«Городу нужны дороги в черном цвете» — эту фразу журналисты «Иркутска» услышали от мэра Руслана Болотова на одном из уличных рабочих совещаний с сотрудниками МУП «ИркутскАвтодор». Речь шла о системе и технологии уборки снега с улиц, дворов, тротуаров. «Звучит немного мрачно, зато не скользко и безопасно», — тут же прокомментировал один из бригадиров «Автодора». Оказалось, что фраза мэра — из профессионального сленга дорожников и означает, что зимой полотно проезжей части должно быть цвета асфальта. На этой неделе вместе с выпавшим (практически первым) снегом репортерская группа нашего еженедельника задала массу вопросов специалистам, которые лучше всех знают «как белое сделать черным».
Будильник иркутянина Виктора Жданова регулярно звенит в четыре утра, ведь в пять Виктору уже нужно быть на работе. Его рабочие инструменты — метла и лопата, а рабочее место (с 2010 года!) — улица Ширямова от остановки «Жигулевская» до перекрестка с улицей Байкальской. Летом Виктор собирает мусор, осенью — листву, а зимой его главной задачей является уборка снега. И неважно, сколько градусов на термометре, ведь даже в лютый мороз необходимо чистить остановки (их – в первую очередь), а также пешеходные переходы, тротуары и лотки (это такое место на проезжей части возле бордюров).
— В семь утра люди выходят на улицу, и к этому времени надо успеть прибраться на остановках, — говорит Виктор Викторович. — Пешеходам должно быть комфортно и безопасно. Есть и другая важная причина. Если снег, который шел ночью, не убрать сразу, его притопчут, и тогда убирать будет сложнее.
В штате МУП «ИркутскАвтодор» более 800 человек, и за каждым дорожным рабочим закреплен конкретный участок. Можно смело сказать, что участок Виктора Жданова — один из самых сложных и ответственных в городе, поскольку в зоне аэропорта дороги должны быть чистыми. Зимой все иркутские дорожники (начиная с рабочих и заканчивая руководством) работают для того, чтобы обеспечивать безопасность автомобилистов и пешеходов, не допускать образования гололеда и снежного наката. Для этого на предприятии существует специальный регламент по технологии уборки снега.
— Снегоочистка делится на три цикла, — объясняет начальник производства МУП «ИркутскАвтодор» Андрей Наифантьев. — Первый начинается прямо во время снегопада. Пошел снег — и сразу наши машины выходят на посыпку, чтобы избежать гололеда и обеспечить беспрепятственный проезд автомобилям. При выполнении этих работ применяются отсев щебня и природный рассол натрия хлора. За каждой машиной также закреплен отдельный маршрут на посыпку улиц.
Компоненты для смеси «ИркутскАвтодор», кстати, закупает раздельно. В ее состав входит 10% соли и 90% отсева. Соль и отсев смешивают с помощью погрузчиков. За одну обработку на дороги Иркутска могут высыпать тысячу тонн песко-соляной смеси. Благодаря этому машины ездят по черному асфальту, а не вязнут в снежном накате.
Бывает, что снег не перестает идти несколько дней. В этом случае техническое задание обязывает повторять цикл уборки снега с интервалом в 2–6 часов. Все зависит от интенсивности осадков. Когда же снегопад прекращается, начинается второй этап снегоочистки.
— В этот момент выходим на разметание проезжей части, — продолжает Андрей Наифантьев. — На каждый участок дороги — сразу несколько звеньев: пять-шесть машин идут друг за другом и сметают снег в прилотковую зону (к бордюру). Параллельно чистим тротуары механизированным способом. В это время дворники вручную подметают тротуары и убирают остановки общественного транспорта.
На обработку проезжей части для устранения гололеда дается не более 6 часов — таков регламент. На подметание проезжей части — по четыре часа на магистральные улицы (такие как Байкальская, Лермонтова, Ленина), по пять на улицы районного значения (примыкающие к магистральным) и по шесть на улицы-проезды (дороги внутри кварталов). В будние дни дороги после обработки очищают поздним вечером и ночью, чтобы не создавать дополнительных заторов в часы пик.
— Особенно это касается правобережной части города, где много односторонних улиц и разрешены парковки с двух сторон, — объясняет начальник производства «ИркутскАвтодора». — Если снег заканчивается в 10 утра, мы не можем нормально промести центр города, потому что он весь «запаркованный». Именно поэтому этот вид работ мы относим на ночь.
В период снегопада и после него на улицах также работают дорожные рабочие и уборщики территорий. В рамках третьего цикла Виктор Жданов и его коллеги убирают остановки, тротуары, лотковую часть, ограждение, надземные и подземные пешеходные переходы, прометают все улицы, чтобы на дорогах не осталось снежной массы и «каши». И уже после приступают к вывозу снега на оборудованные снегоотвалы.
Здесь тоже установлены жесткие сроки. На то, чтобы вывезти снег с остановок и пешеходных переходов на магистральных улицах общегородского значения, отводится трое суток. С парковочных карманов, въездов-выездов — пять. Вывоз снега с автомобильных дорог (чаще с улиц-проездов) проводится также по заявкам жителей. Кроме того, ответственные за конкретные участки сотрудники «Автодора» регулярно проверяют город, чтобы ничего не упустить.
— Информацию получаем прямо с колес, — добавляет Андрей Наифантьев. — Я, как начальник производства, тоже каждый день проверяю состояние дорог в городе. Если надо, корректирую планы на день и на ночь.
Работа круглосуточная и, разумеется, непростая. Сложнее всего приходится, по мнению начальника производства, именно дорожным рабочим. Ведь они работают целый день на улице в тяжелых условиях. К тому же на проезжей части, а ведь это еще и опасно!
— Следишь за машинами и убираешься одновременно, — соглашается Виктор Жданов. — Но я лично уже привык. Тем более что работаем на дороге мы по технике безопасности — на полосе встречного движения.
Гораздо хуже, по мнению сотрудников «Автодора», непонимание со стороны горожан. Они подчеркивают, что благодарных людей, конечно, больше. Многие подходят даже и говорят спасибо за работу. Но есть и те, кто недоволен. Что самое удивительное — даже не качеством работы!
— Этой осенью уже дважды жители центра города вызывали полицию, — рассказывает Андрей Наифантьев. — Им не нравилось, что наша техника ночью шумит. А если мы работаем днем, то тоже мешаем — но уже водителям. Недовольные очень часто вклиниваются в наши звенья и создают помехи для работы подметально-уборочной техники. Могут даже перегородить путь, так как уверены, что дорожники мешают им ездить.
Стоит напомнить горожанам, что благодаря слаженной работе МУП «ИркутскАвтодор» дороги в Иркутске даже зимой сухие и безопасные. Люди забывают, что, если снег не убирать, очень скоро ездить станет некомфортно, а в исторической части города — и вовсе невозможно.
Ведь если снег не вывозить, и без того узкие дороги станут еще уже. Прошлой зимой, например, с иркутских улиц было вывезено огромное количество снега — 137 тысяч тонн!
Этой зимой, отмечают в «Автодоре», процесс уборки дорог в областном центре не изменится, но станет быстрее и проще благодаря новым машинам. Напомним, что в 2021 году «ИркутскАвтодор» впервые за долгое время закупил новую дорожно-уборочную технику — 39 машин.
Марина Александрова
Фото Натальи Федотовой и Андрея Наифантьева
Только что по этой улице прошлась машина, которая смела снег «до черного» к бордюру, теперь очередь дорожных рабочих: снежную кашу соберут в кучи и приготовят к вывозу на снегоотвалы. Каждый день на улицы Иркутска выходит 90–100 единиц зимней техники: комбинированные дорожные машины, тракторные щетки, тротуароуборочные, погрузчики
Дорожный рабочий Виктор Жданов — один из старейших сотрудников муниципального предприятия «ИркутскАвтодор»: работает там с 1995 года. Рабочий день Виктора Викторовича вот уже много лет начинается в 5 часов утра: тротуары, остановки должны быть чистыми к семи часам, когда основной поток иркутян пойдет и поедет на работу
Казалось бы, самое лучшее время уборки городских улиц от снега – ночь. Мало машин, нет помех движению. В «ИркутскАвтодоре» предпочитают именно это время суток для «больших чисток». Но удивительное дело: дорожники говорят, что некоторые горожане недовольны ночными работами: жалуются на шум работающей техники и даже вызывают (!) полицию. Ну вот что тут скажешь? Вежливость заканчивается
Магистральные улицы должны быть очищены в течение
4 часов
дороги районного значения в течение
5 часов
местного значения в течение
6 часов
Как быстро с началом снега начинают обрабатывать дороги?
В период интенсивного снегопада (1–3 мм/ч) — через 15–20 минут после начала снегопада. При слабом снегопаде (0,5–1 мм/ч) — через 30–45 минут после начала.
ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ БЫЛО ЧИСТО
На этой неделе мы спросили прохожих на улицах города: «А вы знаете что-нибудь о правилах уборки снега на улице? Они вообще существуют, по-вашему?»
Лилианна, студентка:
— Нет, если честно, я не знаю. И мне кажется, мало кто в городе ответит вам на этот вопрос. Вижу постоянно на дорогах уборочные машины и дворников, но даже не думала, что они действуют по какому-то регламенту.
Светлана, специалист по работе с персоналом:
— Нет, не знаю. Но вот сейчас задумалась, что какие-то правила должны быть, ведь в Иркутске действительно очень чисто! Я сама переехала из Зимы, и мне есть с чем сравнивать. По родному городу я шла всегда окруженная сугробами, а здесь снега практически нет.
Дарья, студентка ИГУ:
— Первый раз от вас слышу об этом. Разумеется, я вижу, что снег убирают — на дорогах, во дворах. При этом на основных улицах убирают хорошо, а вот во дворах уже не очень. Мне кажется, за эти территории просто отвечают разные организации.
Елена, кладовщик:
— Никогда не задумывалась! Наверное, меня все устраивает. Ведь у нас и в городе, и даже за городом дороги чистят! Лично я живу по Плишкинскому тракту. И даже там у нас на протяжении всей зимы снега нет.
Вячеслав, связист:
— Конечно, я этим интересовался! Знаю, что пока идет снег, его не убирают, так как это нецелесообразно. Также знаю, что в первую очень убирают магистрали и только потом — второстепенные дороги. Уверен, именно благодаря тому, что правила соблюдают, у нас такой чистый город.
С прохожими общалась Наталья Федотова
Фото автора