None
«Если мы гоним какую-то проблему в дверь, затем она в виде симптома болезней проникает через окно» — эти слова Зигмунда Фрейда как нельзя лучше передают суть психосоматических расстройств. Наука признала: внутренний конфликт действительно способен породить соматические (телесные) заболевания. Через какие недуги наш организм подает «сигналы бедствия», почему это явление часто наблюдается в детском возрасте и к кому обращаться за помощью? Об этом мы поговорили с клиническим психологом, зав. кабинетом медицинской психологии и психотерапии ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека», кандидатом биологических наук Жанной Прохоровой.
Представьте ситуацию: человека мучают боли в животе, он то и дело наведывается к гастроэнтерологу, исправно «глотает лампочку» и делает УЗИ, но исследования не показывают никаких внутренних патологий. И вот тогда в медкарте появляется загадочное выражение «психосоматическое расстройство».
— Жанна Владимировна, объясните, как такое происходит?
— Если человеку трудно провести границу между эмоциями и соматическими ощущениями, он начинает переносить переживания на телесное состояние. Большая часть больных с психосоматическими расстройствами поначалу обращается к врачам общей практики. К психологу такие пациенты попадают, уже пройдя все «круги ада», после терапевтов, узких специалистов, многочисленных анализов. Врачи обследуют их и разводят руками: «У вас ничего нет, вы симулянт». Но грамотные специалисты могут заподозрить, что проблема лежит в области чувств, и отправить такого пациента к психологу или психиатру. Надо отметить, что все пройденные обследования не будут лишними: мы в любом случае сначала должны исключить соматические нарушения и расстройства.
Психосоматическое расстройство может возникнуть в любом возрасте — хоть в детском саду, хоть на пенсии. Однако в последнее время педиатры бьют тревогу — психосоматика набирает обороты в школах.
— Дело в том, что увеличилась нагрузка и количество домашних заданий, усложнился способ подачи информации, структура школьной деятельности. Все это нередко приводит к нарушению и дополнительному напряжению функциональных систем организма ребенка, к истощению психоэмоциональных ресурсов. Однако у детей есть преимущество — обучаемость и пластичность психики. Это важнейший психологический ресурс личности, путь выхода на ее глубокие резервы. И наша задача — разбудить этот ресурс, научить чувствовать свое тело, помочь ребенку адаптироваться, научить справляться с психологическими трудностями, грамотно выходить из стрессовых ситуаций, выбирать адекватные формы поведения, — поясняет Жанна Прохорова.
По опыту специалиста, психосоматические расстройства могут наблюдаться и в дошкольном возрасте. Например, когда малыши отказываются идти в детский сад, жалуются на головную боль, животик, жар, сбои в дыхании и сердцебиении, кожные высыпания. И у них действительно болит голова, в самом деле поднимается температура — они не выдумывают.
— Они как бы бессознательно симулируют болезнь, внушая себе: «Я не буду решать вот эти проблемы, потому что у меня что-то болит». Причем такие пациенты не могут дифференцировать внутренние ощущения — где болит, что болит, как болит, колет или жжет. Они не умеют провести границы между эмоциями и соматическими ощущениями, у них нарушен контакт со своими чувствами. Потом присоединяется вторичная выгода — они понимают, что если сейчас «заболит», то можно будет не пойти в школу, на экзамен или на работу.
— Кто склонен к психосоматическим расстройствам?
— Чаще этому подвержены люди с инфантилизмом, замкнутостью, неуверенностью, неустойчивой самооценкой, зависимостью от внешней оценки, импульсивные, плаксивые, чувствительные, эмоционально ранимые, погодозависимые, — добавляет психолог. — Если хорошая погода — ребенок напишет контрольную хорошо, плохая — получит двойку. Не потому что знаний мало, а потому что организм отреагировал сужением сосудов, головной болью и вялостью, вегетативной лабильностью.
Внутренние переживания могут облекаться в форму самых разных болезней: бронхиальной астмы, заболеваний желудочно-кишечного тракта, кожных высыпаний, артрита, эссенциальной артериальной гипертензии, аллергии, выражаться в виде повышенной температуры, головной боли, частого стула, вялости и апатии.
Некоторые специалисты дают довольно прямолинейные психологические интерпретации недугов: «Горло болит от невозможности высказаться, желудок — от «непереваривания» людей или ситуации, колени — от соперничества или неподчинения».
— Мне кажется, что локация боли не может так явно говорить о характере психологических проблем, это уже что-то из области кинезиологии, — считает наш эксперт. — Человеку в любом случае нужно разобраться в себе и разрешить внутренний конфликт.
— Сделать это можно только в кабинете психолога?
— Для психосоматических пациентов предусмотрено комплексное лечение у психолога, невролога и физиотерапевта. Например, можем назначить рефлексотерапию, инфракрасную кабину или лекарственный электрофорез с седативными средствами, гальванизацию, электросонтерапию.
В кабинете психолога часто используем БОС-терапию — метод биологической обратной связи. Пациента подключают к специальной аппаратуре, регистрирующей физиологические параметры организма: пульс, частоту дыхания, мозговую активность и т. д. Компьютер обрабатывает эти данные, преобразовывает и вводит в сюжет специально созданной компьютерной игры. Так мы наглядно доказываем связь между мыслями, эмоциями и биологическими реакциями. И пациент не просто это видит, а учится управлять физиологией, перенастраивать свои внутренние процессы.
Материал подготовлен при содействии департамента здравоохранения и социальной помощи населению администрации Иркутска
ЦИФРЫ
По данным ВОЗ, от 38 до 42% всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических больных
7 классических психосоматических заболеваний выделил в 30-е годы XX века один из основателей психосоматики Франц Александер. Это эссенциальная (первичная) гипертония, язвенная болезнь желудка, ревматоидный артрит, гипертиреоз, бронхиальная астма, колит и нейродермит
Впервые термин «психосоматический» прозвучал в 1818 году, его использовал врач Иоганн Христиан Хайнрот
Поделиться в соцсетях: