Летние каникулы порадовали премией. О победителях конкурса на присуждение премий губернатора Иркутской области «Лучший учитель — 2024»
Общество
26 июля 2024
image
None

Двенадцатого июля стали известны имена 20 лучших учителей Иркутской области, все они удостоены премии губернатора. Среди них — три преподавателя из муниципальных школ Иркутска: учитель истории и обществознания лицея № 3 Наталья Михайловна Леднева, учитель русского языка и литературы Лицея ИГУ Надежда Васильевна Петрова, учитель начальных классов школы № 23 Ирина Владимировна Сенаторова. Конечно же, мы не могли не пригласить учителей иркутских школ в редакцию «Иркутска»: всегда пристально следим за новостями в педагогическом сообществе города, и премия губернатора — отличный повод для встречи.

«Только не говори, что школа твой дом»

Учитель начальных классов Ирина Владимировна Сенаторова 12 лет преподает в школе № 23. До этого 15 лет работала в поселке Большой Луг Шелеховского района, где когда-то училась сама, и два года — в Монголо-Российской школе в Улан-Баторе. Чтобы малыши с первых дней полюбили школу, Ирина Владимировна особым образом выстраивает работу с родителями, путешествует с учениками по России и посвящает работе почти все свое время.

— На учителях начального блока лежит большая ответственность — мы первые знакомим ребенка со школой. Я считаю, что школа и дом неотделимы друг от друга в образовательном процессе, поэтому выстраиваем совместную работу с родителями. Чтобы детям и взрослым было интересно, работаем в интерактивном формате, играем с родителями. Например, в этом году тема первого родительского собрания была «Органы чувств». Учителя в белые халатах распределили родителей по органам чувств: четыре органа — четыре четверти, а пятый — родительский комитет. Родители знакомятся друг с другом, работают в группах, погружаются в школьную жизнь. Ведь не только у ребенка начинается новый этап — у родителей тоже. Поэтому прилагаем усилия, чтобы снять стресс у мам и пап. В сентябре выезжаем на турбазу, чтобы сплотить коллектив взрослых и детей в активных играх на свежем воздухе, а в течение года ездим на экскурсии в музеи, ходим в театры и на выставки. Школа — это целая жизнь, которая должна быть яркой и насыщенной.

— А как подготовить ребенка к школе? Сейчас столько противоречивых советов...

— Сделайте упор на творческой деятельности, занимайтесь спортом, гуляйте, познавайте окружающий мир, замечайте интересное вокруг, трогайте, смотрите, сравнивайте. Научите ребенка держать ножницы, кисточку и ручку, складывать оригами, покупайте как бы случайно красивую канцелярию — ластик, яркую ручку, набор карандашей. Так ребенок сам начинает собираться в школу, готовиться к тому, чтобы стать первоклассником.

— Как вы расширяете горизонты знаний своих учеников?

— Наши ребята путешествуют с учителями с детским агитпоездом «Эшелон Победы» по городам-героям России. Сибирских детей прекрасно принимают во всех городах, нам проводят интереснейшие экскурсии, а во время долгих переездов работает целая команда методистов, вожатых, педагогов. По сути, это лагерь на колесах: у нас множество интеллектуальных и творческих конкурсов. Родители всегда рады такой возможности для своих детей, потому что самостоятельно организовать поездки очень сложно.

— Как вы отдыхаете от школы?

— Когда я сообщила, что пойду давать интервью в газету корреспонденту газеты «Иркутск», подруга сказала: «Только не говори, что школа твой дом». Но школа действительно мой дом. Мое хобби — подготовка к урокам, люблю в свободное время мастерить, придумывать, выбирать материалы, бусинки, глазки, разные интересные штучки, чтобы ребенок мог с восхищением унести свою поделку домой. В такие моменты я отдыхаю. Но если совсем заскучала, значит, пора поучаствовать в каком-то конкурсе.

— В чем особенность работы с учениками младших классов?

