None
Международный день левшей празднуется 13 августа.Официальным этот праздник стал в 1992 году благодаря усилиям «Клуба левшей» в Великобритании, которым хотелось привлечь внимание к особенностям жизни и проблемам леворуких людей в современном обществе. О том, чем левши отличаются от правшей и почему нельзя заставлять левшу работать правой рукой, нашему корреспонденту рассказала психолог иркутского центра развития семьи «Веста» Елена Гранкина.
Стань таким, как все
На протяжении истории развития человечества люди, имеющие какие-либо индивидуальные особенности, всегда вызывали интерес. Правда, не всегда он был пассивным: зачастую большинство либо отторгало тех, кто не был на него похож, либо старалось переделать по собственному образу и подобию. Так случилось и с левшами — теми, кто от рождения отдавал приоритет не правой, а левой руке. По этой причине встретить в СССР левшу было практически невозможно. Советские педагоги в детсадах и школах пристально следили за тем, чтобы с ранних лет ребенок учился есть, рисовать, писать исключительно правой рукой. Родителей первоклассников тоже настраивали на то, чтобы они принуждали свое леворукое чадо использовать при письме правую руку. Гуманные папы и мамы при выполнении уроков просто надевали ребенку на левую руку варежку. Менее милосердные привязывали ее к стулу. Бывало, что несчастной левой руке пребольно доставалось от учителей и родителей линейкой. Объяснялось это тем, что мир создан для праворуких — дверные ручки, рабочие инструменты, бытовые приборы и много чего еще создавалось для правшей; соответственно, учителя и родители просто хотели облегчить левшам жизнь. Существовало и другое объяснение: долгое время при письме использовались чернила, а левши, ведя руку уже по написанному тексту, размазывали жидкость по листу.
Лишь в середине 1980-х годов медики доказали, что практика переучивания левшей в правшей вредит здоровью. У таких детей нередко наблюдались невротические расстройства, сопровождающиеся головными болями, нарушениями сна, заиканием, тиком. Почему же такая безобидная с виду вещь, как главенство правой или левой руки, может самым серьезным образом отразиться на здоровье?
Эмоциональные, артистичные, креативные
Теперь уже общеизвестно, что правши — это люди, у которых левое полушарие мозга при мышлении доминирует над правым. Соответственно, левши — правополушарные. Принято считать, что левое полушарие отвечает за логику и анализ, оно контролирует речь, способности к чтению и письму. Ученые считают, что праворукость человека — это результат эволюции: развитие речи и логического мышления привело к доминированию левого полушария мозга. Людей, которые родились левшами, на нашей планете насчитывается порядка 10 %. Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Именно по этой причине среди леворуких много артистичных, креативных, склонных к искусству личностей, имеющих богатое воображение. Левши хорошо эрудированны и показывают лучшие результаты по развитию абстрактного мышления, нежели правши.
Существует также смешанный — равнополушарный —профиль, когда человек может одинаково успешно использовать при работе и правую, и левую руку. Известно, что амбидекстером — человеком, способным выполнять двигательные действия и правой, и левой рукой — был Леонардо да Винчи. Официальные документы он заполнял правой рукой, а левой писал картины. Гениальный художник, ученый, прозаик, музыкант, поэт и архитектор также обладал способностью писать зеркально — справа налево. Амбидекстеров в нашем мире еще меньше, чем левшей, но, по наблюдениям психологов, с каждым годом их становится все больше.
— Переучивание левши — это попытка переделать биологическую природу ребенка. Его можно заставить рисовать, писать и есть правой рукой, но при этом невозможно изменить ведущее полушарие мозга, — объясняет психолог Елена Гранкина. — Важно понимать, что леворукость — это не патология, а индивидуальный вариант нормы.
Кроме генетической леворукости, которую можно определить у ребенка еще в утробе матери, существуют также люди, ставшие левшами по воле обстоятельств, например, из-за травмы правой руки. Но это, как говорится, совсем другая история.
— Если ребенок рисует, ест и работает левой рукой, потому что ему так легче и комфортнее, то с уверенностью можно сказать, что он левша от природы, — продолжает Елена Гранкина. — Встречается также «скрытое левшество», когда человек практически все делает правой рукой, но, сам того не замечая, часть движений выполняет левой.
По словам психолога, многие исследователи сегодня убедительно доказывают в своих работах, что переучивание леворукого ребенка травматично для его психики. Нужно не переучивать, а помогать ему адаптироваться к нашему праворукому левополушарному миру.
Лучше перехвалить, чем недохвалить
По словам Елены Гранкиной, левши менее уверены в себе и более ранимы, чем правши, поэтому левшей лучше перехвалить, чем недохвалить.
— Эмоциональная натура левши тяжело переживает негатив, раздражение, упреки в свой адрес, даже если это не выражается открыто. Любая четко выстроенная и последовательная система поощрений будет способствовать развитию стрессоустойчивости, — советует психолог.
Еще одна рекомендация связана с воспитанием уверенности в себе. Ребенку-левше необходимо давать инициативу, только тогда он почувствует себя значимым, авторитетным в каком-либо деле и с удовольствием реализует свой творческий потенциал.
— Любые задания и правила лучше предлагать ребенку-левше в творческой форме. Веселые, забавные стишки, рифмовки, песенки, охватывающие ритмическую, мелодическую, эмоциональную стороны материала, будут способствовать лучшему запоминанию, — продолжает Елена Гранкина.
Кроме этого, важно в работе с левшой использовать разные анализаторные системы.
— Правополушарные детки по типу восприятия чаще визуалы и кинестетики, то есть воспринимают мир через зрительные образы и тактильные ощущения. Им проще усвоить материал, представленный в картинках, таблицах, схемах, диаграммах и в практической деятельности, — объясняет психолог.
Ребенку-левше лучше задавать вопросы открытого типа. Он с удовольствием выдаст развернутый ответ, исходя из собственного, индивидуального видения проблемы.
Будущее за равнополушарными
Бывает, что до шести лет определить, какая рука у ребенка доминирует, проблематично: дети одинаково стремятся использовать как правую, так и левую руку. По словам Елены Гранкиной, современные исследователи отмечают, что с каждым годом таких детей становится все больше.
— Если пофантазировать, то можно сказать, что мы имеем дело с «новыми детьми», которые одинаково успешно смогут использовать обе руки. Возможно, это связано с тем, что каждое новое поколение с проникновением в наш быт технологий — компьютеров, гаджетов, игровых приставок — все чаще в равной степени пользуется как правой, так и левой рукой. Таким образом, они активируют большое количество нейронных связей в обоих полушариях мозга, — отмечает Елена Гранкина.
Вполне возможно, что новые технологии приведут мир к тому, что все левши и правши станут равнополушарными, и это будет новый шаг на пути эволюции.
Кстати
В список левшей входят такие известные актеры и режиссеры, как Чарли Чаплин, Брюс Уиллис, Том Круз, Николь Кидман, Джулия Робертс, Анжелина Джоли, Скарлетт Йоханссон, музыканты Пол Маккартни и Дэвид Боуи, политики Уинстон Черчилль и Барак Абама, звезды спорта Пеле, Диего Марадонна, Рафаэль Надаль, Мартина Навратилова. Русский писатель Николай Лесков, написавший известную повесть о том, как Левша подковал блоху, тоже был леворуким. А вот Лев Толстой, когда у него уставала правая рука, брал перо в левую и продолжал работать над рукописями. Владимир Маяковский, автор «Левого марша», по свидетельству очевидцев, тоже был то левшой, то правшой. Например, играя в бильярд, поэт брал кий то в правую, то в левую руку.
Поделиться в соцсетях: