Мэр Руслан Болотов 7 августа вновь ввел в городе режим чрезвычайной ситуации: в Ленинском и Правобережном районах продолжают подниматься грунтовые воды. В городе круглосуточно ведется мониторинг всех островов и прибрежных зон, в готовность приведено свыше 900 человек и 300 единиц техники, развернуты пункты временного размещения. Все это время в нашу редакцию звонят обеспокоенные горожане и задают вопросы: «Почему поднимаются грунтовые воды?», «Когда это прекратится?». Ответить на них мы попросили Ольгу Гагаринову, заведующую лабораторией гидрологии и климатологии, кандидата географических наук, старшего научного сотрудника Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН.
— Ольга Владимировна, давайте начнем сразу с главного: из-за чего поднимаются грунтовые воды?
— Это связано с периодом повышенной водности. Дело в том, что питание подземных вод происходит в результате выпадения осадков, которые просачиваются в почву, пополняют, так называемые, грунтовые воды — верхние горизонты подземных вод. Сейчас осадков очень много, причем началось это обилие еще прошлой осенью. Насыщенность подземных горизонтов водой и так большая, а интенсивные ливневые дожди еще больше увеличивают количество подземной влаги. В результате идет насыщение почвы водой, пополнение подземных вод, подъем их уровня, и, соответственно, подтопление пониженных участков. На таких участках, где отмечается близкое залегание грунтовых вод к поверхности, при повышении их уровня может наблюдаться выход воды на поверхность.
Кроме того, из-за высокого уровня воды в реках (например, это касается Иркута) сейчас происходит подпор грунтовых вод. То есть, если в обычное время грунтовые воды свободно стекают в реку, то при высоком уровне реки вода из нее фильтруется в грунтовые слои берегов, как бы идет на встречу грунтовым водам и этим усиливает подъем их уровня. В итоге грунтовые воды поднимается еще выше и потапливает пониженные участки.
— Кто больше всего страдает при таком раскладе?
— Обычно все территории, которые находятся в пойме рек, низкие участки. Это несложно понять: достаточно посмотреть на карте, где расположены, например, Селиваниха, поселок Боково, падь Грязнуха. Это заболоченные местности, и уровень грунтовых вод там очень высокий даже в период пониженной влажности.
— То есть заливает те участки, что рядом с речкой?
— Они необязательно должны быть рядом, расстояние до реки может быть и в несколько километров. Но они всегда в низменности. Проще говоря, реку можно поделить на две части: водосбор (повышенная территория) и долина (пониженная). В долине, в свою очередь, есть место, которое прилегает непосредственно к берегу — это пойма. И вот пойма — то самое место, которое затапливается. И никогда раньше не строили в поймах, в прежние годы это даже запрещалось законодательно. За рубежом, кстати, в таких местах строить разрешено только на сваях. Просто потому, что это естественный процесс, когда пойменные участки затапливаются при высоком уровне грунтовых вод.
Поскольку с 2013 года у нас был экстремально маловодный период, который сопровождался истощением грунтовых вод, то, разумеется, никого не топило. Вот люди и начали строиться в поймах — то ли забыв про правило, то ли не зная его. Кстати, во времена основания Иркутска первопроходцы не строились возле воды — только на высоком берегу (взять то же Глазково). А сегодня люди хотят ближе к реке жить. Вот и имеем то, что имеем.
— Как связано подтопление грунтовыми водами в Иркутске с повышением уровня Байкала?
— Повысился основной приток в Байкал, причем по той же причине — из-за обильных осадков. Но не локально в Иркутске, а на большой территории, так как основной приток Байкала — Селенга, а также ряд крупных северных рек со стороны Бурятии. Сегодня Иркутская ГЭС сбрасывает 3300 кубометров в сутки — чтобы Байкал не топил берега Бурятии, в особенности участки железной дороги и автомобильных трасс. Но у нас в итоге уровень Ангары ниже плотины повышается, а далее происходит процесс, о котором я уже говорила — подпирание грунтовых вод.
— Что же дальше? Когда грунтовые воды перестанут выходить за подземные горизонты?
— Если будут лить дожди (а впереди осень, и вряд ли стоит ждать прекращения осадков), легче в этом году не станет: грунтовые воды продолжат подниматься, а территория подтопления — увеличиваться. Остается ждать наступления очередного маловодного периода. Он обязательно настанет, как это уже было неоднократно. Одно «но» — ждать придется несколько лет.
Наталья Федотова
Фото Валентина Карпова и baikal.mk.ru
ЗОНА ЧС В ИРКУТСКЕ
Предместья Марата, Рабочее, микрорайон Лесной, СНТ в районе нижнего бьефа Ангары, Плишкинский тракт, падь Грязнуха, поселки имени Горького и имени Кирова, а также прилегающие к ним СНТ, поселки Бокова, Жилкино, СНТ «Ангара», СНТ «Елизовское», улицы Костромская, Овражная, Верхняя Набережная.
Так выглядит сброс воды на Иркутской ГЭС: кипящие потоки вспарывают гладь Ангары, люди стоят на берегу, увлеченно наблюдая за ярким зрелищем. С 19 августа сброс уменьшен до 3000 м3/сек: мэр Иркутска Руслан Болотов и губернатор Игорь Кобзев обратились к руководству Енисейского водного бассейнового управления с предложением уменьшить сбросной расход воды на Ангаре в связи с повышением уровня реки. Гидрологическая обстановка находится на контроле администрации Иркутска. Круглосуточно работает телефон доверия: 8 (3952) 40-99-99