— Малыши смотрят на своего учителя искренне и с восхищением, готовы принимать все, что ты объясняешь. В них можно вложить очень много, они впитывают все как губки! Они мне доверяют, могут поделиться своими мыслями, переживаниями и радостью, с ними получаешь столько позитива! Могут подойти и обнять просто так — сейчас очень тактильное поколение. Психологи советуют больше обнимать детей, и малыши переносят эти традиции в школу, ведь учитель для них вторая мама. Я слежу за своими учениками и после четвертого класса. Бывает, встречу шестиклашку, спрошу, почему у него тройка по математике, а он удивляется: «Ирина Владимировна, откуда вы знаете?» Через электронный дневник я вижу успеваемость, радуюсь за тех, кто пошел в гору, поддерживаю тех, у кого успеваемость снижается. Выпускники приходят в школу как к своим классным руководителям, так и к нам, учителям начальной школы, спрашивают: «Как вы, все в том же 334-м кабинете?» Да, мы все там же и всегда рады видеть их.

Ирина Владимировна — трижды лауреат всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», а в этом году вместе с коллегой участвовала в международном конкурсе «Серафимовский учитель» и поедет на награждение в село Дивеево Нижегородской области. Ирина Владимировна ждет поездки с нетерпением — мечтает посетить храмовые комплексы и исторические места

Любовь к предмету — любовь к учителю

Надежда Васильевна Петрова восемь лет работает учителем русского языка и литературы в Лицее ИГУ. Она затягивает учеников в мир классической литературы современной подачей, в свободное время занимается спортом, танцами и рукоделием, а ее ученики — отличники по профильной математике, физике и информатике — пишут стихи и романы.

— Любовь к предмету и профессии родилась у меня из любви к учителю: русский язык и литературу в моей школе № 5 Усть-Илимска преподавал директор. И в дальнейшем, окончив педагогический институт в 1998 году, я приехала работать в родную школу. Мои учителя стали мне коллегами, но они все еще по-отечески заботились обо мне, поддерживали, когда делала первые шаги, помогали советами, и я очень им благодарна. Я могла подойти к любому, когда не знала, как мне поступить, как реагировать на проказы учеников. На первых порах поддержка коллег очень важна.

— Все родители мучаются вопросом: как заставить ребенка читать?

— Я заметила, что в обычной школе, если ученики отвлекаются, то они смотрят что-то в телефоне под партой, а в лицее — решают математику или физику, профильные дисциплины, и это немного обидно. Но я их понимаю и стараюсь заинтересовать своим предметом, слежу за трендами. То, что было написано сто лет назад, не очень понятно сегодняшним детям. Поэзия в жутком завале — они не настроены на нее, рифмы — как послание с другой планеты. Поэтому я ищу современные песни на стихи или переводы на других языках. В лицее дети изучают на высоком уровне английский и немецкий, им интересно, как стихотворение может звучать, какой смысл приобретает. Это уже захватывает их внимание. Чтобы понять характер, образ жизни, мотивы того или иного литературного героя, предлагаю необычные формы работы. Например, мы делали странички «ВКонтакте» для персонажа, создавали их как в интернете, так и просто в виде макета на бумаге, чтобы можно было еще и руками поработать. Так герой становится живым человеком, его проще понять.

— Какие они, современные подростки?

— Очень простые, у них все должно быть легко, в том числе обучение и общение. Когда я приехала в Иркутск, приняла для себя, что нужно быть ближе к ученикам, учиться у них этой легкости. Мы смотрим на жизнь через трудности, для нас жизнь — это борьба, упорное достижение цели, тяжелый труд. Через боль и страдания проходят герои литературных произведений... А школьники сейчас проще смотрят на все: «Что вы там волнуетесь по поводу ЕГЭ? Я на 80 баллов напишу». И правда, написал на 86, не готовясь дополнительно. Иногда надо перенимать эту легкость, потому что в жизни и так слишком много трудностей.

