Представления о жизненном укладе, традициях и роли казачества в истории России долгое время формировались в нашей стране не на объективных фактах, а черпались из песен, кинофильмов и художественной литературы. В итоге в массовом сознании сформировался некий собирательный образ лихого батьки-атамана, с которым «не приходится тужить». При этом роль казачества в дореволюционной России была столь велика и серьезна, что император Николай I, дабы подчеркнуть это, назначал наследника престола августейшим атаманом всех казачьих войск. И затем, начиная с Александра II, каждый будущий царь получал эту должность. Выставка, представленная в Галерее сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева, как раз призвана рассказать о казачестве на службе Российской империи.
Казачество в России имеет богатую и сложную историю, уникальную культуру и самобытные традиции. Но организаторы выставки из фондов московского Государственного исторического музея ставили целью показать лишь одну сторону жизни казачьего сословия — службу государству российскому. В экспозиции представлено около 200 предметов — оружие, военная форма, награды, редкие фотографии и документы, портреты, знамена казачьих войск. По словам автора и куратора выставки, научного сотрудника Государственного исторического музея Григория Зубенко, многие экспонаты выставляются впервые.
— Выставка реализуется в рамках нацпроекта «Культура». В этом году она охватывает три города — Читу, Иркутск и Улан-Удэ. Подбирая экспонаты, мы стремились не погружаться в древнюю историю казачества, а представить казачье сословие в период его интеграции с государством. Этот процесс, в частности, сопровождался переходом от военной демократии, когда казаки выбирали себе атаманов и для сообщества было характерно внутреннее равенство, к появлению внутреннего дворянства — казачьих старшин. На выставке это можно наглядно проследить на примере эволюции обмундирования, знаков отличия и наград, — пояснил Григорий Зубенко.
В залах галереи представлена военная форма казаков, служивших на границах в разных частях страны. На Кавказе многие атрибуты обмундирования — бурки, папахи, газыри — казаки переняли у местного населения. А верхний мужской кафтан здесь даже получил официальное название «черкеска». В войсках сибирских казаков, куда нередко записывали коренных жителей, буряты и тунгусы носили привычную национальную одежду, но наиболее широко казаки использовали чекмени — крестьянские суконные кафтаны, которые со временем трансформировались в мундир Войска Донского, сохранив при этом свое название. В экспозиции представлены чекмени нижних чинов степового казачества, генеральский мундир донского войска, форма сибирских и кавказских казачьих войск.
Среди уникальных предметов — три наградных серебряных ковша с позолотой. На них нанесены государственная символика, вензель, надпись, кому он дарован и за что. В XVIII столетии это была высшая награда казаку за верную службу. Большие редкости — сабля, жалованная Екатериной II казаку, отличившемуся в подавлении пугачевского бунта, знамя Верхнеудинского полка Забайкальского казачьего войска, врученное за проявленную доблесть во время Русско-Японской войны, именные казачьи медали, которые носили на груди на большой цепочке как знак отличия за воинские заслуги.
Среди предметов, впервые демонстрируемых публике, подборка писем Александра Андронова, внука иркутского губернатора Ивана Цейдлера, с фронта во время Первой мировой войны, где он сражался в составе 27-го Донского казачьего войска.
— В фондах нашего музея, в частности, есть его письмо с описанием первого боя, как он вместе с забайкальцами ходил отбивать окопы. Вскоре после этого ему вручили Георгиевский крест IV степени, затем его ранили и комиссовали. В подборке его писем сохранилась также пасхальная открытка с изображением казачка, — рассказал Григорий Зубенко.
Во время Первой мировой войны по инициативе Николая II на фронт отправляли художников, которые рисовали георгиевских кавалеров. Планировалось, что эскизы будут переведены в живопись и составят галерею героев. Этой идее не суждено было сбыться, но рисунки сохранились в архиве и также представлены на выставке.
Открывается и завершается экспозиция знаками отдельных частей войск и учебных заведений, где готовили казачьих офицеров, в том числе здесь есть жетон иркутского военного училища.
Одним из первых выставку «Казачество на государевой службе» посетил председатель Совета стариков Иркутского войскового казачьего общества Сергей Резников. По его словам, традиции казачества, с давних времен стоявшего на защите рубежей Отечества, свято чтутся и в наше время.
Нина Александрова
Фото Валентина Карпова
Выставка «Казачество на государевой службе» из фондов Государственного исторического музея будет работать в Галерее сибирского искусства до 22 сентября.
Российское самодержавие, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, терпело казачью вольницу, но целенаправленно стремилось подчинить ее своей власти. Для этого постепенно формировалась и приручалась казачья элита. В XVII–XVIII веках правительство ввело в практику выдачу именных наград: жалованных ковшей, сабель и персональных медалей. В XIX веке ковши знатным казакам давать перестали. В экспозиции представлен один из последних ковшей, врученных Александром I станичному атаману Уральского войска Стахию Мизинову в 1821 году
На одной из фотографий экспозиции можно увидеть женщин в военной форме с шашками и на лошадях. Казачки тоже могли исполнять воинские обязанности по охране границ, когда мужчины уходили на войну. Есть исторические факты участия казачек в боевых действиях и даже примеры, когда им присваивали офицерские звания
Среди наград у казаков особенно ценился Георгиевский крест — знак отличия военного ордена Святого Георгия. Полный георгиевский кавалер обладал четырьмя крестами с IV по I степень. На фото слева направо Георгиевские кресты III и IV степени, Георгиевские медали за храбрость III и IV степени, наградная медаль «В память Русско-Японской войны 1904–1905 годов», наградная медаль «В память столетия Отечественной войны 1812 года»
Иркутянам будет особенно интересен уникальный экспонат — альбом, богато украшенный ювелирной фирмой «Сазиковъ» и преподнесенный губернатору Восточной Сибири Николаю Синельникову в 1874 году. В 1880 году альбом был передан в дар наследнику престола, великому князю Александру Александровичу. В нем собрано более 300 фотографий иркутян разных сословий, чинов и рангов
Военная форма казака во многом зависела от того, на какой границе он нес службу. На Кавказе многие атрибуты обмундирования — бурки, папахи, газыри, черкеску, бешмет — казаки переняли у местного населения. На фото — костюм урядника Собственного Его Императорского Величества конвоя
Казаки мастерски владели холодным оружием. На выставке можно увидеть разные его виды — сабли, кинжалы, шашки, в том числе из буланой стали с инкрустированными ручками, позолотой и резьбой. Рядом в витринах — пищали, пистолеты и ружья