Кибермошенники ловят на кешбэк
Происшествия
28 ноября 2024
image
О новом способе обмана рассказали иркутские полицейские

 

Нельзя отвечать на звонки с незнакомых номеров. Эта рекомендация сотрудников полиции уже стала прописной истиной. Но мошенники изобретают все новые способы, чтобы разговор с потенциальной жертвой все же состоялся. С начала октября в правоохранительные органы Иркутска стали поступать обращения от горожан, которых аферисты, представившиеся сотрудниками известной всем ресурсной компании, обманули, пообещав банковский кешбэк. Всего за месяц на их удочку попалось больше десяти жителей нашего города, а общий ущерб превысил миллион рублей. О новой схеме обмана рассказала заместитель начальника СО‑1 СУ МУ МВД России «Иркутское», подполковник юстиции Елена Лемешева.

— Преступники используют каждый раз одну и ту же схему: представляются сотрудниками иркутской ресурсной компании, услугами которой пользуются почти все горожане, затем говорят о необходимости установки или замены приборов учета и обещают кешбэк от банка, — поясняет Елена Лемешева. — Как правило, во время разговора на телефон человека приходит ссылка, которую мошенники рекомендуют открыть якобы для заполнения заявки на счетчик, а на самом деле таким образом аферисты получают доступ и могут управлять всеми приложениями, установленными на телефоне, в том числе банковскими счетами.

Одной из первых жертв мошенников стала медик Татьяна Павловна. Днем 14 октября она была на работе, когда ей позвонили в ватсапе.

— У меня как раз был перерыв между пациентами, поэтому я ответила, — говорит Татьяна Павловна. — Звонила женщина, представилась сотрудницей компании. По голосу ей лет 50, говорила без акцента, и ее голос показался мне знакомым, поэтому я продолжила разговор.

Собеседница сообщила, что через несколько дней домой к Татьяне Павловне придет мастер, чтобы установить приборы учета, но дня за два до этого он позвонит, чтобы подтвердить заявку.

— Я обрадовалась, потому что давно хотела установить счетчики. Потом женщина сказала, что мастер должен предъявить мне документы: заключение о снятии старого и установке нового счетчика, гарантийный талон. Никаких сомнений в ее словах у меня не возникло, — вспоминает медик.

Еще незнакомка рассказала, что иркутянка сможет в автоматическом режиме отслеживать работу счетчика: сколько ресурса потрачено и сколько это стоит, а также получать кешбэк от банка за оплату услуг компании. Для этого требовалось всего лишь установить приложение на телефон. Татьяна Павловна согласилась, и собеседница подробно ее проинструктировала.

Как только приложение было установлено, мошенница велела зайти в него и отметить определенные функции. После этого разговор пришлось завершить, потому что подошли пациенты на прием, но женщина успела сказать, что телефон надо оставить включенным на 20 минут и не трогать его, чтобы не произошло сбоя программы.

Когда пациенты ушли, Татьяна Павловна взяла в руки телефон и увидела на экране надпись «Не включать». Это показалось ей подозрительным, и она пошла к коллеге за советом. А та, выслушав ее, сразу все поняла и сказала, что смартфон надо немедленно активировать.

— Я включила телефон, там было сообщение от банка о списании с моего счета 240 тысяч рублей. Это значительный ущерб для меня, ведь моя зарплата — 40 тысяч рублей. Деньгами со счета я оплачивала коммунальные услуги, продукты, одежду. Других накоплений у меня нет, — говорит Татьяна Павловна.

Такая же история произошла с пенсионеркой Людмилой Ивановной, которой мошенники позвонили днем 29 октября, когда она была дома одна.

— Звонок был в ватсапе. При этом на экране высвечивалась картинка с названием известной иркутской компании, поэтому я ответила, — рассказывает Людмила Ивановна.

Звонивший мужчина представился Алексеем Ивановичем, сказал, что он сотрудник данной компании. Сообщил, что в квартире иркутянки необходимо поменять приборы учета. Женщина вспоминает, что поверила ему, ведь никаких данных о банковской карте он не спрашивал. Собеседник сказал, что для замены счетчиков необходимо оформить заявку.

— Я тогда еще уточнила, можно ли не оформлять заявку, но он ответил, что заявка нужна обязательно. После этого выслал в ватсап ссылку на заполнение заявки, которую надо было открыть. Я посмотрела, что ссылка пришла с того же номера, с которого был звонок, поэтому нажала на нее, — рассказала в полиции Людмила Ивановна.

После того как новая программа была установлена на телефон, пожилая женщина зашла в приложение своего банка, где, по словам собеседника, должен был отобразиться кешбэк. Но как только она ввела код доступа в личный кабинет, экран погас, и телефон не работал около полутора часов. Когда Людмила Ивановна наконец смогла воспользоваться гаджетом, она увидела сообщение, что с ее банковского счета списались 355 тысяч рублей. Пока телефон был недоступен для владелицы, деньги отправились двумя переводами на имена незнакомых мужчины и женщины. Уже позже, в полиции, Людмиле Ивановне объяснили, что, перейдя по ссылке, она установила на смартфон удаленный доступ, который позволил мошенникам управлять ее банковскими счетами.

— Полиция Иркутска еще раз призывает граждан не верить сообщениям от неизвестных лиц, которые представляются сотрудниками жилищно-коммунальных организаций и предлагают свои услуги. Любую информацию необходимо проверить лично в офисах компаний, которые обслуживают ваш дом, — подчеркивает Елена Лемешева.

Имена потерпевших изменены.

Елена Машкова

Фото пресс-службы полиции Иркутска и из телеграм-канала «Вас обманывают»

Под предлогом переустановки счетчиков злоумышленники вынуждают жертву загрузить на смартфон вирусное приложение якобы от известной ресурсной компании. После его установки аферисты получают доступ к операционной системе смартфона, а затем к мобильному банку жертвы. Будьте бдительны, сообщите родителям, бабушкам и дедушкам о подобной схеме обмана

Сомневаешься — звони в контакт-центр!

Установку и замену приборов учета производит только гарантирующий поставщик. Сотрудники ресурсных компаний никогда не запрашивают у клиентов никаких данных банковских карт, не предлагают озвучить «код из смс» и перейти по ссылке из сообщения. Если у вас возникнут вопросы или сомнения, действительно ли вы общаетесь с сотрудником компании, вы всегда можете позвонить в ее контакт-центр и получить консультацию у оператора.

Любые данные нужно проверять! 

На этой неделе мы спросили у прохожих на улицах Иркутска: «А вам уже предлагали поменять электросчетчик? Знаете, как реагировать на такой звонок?»

Гавриил Радионов, руководитель психологической службы:

— Мне мошенники по поводу замены счетчиков звонили, и не один раз. В первый раз я просто сказал, что не нуждаюсь в такой услуге, сам могу решить этот вопрос, и положил трубку. А во второй раз у меня было игривое настроение, и я подыграл их легенде, минут пять с ними разговаривал, спрашивал, как это сделать, что от меня требуется, сколько это будет стоить, куда переводить — в общем, тянул время. В итоге они поняли, что их схема не сработала, что-то пошло не так, и сами бросили трубку, резко оборвав разговор. Считаю, что все должны знать: в современном мире нужно быть технически грамотным, всегда проверять информацию. Если действительно в вашем доме проводится замена окон или проверка счетчиков, эти данные всегда можно уточнить в управляющей компании.

Арина Антонова, юрист:

— Буквально на прошлой неделе мне звонили два раза. Номер телефона, как ни странно, определился похожий на иркутский, он не вызвал у меня никаких подозрений. Поэтому я ответила, хотя чаще всего игнорирую звонки с незнакомых номеров. Звонивший представился сотрудником известной в городе компании и очень по-деловому предложил мне установить новые счетчики. Про подобные схемы я уже где-то читала и прервала разговор. Да и счетчики мне устанавливать, если честно, негде. После этого звонили еще раз с похожего номера, но тут уж я не стала отвечать. Хорошо усвоила, что с мошенниками лучше не общаться, а то мало ли что.

Софья Колесова, бухгалтер:

— Возможно, мне и звонили по счетчикам, но для меня это осталось незамеченным. Дело в том, что я уже давно использую простой алгоритм, когда звонят с незнакомых номеров, — просто не беру трубку. Кому надо, тот напишет и объяснит цель звонка. Но даже если мне начнут рассказывать про некую необходимость переустановки счетчиков, точно буду игнорировать, потому что ко мне в данный момент это не имеет вообще никакого отношения — квартиру я снимаю, и всеми взаимодействиями с коммунальными службами занимаются арендодатели. Мое участие в этом заканчивается на передаче показаний счетчиков. Вообще считаю, что в диалог с мошенниками лучше не вступать.

Егор Левченко, инженер:

— Первое, что у меня возникнет, когда предложат установить какое-то приложение, — чувство сомнения, и я обязательно переспрошу, для чего мне это нужно, ведь у меня в специальной программе уже установлены автоматические платежи за ЖКХ. То есть попробую вежливо объяснить, что мне не нужны такие услуги. Кстати, недавно звонили и сказали, что у меня закончился срок действия сим-карты и нужно продлить договор, введя специальный код, который придет в смс. Когда я ответил, что вижу из окна филиал компании моего сотового оператора, к которому сейчас схожу и все выясню, мой собеседник (а это, как мы понимаем, был мошенник) сразу бросил трубку. То есть схемы у телефонных злодеев примерно одинаковые, нужно всегда им говорить, что любые данные я перепроверяю.

Анастасия Рычкова, студентка:

— Да, как раз с предложением заменить счетчики через нашу управляющую компанию мне недавно звонили и просили перейти по ссылке. Меня это предложение сразу насторожило — до этой ситуации из управляющей компании мне не звонили ни разу, все происходит наоборот — обычно это я им звоню. Поэтому мошенникам, предложившим мне счетчики, я стала задавать массу вопросов и на большинство не получила корректного ответа. Поэтому у меня возникло еще больше вопросов, я сказала, что прямо сейчас проверю их данные через интернет. В итоге у мошенника лопнуло терпение, и он бросил трубку.

С прохожими на улицах Иркутска общалась Елена Алексеева

Фото автора

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg