None
13 марта в Иркутске начались съемки фильма «Лед». Это – первый отечественный музыкальный художественный фильм о спорте. Один съемочный день прошел в Иркутске, во дворе микрорайона Университетский. А в понедельник, 14 марта, работа над фильмом продолжилась на льду озера Байкал, неподалеку от поселка Большие Коты. Невиданное событие – на съемочной площадке разрешили побывать журналистам, и даже позволили побеседовать с главными участниками творческого процесса!
…Когда мы шли по льду, переступая лужи и перебираясь через торосы, Байкал вдруг прогрохотал.
— Что это? – замерли мы.
— Не пугайтесь, ничего страшного! – успокаивают нас, иркутян, москвичи из киногруппы, – это не опасно! Когда опасно – он звучит по-другому.
Гости уже комфортно ощущают себя на берегу своенравного зимнего Байкала. Хотя поначалу было страшновато, рассказывает исполнитель главной мужской роли Александр Петров.
— Нечто похожее я ощущал, когда был в горном Алтае, на озере Телецкое, — рассказывает актер. – Байкальский лед трещит под ногами – это очень круто, он с тобой словно разговаривает! Это непередаваемые штуки. Особенно когда ухо прикладываешь, то понимаешь, что он тебе что-то хочет сказать.
— Эмоциональных артистов такие вещи не пугают?
— Конечно, не сразу привыкаешь к этим звукам. Когда стоишь, и кажется, что Байкал прямо под тобой начинает трескаться… Есть такое ощущение, как, наверное, у любого человека – что эти вещи на грани фантастики. И вот эти шумы будут использоваться в кино. И сценаристы, и режиссер, и мы все приняли такое решение – что это нужно добавить в некоторые сцены. То, как можно слушать, слышать лед, слышать сам Байкал.
Но вскоре «киношники» освоились, а наиболее креативные поняли: это произведет впечатление на зрителя!
Режиссер Олег Трофим рассказывает:
— Наш фильм – музыкальный. И, если прислушаться, то Байкал звучит – он поет, говорит. Это красиво! Такой музыки раньше я в кино не слышал, а тут людям мы дадим возможность ее услышать. Как это осуществляется технически? У нас замечательный звукорежиссер, он не раскрывает своих методов, но заверил: «Олег, все будет нормально!» Почему именно это место на Байкале выбрано для съемок? Главные условия – это красота и доступность! Еще был вариант – Ольхон, но далековато. Хочу сказать большое спасибо Иркутску всем, кто нам помогает. Например, вчера, когда мы работали в городе к нам на съемочную площадку приезжал мэр Дмитрий Бердников, поинтересовался есть ли проблемы. Вообще, администрация Иркутска оказывает нам реальную поддержку. Да и простые жители принимают очень радушно. Например, один житель Университетского смотрел из окна за нашей работой, а потом вынес большую стопку блинов. В этот день была Масленица. И я рад, что очень положительная аура складывается вокруг нашего проекта. Надеюсь, это почувствует и зритель. Когда фильм делается с любовью, то это видно на экране.
Кстати, попасть на съемочную площадку – редкость для журналистов. Да, во время подготовительного процесса, а также после, ради продвижения фильма, создатели и артисты вовсю общаются с публикой. Но когда наступает съемочный процесс, все это прекращается. Тонкий настрой, эмоциональное состояние во время съемок всячески оберегается: к операторам, режиссерам, артистам посторонних не подпускают. Так что в Иркутске произошло редчайшее событие. По словам создателей фильма, их в Иркутске так хорошо приняли и так помогли, что они решили сделать подарок городу: пригласили журналистов к месту съемки. Вот только выстроиться с фотоаппаратами непосредственно на съемочной площадке нам не разрешили.
— Не очень удобно, когда вокруг люди. Потому что сцены с актерами могут снимать и так, и так. А потом сразу – раз! – и эдак! – активно жестикулируя, режиссер Олег Трофим изображает, как именно «эдак» могут сниматься сцены. – И конечно, в идеале нужно, чтобы людей не было нигде, чтобы камера была «живой». А когда поворачиваешься, и тут стоит двадцать журналистов с камерами, то возникает некоторое неудобство.
Поэтому мы наблюдаем и слушаем со стороны. И слышим, как поучает кого-то играющий роль хоккеиста Саша Петров:
— В хоккее не периоды, а таймы! Пора бы знать!
Начинается съемка – и замолкают все. Мы видим на льду… одинокую хрупкую девушку в инвалидной коляске. Издалека Надя, главная героиня, кажется совсем ребенком.
