Не имеющую аналогов в мире инновационную резонансно-ионную технологию восстановления гелевых аккумуляторов начали использовать на муниципальном предприятии «Иркутскгортранс». Раньше такого никогда не делали — устройства эти неразборные, после выхода из строя их сдавали в утилизацию и закупали новые. Но в России они не производятся, и после беспрецедентного размаха экономических санкций коллективного Запада, вводимых против нашей страны в последние месяцы, во первых, сильно выросли в цене, во вторых, стали труднодоступны по логистике. В условиях муниципального транспортного предприятия, где техники много, только одних троллейбусов — 73 (!), замена аккумуляторов могла стать серьезной проблемой. Благодаря экспериментальной разработке специалистов из Тюмени, которую предложил использовать иркутский инженер Николай Черных, удалось не только удовлетворить потребности муниципального предприятия, но и построить далеко идущие планы по предложению такой услуги другим транспортным компаниям.
— В журнале «Эксперт» я прочитал о том, что инженеры из Тюмени, первые и пока единственные в России, внедрили инновационную технологию по восстановлению гелевых аккумуляторов. Я съездил в Тюмень, поучился, взял в аренду восстановительное устройство Tornado Universal и предложил «Иркутскгортрансу» восстанавливать аккумуляторы для иркутских троллейбусов, — рассказывает Николай Черных.
Как это работает? Инновационное оборудование — восстановительное устройство Tornado Universal позволяет увеличить емкость бывших в употреблении аккумуляторов на 30–60 процентов, а срок их службы — до восьми-девяти лет. На восстановление одного аккумулятора уходит около 20 часов, одновременно заряжается от двух до четырех батарей.
Не сразу все шло гладко в эксперименте. Была ситуация, когда Николай Черных хотел уменьшить срок зарядки на восстановительном устройстве и изменил параметры. В итоге один аккумулятор взорвался, а зарядный аппарат сгорел. Но мастер вышел из ситуации: из Тюмени прислали дополнительный блок, который он самостоятельно установил, и Tornado Universal снова заработал! И конечно же, на первых порах Николаю помогали коллеги по цеху «Иркутскгортранса» — начальник троллейбусного депо Павел Астахов, Олег Пономарев, Николай Карасев и многие другие, у которых большой опыт в работе с аккумуляторами еще советского периода.
— Когда Николай Черных пришел к нам с предложением по продлению жизни аккумуляторов, мы заинтересовались: предприятие ничем не рисковало, ведь вышедшие из строя аккумуляторы собирались списывать, — рассказал «Иркутску» руководитель МУП «Иркутскгортранс» Сергей Майок. — Благодаря новой технологии срок службы аккумуляторов для современных троллейбусов и трамваев возможно увеличить в два — два с половиной раза. Сейчас, в период санкций, это особенно важно, поскольку гелевые аккумуляторы — импортного производства.
Уже сейчас новую жизнь получила 21 батарея для троллейбусов на автономном ходу. Пять таких машин уже ездят по городу, остальные стоят в резерве на случай поломки. На очереди — эксперимент по «оживлению» батарей для трамваев. Кроме того, восстановительное устройство Tornado Universal способно заряжать не только гелевые, но и свинцово-кислотные аккумуляторы, причем с малых токов. Устройство можно использовать и для восстановления батарей легковых автомобилей, технологию вполне реально поставить на массовый поток для автовладельцев, и она будет востребована — уверены в «Иркутскгортрансе».
На предприятии есть планы расширения городского парка троллейбусов на автономном ходу, сейчас отрабатывают практику их обслуживания и ремонта. Руководство МУП планирует создать отдельный специализированный цех — восстанавливать аккумуляторы не только для «Иркутскгортранса», но и для других транспортных компаний.
И еще немного интересного про «кулибиных» из «Иркутскгортранса». Слесари по ремонту радиоэлектронного оборудования троллейбусного депо Алексей Кустов, Алексей Киселев, Андрей Сердюков, Эдуард Медведюк, Василий Белявский без всяких технологий, посмотрев, как это делается, в интернете, в качестве эксперимента попробовали восстановить литиевые аккумуляторы, подлежавшие утилизации. И получилось! Кстати, такие устройства используются в электрокарах и стоят от 200 тысяч рублей. Но это уже тема следующей публикации в «Иркутске».
Ольга Королева
Фото Валентина Карпова
Николай Черных и его «напарник» – восстановительное устройство для гелевых аккумуляторов Tornado Universal. Вообще-то Николай Александрович по первому образованию менеджер, и у него неплохой опыт работы в этой сфере. Но после экономического кризиса 2008–2009 года увлекся автоэлектроникой, и хобби привело его к новой специальности. Теперь Николай Черных восстанавливает аккумуляторы и планирует заняться научной работой по этой тематике
Зарядка батарей для иркутских троллейбусов идет полным ходом. «Сейчас, когда гелевые аккумуляторы подорожали из-за санкций (от тридцати тысяч рублей за штуку), возможность заряжать их, использовать снова и снова – уникальный проект, крайне выгодный для города», – уверен иркутский инженер Николай Черных. А раньше эти батареи просто списали бы!