— Чему самому неожиданному научились у своих учеников?

— Кто-то из девочек однажды включил BTS, это южно-корейский бой-бэнд (буквально «мальчишеская группа». — Прим. ред.), они уже несколько лет очень популярны у молодежи. После уроков я, как обычно, сходила в спортзал и в 10 вечера дома решила посмотреть больше об этой группе. Всю ночь смотрела клипы и очнулась уже в четыре часа утра! Мне очень понравилось. С тех пор слушаю BTS и даже пошла танцевать k-pop (музыкальный жанр в Южной Корее. — Прим. ред.). Просто я в тренде!

— Неожиданно! А какие еще у вас увлечения?

— Я постоянно чем-то занята: прошла курсы по реставрации мебели и всем перетянула старые стулья, покрасила в белый цвет, стилизовала; шила сумки-шоперы — вся семья и друзья с ними ходят. Сейчас купила швейную машинку, создаю наряды для кукол, научилась столярному мастерству и мастерю кукольную мебель. Пишу юмористические рассказы, раньше публиковала в интернете, а теперь только ученикам даю почитать — выкладывать нет времени.

— Как считаете, почему вы вошли в число лучших учителей 2024 года?

— Мне кажется, просто повезло, предоставила все документы так, как нужно. Каждый из преподавателей добросовестно выполняет свою работу на высоком уровне. Многие мои коллеги достойны премии губернатора, их вклад в образование наших детей невозможно переоценить.

Надежда Васильевна вместе с учениками нацелена только на блестящие результаты. Она готовит их к городским конкурсам и конференциям, ее дети не раз становились призерами на муниципальных и региональных этапах Всероссийской олимпиады школьников

Уроки прошлого, настоящего и будущего

Наталья Михайловна Леднева преподает в лицее № 3 историю и общество-знание — один из самых популярных предметов в перечне ЕГЭ по выбору.

— В школу я пришла в августе 2000 года, окончив педагогический колледж № 1 и одновременно поступив на исторический факультет Иркутского педагогического университета. Затем окончила магистратуру по профилю «специальное (дефектологическое) образование» и стала специалистом по инклюзивному образованию, что было связано с предыдущим местом работы в специальной коррекционной школе № 11 для детей с речевыми нарушениями. А девять лет назад судьба привела меня в лицей № 3.

— Какой он, современный учитель?

— Все мы родом из детства. Когда училась в школе, для меня многие учителя были замечательным примером профессионализма. Слово учителя для многих из нас было истиной в последней инстанции, его авторитет был непререкаем. Отношения с детьми сегодня, наверное, более демократичные. Между учеником и учителем должно быть доверие.

— Что значит для вас премия губернатора?

— Это большая честь и признание моих заслуг, и, конечно, это очень приятно. Я получаю поздравления от коллег, учеников, выпускников и их родителей — их слова трогают меня до слез! А подготовка к конкурсу — это прекрасная возможность увидеть в один момент проделанную тобой работу, достижения учеников, понять, как много ты можешь и как много еще впереди.

— Учитель много отдает ученикам. Что поддерживает ваши силы?

— Моим крепким тылом, который поддерживает меня во всех начинаниях, является моя семья. Кроме того, очень важно, чтобы активность учителя поддерживала администрация образовательного учреждения — и здесь мне тоже повезло. Еще я черпаю вдохновение в природе и творчестве. На досуге вяжу игрушки — это помогает отвлечься и перезагрузиться. Пришиваю глазки и смотрю, какая у куклы мордашка получилась, как она улыбается, представляю, какой у нее характер, наряжаю, украшаю и как будто на какое-то время отправляюсь обратно в беззаботное детство, где я снова играю в куклы. Также из рутины помогают вырваться профессиональные конкурсы, где нужно проявить креатив, и подготовка к ЕГЭ.

— Но ЕГЭ — это еще и огромный стресс. Как вы относитесь к отмене подобного формата экзамена?

— Любой экзамен — это испытание. Единый экзамен открывает возможности для поступления в любые вузы страны на равных условиях всем учащимся. Система прозрачна и одинакова для всех. Основной аргумент людей, выступающих против, — то, что можно набрать баллы, не имея знаний, просто путем нарешивания тестов. Но вы попробуйте сами решить ЕГЭ по истории или обществознанию просто наугад. Не получится даже в первой части! Необходимы не просто знания, но и понимание, умение выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и излагать. А стресс — неотъемлемая часть нашей жизни, в конце концов, любую ошибку можно исправить, экзамен — пересдать, не нужно бояться. Если учитель любит свой предмет и свою работу, значит, и дети, которых он учит, заряжаются этим отношением к предмету, некоторые решают связать с ним дальнейшую жизнь. Среди моих выпускников есть ребята, поступившие и в педагогические университеты, на исторический факультет, и на факультеты, где история является профильным предметом.

— Если бы вы не были учителем, то какую профессию бы выбрали?

— Наверное, каждый хоть раз об этом задумывался, и я тоже. Но просто не представляю свою жизнь без школы! Моя дочь окончила университет два года назад, переехала в другой город, сын в этом году окончил школу с золотой медалью, у него начинается студенческая жизнь... А я? Я остаюсь в школе, мне нравится каждый день видеть заинтересованные, горящие глаза моих учеников.

Наталья Михайловна для учеников не только кладезь знаний, но и наставник, старший друг, с которым можно поговорить и по предмету, и просто по душам, спросить совета, попросить помощи, не боясь осуждения и гласности.

Александра Луканина

Фото автора и из архива героев публикации

Ирина Владимировна Сенаторова вместе с детьми участвует в различных научно-практических конференциях: «Первые шаги в науку», «Ступеньки открытий», «Самое доброе исследование», «Шаг в будущее», а также в олимпиадах и конкурсах. Школа № 23 работает по программе «Я иркутянин. Я сибиряк. Я россиянин». И чтобы больше узнать о родине, ребята путешествуют и посещают выставки. На фото они на выставке «Россия» на ВДНХ в Москве

В этом году Надежда Васильевна Петрова из Лицея ИГУ выпустила 11-й класс и в сентябре готовится встретить пятиклассников, которым откроет мир литературы и, возможно, вдохновит на творчество: «У меня очень много детей пишущих, несмотря на то что у лицея физико-математическое направление. Пишут стихи, рассказы, романы, приносят их мне на проверку. Авторам нужна больше даже не редактура, а экспертное мнение со стороны — о форме, композиции, идее. Они публикуются в интернете, не боятся это делать, и я чувствую гордость, что подтолкнула их к этому — ребят, которые стали стобалльниками и призерами олимпиад по точным и естественным наукам»

Ученики Натальи Михайловны Ледневой из лицея № 3 показывают прекрасные результаты на олимпиадах школьников по истории и всероссийском конкурсе «Большая перемена», побеждают на конференциях и мастер-классах. «Это результат систематической работы, когда ты выходишь за рамки урока и программы, занимаешься всем сразу, смотришь шире, учишь быть людьми и гражданами, уважать родителей, любить Отечество, жить во благо не только себя, но и окружающих», — говорит Наталья Михайловна

Телеграм-канал https://t.me/ruslanbolotov

«Всегда подчеркиваю: профессия учитель — первостепенная. Благодаря нашим педагогам образование в Иркутске — одно из самых сильных в стране. Это подтверждают высокие результаты ребят на всероссийском уровне.

2023-й по указу президента страны Владимира Путина проходил под эгидой Года педагога и наставника. Мы, со своей стороны, продолжили — и будем продолжать! — планомерную работу по созданию комфортных условий для деятельности педагогов, повышению престижа профессии. Спасибо каждому учителю за нелегкий, но такой благородный труд!»

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg