Одной из визитных карточек Иркутска ледокол стал благодаря инициативе неравнодушных иркутян. В 1984 году горожане бросили клич с призывом помочь возрождению былого величия «Ангары», собирали деньги буквально всем миром. В 1990 году отремонтированный ледокол занял свое почетное место в заливе ГЭС у специально построенного пирса, был признан памятником культурного наследия регионального значения.
— И вот с 1991 года внешний вид «Ангары» не менялся, — рассказывает Сергей Ступин, директор Иркутского областного краеведческого музея. — За это время здесь почти все покрылось мхом и ржавчиной, а также многочисленными слоями краски. Стало очевидно, что ежегодного косметического ремонта уже мало.
К работам приступили 1 июня. Уже заметно, как сильно преобразился ледокол в течение летних месяцев. Так, заменены все леерные конструкции (то есть перила и ограждения на верхней палубе); покрашены трубы, мачты и металлические надстройки выше корпуса, включая экспозиционные и выставочные залы, помещения для персонала. Приведены в порядок инженерные коммуникации в машинном отделении. Загрунтованы главная и шлюпочная (верхняя) палубы. Постепенно ледоколу возвращают исторические цвета, слой за слоем снимая краску, которую наносили еще в 90-е годы.
— Пескоструйные работы по снятию старых слоев краски и ржавчины — самый сложный этап всего ремонта, — отмечает Иван Беспалов, заведующий музейным отделом «Ледокол «Ангара». — Очищались и красились все надстройки, все поверхности. Вы бы видели, что тут творилось — без респираторов стоять рядом было невозможно! Одной только старой краски вывезли несколько десятков мешков. От самого верха и до низа также очищена, загрунтована и покрашена мачта. Для этого пришлось нанимать промышленных альпинистов. Интересно, что в процессе на свет проступали надписи на судовых механизмах, а также номера деталей, которые до этого были скрыты под покрасочными слоями.
Другим важным этапом ремонта стало преображение верхней (шлюпочной) палубы. До сих пор эта часть корабля была закрыта для посетителей, а сейчас подрядчики монтируют здесь деревянный настил из хвойных пород и заканчивают отделку прохода, который будет сюда вести.
— Все детали на верхней палубе гости увидят впервые, — добавляет Иван Беспалов. — Но главное — здесь появится новое музейное пространство — капитанская рубка и каюта капитана. Это помещение, разделенное на две комнаты, мы восстановим в первоначальном историческом облике.
Оказывается, что при первом капитальном ремонте, который проходил в 90-х годах, стены обшили листовым металлом. Сейчас его сняли, все опорные конструкции снесли, чтобы сделать заново. Уже к концу сентября стены обошьют филенчатыми панелями — деревянными полотнами с элементами декора, изготовленными на заказ. По сохранившимся до нашего времени фотографиям и воспоминаниям людей, заставшим ледокол в годы его работы на Байкале, внутреннее убранство рубки будет максимально приближено к своему первоначальному историческому виду. Внутри будет оформлена тематическая музейная экспозиция, включающая в себя навигационные приборы и карты XIX–XX веков.
Все работы контролирует служба по охране объектов культурного наследия. При этом специалисты отмечают, что ремонт памятника — дело тонкое и полное сюрпризов; многие проектные решения приходится принимать сразу на месте.
— Когда мы начали чистить иллюминаторы, — рассказывает Олег Михайлов, директор подрядной организации, — выяснилось, что они латунные. Проектировщики сразу вынесли решение о сохранении исторического покрытия. Сейчас мы как раз работаем над тем, чтобы латунные иллюминаторы были вычищены и имели первозданный вид. Другой сюрприз нас поджидал, когда мы вскрыли обшитую деревянными рейками палубу. Мы нашли емкость с водой, и никто не знал назначения этой емкости. В итоге выяснилось, что она для пресной воды. Судя по всему, проект ледокола делался для моря.
Примечательно, что в процессе ремонта на судне не стали убирать некоторые погрешности, чтобы сохранить историю.
— Если выровнять все поверхности, заровнять все швы, не будет видно его индивидуальности, — уверена Наталья Исайченко, заместитель директора по административно-хозяйственной работе музея. — Поэтому мы оставили исторические детали. Например, в свое время были работы по заварке швов на трубах. Мы их решили оставить, чтобы показать — да, наш ледокол немолод. Или вот отверстие на трубе как напоминание о трудовых шрамах ледокола.
На данный момент ремонт ледокола выполнен почти на 70 %. Осталось доделать деревянный настил, палубу, загерметизировать швы, все отшлифовать и покрасить. Предстоит еще построить рубку капитана, докрасить леера и левый борт.
— Этот ремонт — первый шаг, чтобы привести наш уникальный объект в подобающее состояние, — говорит Сергей Ступин. — Следующим шагом будет его детальное обследование. Только вдумайтесь: корабль 120 лет находится в воде (он и сейчас в воде, а не на бетонной подушке, как многие думают), а ведь это агрессивная среда. Необходимы серьезные реставрационные работы и колоссальные средства. Возможно, ледокол будет внесен в список памятников федерального значения, тогда будет проще найти деньги на реставрацию.
Окончание же текущих ремонтных работ запланировано на 20 ноября. Сразу после этого гости музея смогут прогуляться по всем палубам легендарного ледокола, посетить прежде закрытую шлюпочную палубу судна и новую капитанскую рубку.
Наталья Федотова
Фото автора
Ледокол «Ангара» построили в Англии и в 1900 году привезли в Иркутск в разобранном виде. Он обеспечивал сквозное движение по Транссибирской магистрали в начале ХХ века, когда еще не было Кругобайкальской железной дороги. Был участником военных действий в 1917 году, перевозил пассажиров в мирное время. Терпел крушение и несколько раз был под угрозой затопления. В 70-х корабль списали, хотели распилить и отправить на металлолом, но он сел на мель, и его оставили в покое
Осталось совсем немного: доделать деревянный настил на палубе «Ангары», загерметизировать швы, все отшлифовать. А еще создать новое музейное пространство — капитанскую рубку в ее первоначальном деревянном исполнении