Владимир Филиппович Базарный — российский ученый, доктор медицинских наук, педагог, почетный работник общего образования Российской Федерации. Более 30 лет он посвятил научному и практическому решению проблемы гармоничного развития детей и юношества в системе образования. Владимир Филиппович разработал новое направление в науке и образовании — здоровьеразвивающую педагогику. В последние годы в Иркутске активно обсуждают внедрение рекомендаций Владимира Филипповича Базарного в образовательные учреждения города. Сегодня в «Иркутске» расскажем о том, что такое «конторка Базарного», почему полезно иногда писать пером и стоять босиком на пуговицах.
Есть проблема
Врач и педагог-новатор Владимир Филиппович Базарный после своих многочисленных исследований был убежден в том, что во время урока учащиеся не должны стоять или сидеть дольше 25 минут, а средним — но необязательным! — интервалом называл промежуток в 15 минут. Так, например, выполнив задание учителя, ученик встает. Сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхает, а учитель может ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей. Урок должен быть построен так, чтобы, выполняя различные задания педагога, дети могли постоянно двигаться! Ведь это как раз именно то, что им так необходимо.
Более того, здоровьесберегающая методика предполагает, что в течение занятия дети будут менять позы, вставать, садиться, даже ложиться, стоять босиком (или в крайнем случае в носках) на массажных ковриках.
Ученые, врачи и педагоги уверены: от многочасового сидения в школах у детей и подростков развивается масса заболеваний. Образно говоря, «неподвижное» обучение, считают они, — причина сколиозов, близорукости, болезни сосудов и многих других недугов. А выпускаясь из школы, дети имеют нарушения осанки, сердечно-сосудистые заболевания, нервно-психические нарушения, близорукость, нарушения репродуктивной системы.
Методика Владимира Базарного положительно влияет на укрепление здоровья. Ее суть — сохранение здоровья детей в области зрения и опорно-двигательного аппарата, профилактика более чем 100 хронических заболеваний. Она была одобрена и утверждена Министерством здравоохранения РСФСР в 1989 году.
Технологии этой методики начали внедрять в школы еще в СССР, поэтому некоторые иркутяне могут вспомнить из своего детства, например, конторки («стоячие парты») в школьных классах и как проходили уроки: то сидя, то стоя. Однако после развала СССР этот вопрос ушел на задний план и методику Владимира Базарного перестали использовать. А в ХХI веке вновь начали успешно внедрять во многих городах России и мира.
Депутаты нашей думы не раз рассматривали ее использование в школах Иркутска и проводили вместе с администрацией города соответствующую работу по ее внедрению.
На депутатских слушаниях в декабре 2024-го народные избранники вновь собрались, чтобы обсудить этот вопрос, и пригласили Алексея Северикова, директора АНО «Информационно-аналитический центр», педагога, специалиста по методике профессора Владимира Филипповича Базарного. Алексей Анатольевич подробно рассказал о технологиях, ответил на многочисленные вопросы и предложил варианты решения проблем, с которыми столкнулись администрация города и учреждения образования при внедрении этой методики.
По словам Алексея Анатольевича, научно-медицинский исследовательский центр здоровья ребенка в Москве проводил исследование, в котором изучали ситуацию в московских школах. Так, из всех первоклассников абсолютно здоровыми оказались всего 4,3 процента! Что наилучшим образом доказывает необходимость работать в направлении здоровьесбережения детей и юношества.
— Я, как родитель, хотел бы, чтобы мои дети в детстве учились в таком образовательном учреждении, где используется здоровьесберегающая методика профессора Базарного. В наше время школьники долго сидят за партой и в гаджетах. От этого сутулятся и имеют проблемы со спиной, зрением. Считаю, что необходимо популяризировать методику среди родителей, чтобы они знали о том, как можно сохранить здоровье детей, и пользовались этой возможностью в иркутских школах, — прокомментировал председатель городской думы Евгений Стекачев.
Суть методики Владимира Базарного
Методика Владимира Базарного включает в себя систему сенсорно-координаторных тренажей, которые оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, режим динамических поз, художественно-образные экологически чистые прописи, произвольные ритмы телесных усилий. То есть учебные занятия проводятся со сменой позы ребенка через определенное время. Для этого используется специальная ростомерная мебель с наклоном (конторки). Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на внимание и быстроту реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, офтальмотренажеры.
Важная особенность уроков заключается в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, которые активизируют детей. С помощью сенсорно-поисковых тренажеров в виде картины-панно развиваются восприятие, мышление, воображение и речь ребенка. А произвольные ритмы телесных усилий улучшают зрительную память, качество психомоторных и речемоторных функций и скорость восприятия.
Это базовая эргономика, но сам образовательный процесс и дидактику методика непосредственно не затрагивает. Лишь некоторые элементы технологии, предназначенные для детских садов и школ, являются методикой обучения: экологическое панно, образный букварь и образные прописи.
Также предложенные принципы, технологии позволяют снимать переутомление, уменьшают чрезмерную нагрузку на учащихся, и они более прочно усваивают знания. Что, разумеется, влияет и на уровень подготовки, в том числе на сдачу выпускных экзаменов. В целом отмечается уменьшение количества проявления нервно-психических срывов и агрессии, болезней костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, репродуктивной системы, желудочно-кишечного тракта, увеличивается жизнестойкость организма ребенка.
Элементы методики распространяются не только на образовательные учреждения. Их можно использовать и дома. Также из-за необходимости для человека двигательной активности в наше время большие организации переходят на новый режим работы: для работников обустраивается офис со столами, у которых есть электроподъемники. То есть сотрудник может работать как сидя, так и стоя, чтобы нивелировать нагрузку на организм из-за многочасового сидячего положения.
Опыт других городов
Методика Владимира Базарного активно используется по всей стране. Как отметил Алексей Севериков, ее применяют около 2000 школ и детских садов России! Есть 10 регионов-лидеров в этом направлении. В частности, это Ханты-Мансийский автономный округ — 185 школ, Белгородская область — 367 школ, Амурская и Ростовская области — примерно по 200 школ, Пермский край — 110 школ и так далее.
— Эта методика в ряде регионов имеет именно массовое применение, прежде всего в тех регионах, где этот вопрос курирует лично губернатор. Так, в Ленинградской области провели исследование, в котором участвовали институты развития и образования, медицинские работники и педагоги, — рассказал Алексей Анатольевич. — Взяли три класса для сравнения, которые сопровождали в течение четырех лет. Был класс по методике Базарного, класс с частичным применением основных элементов и класс с усиленной физкультурой по просьбе родителей.
Дети всех трех классов были примерно равны по уровню частоты заболеваемости и социально-бытовым условиям — ходили в один детский сад, имели одинаковый режим дня и медицинское обслуживание. По итогам исследования за четыре года именно в классе с методикой Базарного произошло максимальное снижение заболеваемости детей по основным пяти заболеваниям — на 55 процентов. В то время как в классе с частичным применением технологии уменьшение было на 31 процент, а в традиционном классе, но с усиленной физической культурой — на 16 процентов.
Внедрение методики в образовательные учреждения Иркутска
Внедрение здоровьесберегающей методики доктора медицинских наук, педагога-новатора Владимира Базарного в школы нашего города депутат от избирательного округа № 35 Александр Панько начал обсуждать в думе Иркутска еще в седьмом созыве. После инициативы Александра Георгиевича из городского бюджета по решению депутатов выделили средства на приобретение специального оборудования в некоторые образовательные учреждения.
— Это все не сложно и не затратно финансово. Родителям нужно осознать то, насколько это важно. Можно водить ребенка на разные образовательные программы и упустить тот момент, когда у него зрение ухудшится, появится искривление позвоночника, — подчеркивает Александр Георгиевич. — Всех этих проблем можно избежать с помощью изменения методики проведения урока. Благодаря ей состояние детей улучшается во много раз. Нужно, чтобы об этом как можно больше говорили учителя, врачи, а родители учащихся школ читали, узнавали об этом и методика была бы внедрена в классах наших школ. Нам нужно просто взять и всем вместе начать заботиться о наших детях.
В 2023 году началось внедрение методики профессора Базарного в Иркутске. Пилотными площадками стали пять школ: № 18, 27, 37, 57 и 69. В них открыли девять классов, в которых обучаются 243 ребенка. В 2024 году работа продолжилась и сформировали еще четыре первых класса. Также планируется оборудовать специальный класс для использования этой методики в строящейся школе на улице Ярославского. Ее применяют и в других городах Иркутской области: Ангарском городском округе в 17 образовательных учреждениях, а в Свирске — во всех (!).
Чтобы проводить занятия, используя методику российского ученого Владимира Базарного, необходимо учесть несколько факторов и решить проблемные вопросы. Так, нужно обустроить в школах специализированные классы. Стоимость оборудования и ремонт незначительно превышают стоимость оборудования обычного класса. Однако в Иркутске существует проблема перегруженности образовательных учреждений и большого количества детей в классах. В таких условиях невозможно будет выставить парты и конторки в строгом соответствии с рекомендациями автора методики, работать с «сенсорными крестами» (это приспособление для крепления наглядного материала, который развешивают под потолком в кабинете класса, на крестах закрепляют различные объекты: картинки в соответствии с тематическим планированием и возрастом, плоские и объемные геометрические фигуры, буквы, слова и пр. — Прим. ред.). А также необходимо разместить нужное количество шведских лестниц и балансиров.
Поэтому депутаты думы Иркутска предлагают предусматривать оборудование в новых школах, которые строятся в настоящее время и будут возводиться в будущем, а также во время проведения капитального ремонта. Тогда почти в каждом образовательном учреждении будет хотя бы один класс, использующий здоровьесберегающую методику Владимира Базарного.
Также, по мнению депутатов городской думы, необходимо проводить специальные курсы для педагогических коллективов школ по применению этой методики и обсуждать необходимость ее использования с родителями учащихся.
Помимо специального обучения педагогов, в Иркутске с методикой знакомят и будущих работников социальной сферы. Так, проводился семинар для студентов — будущих специалистов этой сферы Иркутского государственного университета, на котором осветили актуальные вопросы и проблемы системы эффективных педагогических подходов и технологий.
— Когда я выпускался из школы, мы проходили медосмотр. И всего у одного человека из класса не было проблем с позвоночником. Это был я. Так вышло, что из-за травмы в детстве родители настаивали на занятиях лечебной физкультурой и необходимости делать специальные упражнения. Поэтому я по себе знаю, как необходима детям активность, — рассказал депутат думы Иркутска от избирательного округа № 24 Григорий Вакуленко. — У наших директоров образовательных учреждений много работы по ремонту, у кого-то есть и предписания надзорных органов. Но мы должны работать вместе с ними и помогать им финансированием решать эти проблемы и закупать оборудование, методические пособия для обучения с помощью методики Владимира Филипповича Базарного.
Чтобы доказать эффективность, необходимо провести медицинские обследования детей и сравнить показатели в течение нескольких лет. В Иркутске классы с такой методикой появились только в 2023 году, поэтому невозможно провести полный анализ их результативности. Однако имеется опыт других городов. Поэтому ознакомительную работу необходимо проводить и с родителями наших детей, так как многие иркутяне не имеют представления об этой методике.
Нужно убеждать родителей на примерах других городов нашей страны, рассказывать о показателях там здоровья учащихся, о положительных результатах применения технологий этой здоровьесберегающей методики.
— Мы в первую очередь родители. И мотивированы тем, чтобы не только наши дети, но и дети всех вокруг сохраняли здоровье. Достаточно много лет депутаты нашей думы занимаются внедрением методики, и мы будем продолжать эту работу, — подчеркнул Александр Панько.
Депутаты решили обратиться к губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву и в Общественную палату региона с просьбой оказать содействие в массовом внедрении методики Владимира Базарного в образовательные учреждения на территории областного центра. Кроме того, на профильной комиссии думы народные избранники рассмотрят возможность дополнительного поощрения учителей, которые используют данную технологию.
Диана Ивчик
Фото Валентина Карпова, автора, из открытых источников
Новый блок начальной школы № 57 в Ново-Ленино был открыт осенью 2023 года. Учебный кабинет на этом снимке отличается от всех остальных классов в этой школе: он оборудован по методике российского ученого, педагога-новатора Владимира Базарного. Индивидуальные (!) парты соседствуют здесь с конторками, тренажерами для глаз, массажными ковриками и мячиками. Каждые 10 минут ребята меняются местами, а физминутки тут особенно интересны: дети «вырисовывают» телами круги и восьмерки, ищут глазами бегающие огоньки, массируют ладони, стопы или макушки. Цель такого класса одна — сохранить и укрепить здоровье ребят. Кстати, на заднем плане — студенты пединститута ИГУ и педагогического колледжа: они пришли на экскурсию в класс, работающий по методике Владимира Базарного
Так выглядит «конторка Базарного» — парта для занятий стоя. У нее меняются высота и наклон столешницы. Посидев за обычной партой часть урока, ребенок отправляется за конторку. Кроме того, дети используют массажные мячики для стимуляции ладоней, уделяется внимание каллиграфии с применением перьевой ручки
Еще снимки из класса школы № 57, где дети занимаются по методике педагога-новатора Владимира Базарного. Массажные коврики для ног, мешочки на голову — для формирования осанки! А на потолок здесь нанесена схема универсальных символов, с помощью которой проходит тренировка мышц глаз и опорно-двигательного аппарата
Депутаты думы Иркутска считают, что есть проблемы, которые растянуты во времени, поэтому порой люди их не видят. Но здоровьем и профилактикой болезней всем людям необходимо заниматься с самого детства, чтобы спустя годы оставаться такими же здоровыми и в будущем такими же здоровыми были и их дети
Дети становятся выше! Специалист по методике Владимира Базарного Алексей Севериков продемонстрировал депутатам думы Иркутска этот график, чтобы показать динамику роста детей при использовании методики ученого и педагога-новатора Базарного и без нее. Алексей Анатольевич отмечает, что рост детей из классов с применением этой методики выше на 10–15 см, потому что «нет угнетения позвоночника»