— Сейчас мы снимаем сцену, где фигуристка, роль которой исполняет Аглая Тарасова, после тяжелой травмы, полученной в фигурном катании, возвращается в свой родной город – Иркутск. И теперь она пытается привыкнуть к такому образу жизни, который ей предстоит. Мы расскажем, какие трудности выпадают на долю людей с ограниченными возможностями, — говорит режиссер.
Но у девушки – сибирский характер! Это изначально было условием фильма – поэтому создатели задумали «поселить» героиню именно в Сибири. Какой город выбрать? Если один из главных «героев» фильма – это лед, то что же может быть лучше Байкала? Значит, Иркутск. Он и был выбран тем самым провинциальным городом, где живет юная девочка, талантливая фигуристка, мечтающая покорить вершины – все в лучших традициях жанра. Почему именно фигурное катание? Тут даже вопросов не было, говорит автор сценария Андрей Золотарев. Именно этот вид стоит «на стыке» музыки, спорта и искусства. Правда, в самом Иркутске нет школы фигурного катания. Но, может быть, этот фильм как раз и станет поводом для ее появления – предполагают создатели проекта?
И вот Надя переезжает в Москву, она близка к тому, чтобы стать знаменитой фигуристкой. Но получает травму и возвращается в родной Иркутск. К сожалению, ее помощник, который должен с ней все время находиться, ее «сиделка» – это не лучший образец человечности и терпимости. Более того – поначалу молодые люди терпеть не могут друг друга! Красотка Аглая Тарасова и обаятельный Александр Петров играют главные роли. (В фильме также снимается мама Аглаи известная актриса Ксения Рапопорт). Чем все закончится – секрет, однако нам дали понять, что финал фильма произойдет на Олимпиаде-2014 в Сочи.
Вот основные сцены сняты, и у съемочной группы – обед по расписанию. Пока есть время, режиссер Олег Трофим рассказывает нам о сложностях съемочного процесса:
— Когда снимаешь в городах, то не нужно надевать специальные «кошки», чтобы ходить по льду. А тут они очень нужны. Но мы их не используем, чтобы не испортить и не поцарапать лед. И вот приходится скользить, ловкость использовать. Еще было очень непросто доставить в Иркутск такое количество народу и техники. У нас только 90 человек в команде. Но, опять же не всю технику мы можем использовать. Лед сегодня – 40 сантиметров, и нам пришлось отказаться от съемок некоторых сцен, где должны быть автомобили на льду. Работники МЧС нам посоветовали этого не делать, а свою команду мы бережем! Теперь мы думаем, чем это заменить. И нельзя использовать большое количество техники, например, выставить свет. Это тяжесть, которую лед может не выдержать. Мы стараемся работать с естественным освещением – солнышком, и думаем только, как сделать так, чтобы его не было слишком много!
Да, солнце сейчас ослепительное, и очень тепло. Хотя утром, рассказывает Александр Петров, был сильный ветер:
— В таких местах, энергетически сильных, так происходит всегда: когда мы сюда выходили, бушевал ветер, а потом он вдруг резко стихает, а потом – опять! Я вот взял с собой теплую куртку. Вчера в Иркутске мы снимали один из сюжетов – утром было холодно. А днем даже жарко становится, и начинаешь лишнюю одежду снимать. Очень большие перепады температур! Я давно хотел приехать на Байкал и с удовольствием вернулся бы сюда на отдых. Но когда на это все смотришь, то понимаешь, что природа нетронутая, а если дальше развивать туризм, то такого уже не будет.
Немножко поговорила с нами и Аглая Тарасова:
— Когда я зашла в свой гостиничный номер в Листвянке, то увидела прямо под окнами Байкал! Очень красиво! Я такого никогда не видела. Мне кажется, мы в очень правильное время приехали: когда еще лед есть, но при этом не так холодно! Вчера мы снимали в Иркутске, как раз шла сцена с участием каскадеров, где мою героиню в инвалидной коляске спускают с горки. К нам подошла женщина и сказала, что она наблюдала за нашей работой, молилась. Я ее обняла, мне было очень приятно. А еще смешная история была, после того, как члены нашей съемочной группы кормили голубей. И тут другая женщина выбежала и начала крыть нас крепким матом – что зачем мы тут нужны, киношники, голуби все загадили! Этот момент даже был снят.
Перед съемками иркутян приглашали на кастинг для участия в эпизодических ролях. И нам очень хотелось пообщаться с кем-то из тех, кто прошел кастинг. Иркутянин Илья Синявич работает лаборантом в противочумном институте. Рыбалка ему не чужда, но на любительском уровне. В съемочном процессе Илья – не новичок: ему было девять лет, когда он вместе с мамой участвовал в съемках фильма «Февральский ветер».
Илья тогда играл нищего мальчика, который сидит у церкви, а его мать была дамой, которая выходила оттуда в муфте и с кавалером. Сейчас Илье 45 лет и он вновь попал на киноплощадку: дочь отправила его фото на кастинг, и он прошел отбор. С работы отпустили – все же не каждый день иркутян приглашают в кино! Хотя роль у него не слишком разнообразная – рыбаки просто сидят вдалеке на льду, создавая фон. Будут ли крупные планы – Илья не знает. Но разве в этом дело? Окунуться в атмосферу кино – это всегда интересно.
P.S./ ГОРОД - ГЕРОЙ БОЛЬШОГО КИНО
Встреча журналистов с участниками проекта «Лед» продемонстрировала большой интерес иркутских медиа к российскому кинематографу. В пресс-конференции приняли участие практически все ведущие СМИ города. На вопросы корреспондентов ответили автор сценария Андрей Золотарев, продюсер Михаил Врубель и начальник управления культуры областного центра Виталий Барышников. В беседе также принял участие депутат городской думы Александр Якубовский.
Символично, что Год российского кино начался с премьерного показа ленты нашей землячки Анны Матисон «Млечный путь». Фильм приняли тепло, а любимец публики — исполнитель главной роли Сергей Безруков — вообще признался в том, что из москвича переквалифицировался в иркутянина.
Новый масштабный проект, действие которого также происходит на Байкале, связан с именем еще одной знаковой для нашего кино персоны — Федора Бондарчука. В спортивном мюзикле «Лед» представитель прославленной кинодинастии выступает в роли генерального продюсера. Одновременно со «Льдом» «Арт Пикчерс Студия» работает еще над несколькими многообещающими фильмами, главный из которых — «Притяжение».
Именно по причине серьезной занятости сам мэтр в Иркутск не приехал, но, по словам московских гостей, Федор пристально следит за тем, как продвигается работа над проектом, и каждый день выходит на связь.//
Кроме «Арт Пикчерс Студии» съемки осуществляет и кинокомпания «Водород», одним из ведущих представителей которой является сценарист и продюсер Михаил Врубель («Призрак», «Джунгли», «Напарник»).
Авторы проекта «Лед» тщательно скрывают содержание фильма. Но этот ход скорее можно рассматривать как рекламный, ибо всезнающий интернет уже поведал потенциальному зрителю о перипетиях истории любви и карьерного роста двух главных героев «Льда» — фигуристки (Аглая Тарасова) и хоккеиста (Александр Петров).
Кроме этого, даже маломальское знание стилистики, свойственной работам «Арт Пикчерс Студии» и «Водорода», подсказывает, что фильм рассчитан на аудиторию с выраженным клиповым сознанием. В подтверждение тому на роль режиссера приглашен клипмейкер Олег Трофим, известный по своим работам с Тимати. Это первый полнометражный фильм Трофима и, вероятно, данный факт объясняет те поведенческие парадоксы, с которыми столкнулись иркутские журналисты, пробираясь по байкальскому льду к месту съемок.
Сначала медийщиков недружелюбно прогнали за торосы, чтобы их никто не видел и не слышал, а затем улыбчивый Трофим в прикольной дизайнерской шапке-ушанке (ее "уши" прорастали в длинные коричневые косы) по-детски искренне объяснился в любви к присутствующим, к Байкалу, к Иркутску, иркутянам и администрации города.
Вообще, большинство участников проекта «Лед» так молоды, что им позволительна любая форма проявления своей индивидуальности. Например, Александр Петров на просьбу оператора ИГТРК не прятать во время съемок сюжета руки за спиной, так как это плохо смотрится в кадре, дерзко заметил, что он будет стоять перед камерой так, как хочет.
Очевидно, на тот момент восходящая звезда российского кино еще не вышел из образа хоккеиста, так как через пару минут актер уже эмоционально размахивал руками и делился восторгом от встречи со священным озером.
Как бы там ни было, приятно, что Иркутск все чаще попадает на большой экран. Об этом говорили представители местной власти — Виталий Барышников и Александр Якубовский, активно содействующие участникам проекта «Лед» в организации съемок в микрорайоне Университетском и на Байкале.
Хочется надеяться, что наш город, в котором по сценарию родилась главная героиня киноистории, предстанет перед зрителями в лучшем виде и вызовет массовое желание москвичей превратиться в иркутян.
Автор текста Нина Воронина
Фото Валерия Панфилова, Матрены Бизиковой, Ники Песчинской
Поделиться в соцсетях: