Как в «Иркутскгортрансе» дают новую жизнь старым аккумуляторам
Экономика
Газета «Иркутск» #23 (1059) от 17 июня 2022
image
None

Не имеющую аналогов в мире инновационную резонансно-ионную технологию восстановления гелевых аккумуляторов начали использовать на муниципальном предприятии «Иркутскгортранс». Раньше такого никогда не делали — устройства эти неразборные, после выхода из строя их сдавали в утилизацию и закупали новые. Но в России они не производятся, и после беспрецедентного размаха экономических санкций коллективного Запада, вводимых против нашей страны в последние месяцы, во первых, сильно выросли в цене, во вторых, стали труднодоступны по логистике. В условиях муниципального транспортного предприятия, где техники много, только одних троллейбусов — 73 (!), замена аккумуляторов могла стать серьезной проблемой. Благодаря экспериментальной разработке специалистов из Тюмени, которую предложил использовать иркутский инженер Николай Черных, удалось не только удовлетворить потребности муниципального предприятия, но и построить далеко идущие планы по предложению такой услуги другим транспортным компаниям.

— В журнале «Эксперт» я прочитал о том, что инженеры из Тюмени, первые и пока единственные в России, внедрили инновационную технологию по восстановлению гелевых аккумуляторов. Я съездил в Тюмень, поучился, взял в аренду восстановительное устройство Tornado Universal и предложил «Иркутскгортрансу» восстанавливать аккумуляторы для иркутских троллейбусов, — рассказывает Николай Черных.

Как это работает? Инновационное оборудование — восстановительное устройство Tornado Universal позволяет увеличить емкость бывших в употреблении аккумуляторов на 30–60 процентов, а срок их службы — до восьми-девяти лет. На восстановление одного аккумулятора уходит около 20 часов, одновременно заряжается от двух до четырех батарей.

Не сразу все шло гладко в эксперименте. Была ситуация, когда Николай Черных хотел уменьшить срок зарядки на восстановительном устройстве и изменил параметры. В итоге один аккумулятор взорвался, а зарядный аппарат сгорел. Но мастер вышел из ситуации: из Тюмени прислали дополнительный блок, который он самостоятельно установил, и Tornado Universal снова заработал! И конечно же, на первых порах Николаю помогали коллеги по цеху «Иркутскгортранса» — начальник троллейбусного депо Павел Астахов, Олег Пономарев, Николай Карасев и многие другие, у которых большой опыт в работе с аккумуляторами еще советского периода.

— Когда Николай Черных пришел к нам с предложением по продлению жизни аккумуляторов, мы заинтересовались: предприятие ничем не рисковало, ведь вышедшие из строя аккумуляторы собирались списывать, — рассказал «Иркутску» руководитель МУП «Иркутскгортранс» Сергей Майок. — Благодаря новой технологии срок службы аккумуляторов для современных троллейбусов и трамваев возможно увеличить в два — два с половиной раза. Сейчас, в период санкций, это особенно важно, поскольку гелевые аккумуляторы — импортного производства.

Уже сейчас новую жизнь получила 21 батарея для троллейбусов на автономном ходу. Пять таких машин уже ездят по городу, остальные стоят в резерве на случай поломки. На очереди — эксперимент по «оживлению» батарей для трамваев. Кроме того, восстановительное устройство Tornado Universal способно заряжать не только гелевые, но и свинцово-кислотные аккумуляторы, причем с малых токов. Устройство можно использовать и для восстановления батарей легковых автомобилей, технологию вполне реально поставить на массовый поток для автовладельцев, и она будет востребована — уверены в «Иркутскгортрансе».

На предприятии есть планы расширения городского парка троллейбусов на автономном ходу, сейчас отрабатывают практику их обслуживания и ремонта. Руководство МУП планирует создать отдельный специализированный цех — восстанавливать аккумуляторы не только для «Иркутскгортранса», но и для других транспортных компаний.

И еще немного интересного про «кулибиных» из «Иркутск­гортранса». Слесари по ремонту радиоэлектронного оборудования троллейбусного депо Алексей Кустов, Алексей Киселев, Андрей Сердюков, Эдуард Медведюк, Василий Белявский без всяких технологий, посмотрев, как это делается, в интернете, в качестве эксперимента попробовали восстановить литиевые аккумуляторы, подлежавшие утилизации. И получилось! Кстати, такие устройства используются в электрокарах и стоят от 200 тысяч рублей. Но это уже тема следующей публикации в «Иркутске».

Ольга Королева

Фото Валентина Карпова

Николай Черных и его «напарник» – восстановительное устройство для гелевых аккумуляторов Tornado Universal. Вообще-то Николай Александрович по первому образованию менеджер, и у него неплохой опыт работы в этой сфере. Но после экономического кризиса 2008–2009 года увлекся автоэлектроникой, и хобби привело его к новой специальности. Теперь Николай Черных восстанавливает аккумуляторы и планирует заняться научной работой по этой тематике

Зарядка батарей для иркутских троллейбусов идет полным ходом. «Сейчас, когда гелевые аккумуляторы подорожали из-за санкций (от тридцати тысяч рублей за штуку), возможность заряжать их, использовать снова и снова – уникальный проект, крайне выгодный для города», – уверен иркутский инженер Николай Черных. А раньше эти батареи просто списали бы!

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg