДТП в 10–12 процентах случаев и при этом не всегда являются виновными.
Водителей — участников этих происшествий Андрей Харин делит на две категории: «Первая — те, кто управляет автомобилем первый год. Чаще всего они еще не привыкли к интенсивности движения в Иркутске, не успевают за потоком, волнуются, совершают внезапные маневры, которые влекут за собой аварийные ситуации. Вторая категория — те, кто уже больше года за рулем и считает себя опытным водителем. Они, наоборот, начинают вести себя раскованно, хотя оснований для этого нет, и как результат — допущение столкновения».
Также Андрей Александрович отмечает, что некоторые автомобилисты со стажем 5, 10, 15 лет, видя на дороге «молодого водителя», вместо терпения проявляют не лучшие свои качества: «Пытаясь «научить», «вразумить», создают опасные ситуации и сами провоцируют ДТП. А «молодой водитель» в силу неопытности просто не успевает среагировать на выпады старших «товарищей».
— За пять месяцев текущего года зафиксировано около 11 тысяч ДТП с материальным ущербом по Иркутской области, — уточняет Сергей Швин. — Из них в Иркутске — 7635. За год только по Иркутску и Иркутскому району количество таких ДТП достигает 22–23 тысяч. При этом зимой только в Иркутске за сутки может случиться 100–130 аварий. Летом их гораздо меньше — 40–60.

Интересный момент отметила руководитель иркутской автошколы «Профессионал» Светлана Щетская: спрос на услуги автошкол в городе снизился — не у всех кандидатов в водители находятся средства и силы на обучение. Вместе с тем даже прошедшим автошколу не всегда удается сдать экзамены в ГАИ. По этим и другим причинам на дорогах увеличивается количество автолюбителей, никогда не имевших водительских прав. Эту информацию подтверждают и другие эксперты.
— В 2021 году ужесточился регламент приема экзаменов в ГАИ, и сообщество автошкол считает эту меру правильной, ведь наша главная задача — недопущение гибели и травмирования людей на дорогах, — говорит Светлана Владимировна. — Совместными усилиями с Госавтоинспекцией и министерством образования региона мы стараемся формировать общество осознанных водителей, которые будут понимать всю меру ответственности при управлении автомобилем как источником повышенной опасности.
Светлана Щетская сообщила, что ежегодно в автошколы города приходят учиться около четырех тысяч кандидатов в водители категории В. Из них лишь около 50 процентов сдают внутренние экзамены с первого раза, а экзамен в ГАИ — всего 25–30 процентов обучающихся.
— Мы обязаны быть строгими с кандидатами в водители, ведь завтра наши ученики сядут за руль без своих мастеров, и мы должны быть уверены, что они справятся, — считает Светлана Владимировна. — Важна не только теоретическая и практическая подготовка, важно психологически подготовить ученика — научить справляться с волнением на дороге, правильно реагировать на происходящее и не допускать лишнего.
Ирина Покоева
Фото Ирины Белец и из архива героев публикации

В этой аварии 15 марта в Иркутске погиб молодой водитель, стаж которого был один год и восемь месяцев. 20-летний иркутянин на «Мерседесе» на высокой скорости выехал с улицы Трилиссера на Байкальскую, но не вписался в поворот и с силой ударился о дорожное ограждение. Автомобиль разорвало на части, молодой человек умер на месте. Именно этот случай попал в статистику ГАИ как ДТП с погибшими по вине неопытного водителя
Автоцифры и автофакты
Мужчин — виновников ДТП с погибшими и пострадавшими больше, чем женщин.
Самое большое количество дорожно-транспортных происшествий совершено по вине водителей со стажем больше 15 лет.
В среднем сотрудники ГАИ ежедневно выдают 20 водительских удостоверений новым участникам дорожного движения.
За пять месяцев в Иркутской области выявлено 5573 человека, управлявших транспортным средством без водительского удостоверения. В прошлом году их было 5600 (из них в Иркутске 1010 человек — в 2025 году и 1184 — в 2024-м).
На 1 января 2025 года в Иркутской области зарегистрировано 840 тысяч транспортных средств. За год количество автомобилей увеличилось на 10 тысяч.