None
В этом светлом уютном здании — особая атмосфера добра, очень внимательного и бережного отношения к прошлому. Более века назад здесь располагалась бесплатная школа для детей, построенная по инициативе Александра Сибирякова. Известный меценат хотел таким образом увековечить память об умершей в юном возрасте сестре Антонине Кладищевой. Строительство начального училища далось нелегко и длилось около шести лет. Но Сибиряков упорно довел дело до конца: он мечтал, чтобы у детей из бедных семей была возможность учиться… Спустя 100 лет в этом здании все так же звучат радостные детские голоса, а его предназначение — просвещение молодежи — до сих пор одна из приоритетных задач для нынешних хозяев. О судьбе стен Музея истории города Иркутска — в нашей новой рубрике «История одного здания».
Долгая дорога к школе
Говорят, что богатство держится на трех поколениях. Первое набирает капитал, второе развивает его, а третье — «золотая молодежь» — проматывает. Если верить этому мнению, то Сибиряковы — династия необычная: предпринимательское начало пронизывало шесть их поколений.
Старший сын золотопромышленника и купца 1-й гильдии Михаила Сибирякова Александр был представителем шестого поколения Сибиряковых. После смерти отца унаследовал его золотодобывающую компанию, а также Александро-Невский стекольный завод и писчебумажную фабрику. Следуя семейным традициям, Александр Михайлович активно занимался благотворительностью: построил в Иркутске Казанскую церковь, содержал богадельню… Вел и научно-исследовательскую деятельность: участвовал в экспедициях по Северному морскому пути, хотел соединить сибирские реки каналами, мечтал связать европейскую часть России с Дальним Востоком единой дорогой.
В 1878 году у Александра Сибирякова умерла сестра Антонина. Утрата потрясла семью: девушке было всего 19 лет, она едва успела выйти замуж. Долю наследства Антонины разделили между братьями и мужем — Дмитрием Кладищевым. Александр решил распорядиться этой долей так, чтобы оставить память о сестре в родном городе, и построить в Иркутске начальную школу. Это решение поддержали городские власти; Сибиряков передал средства думе. Однако планам помешал страшный пожар 1879 года, когда сгорела половина города. Иркутск нужно было восстанавливать, и властям стало совсем не до строительства образовательного учреждения.
Дело затягивалось. Первый проект городских властей показался Александру Михайловичу недостаточно масштабным. Тогда Сибиряков призвал на помощь в создании проекта школы известного архитектора Владислава Кудельского.
Однако, несмотря на все усилия, возведение образовательного учреждения все равно откладывалось. Александру Михайловичу же очень хотелось, чтобы начальное училище начало работу как можно скорее. Он предложил использовать в качестве помещения для обучения детей свой иркутский дом в Троицком предместье на улице Мыльниковской (ныне Чкалова). Там в 1882 году открылись 2 класса, за парты сели около 40 мальчиков и 40 девочек. Но вот беда — в помещении было сыро! Александр Михайлович счел, что для здоровья детей это недопустимо, и занятия перенесли в здание сибиряковской богадельни на углу Мыльниковской и Луговой.
В 1885 году начальное училище Антонины Кладищевой было наконец-то построено. Кстати, городская дума на этапе проектирования предлагала ориентировать фасад школы на улицу Большую (ныне Карла Маркса), ведь это главная улица города. Но в таком случае дети сразу бы попадали в эпицентр оживленности, что вносило бы неудобства в активное движение Большой. К тому же путь к саду, расположенному на территории училища, был бы слишком далеким. Так что постановили устроить фасад на улицу Мясную (ныне Франк-Каменецкого). Именно таким, каким сейчас мы видим здание Музея истории города, и было открыто учебное заведение.
Очищение души
Бесплатная школа городу была необходима: в то время даже базовое образование детей могли себе позволить лишь состоятельные семьи.
— В 70-90 годы XIX века начался бум образования, общество созрело до мысли о том, что детей нужно учить, — рассказывает старший научный сотрудник Музея истории города Иркутска Ксения Никонова. — Но открыть отдельное учебное заведение, обеспечить учеников книгами и учебными принадлежностями, а учителей — зарплатой было очень дорого. Все эти расходы, помимо строительства школы, взял на себя Александр Михайлович Сибиряков. Он заботился даже о том, чтобы ученикам было в чем ходить! В архивах есть подписанная им смета, где говорится о приобретении одежды для детей (полушубки, валенки, шапки). Еще одно важное примечание: начальное училище было открыто и для мальчиков, и для девочек. Это новшество для того времени, ведь тогда были раздельные учебные заведения.
Что же изучали маленькие иркутяне? Обучение имело больше ремесленный уклон, однако базовые предметы (арифметика, правописание, чтение, естествознание) тоже входили в программу. В обязательном порядке дети изучали Закон Божий и домохозяйство.
Сибиряков хорошо поддерживал школу некоторое время, но постепенно проценты с приисков стали снижаться, и городская дума начала искать средства, чтобы дополнить финансирование. До революции удавалось сохранять здесь начальное училище, после нее здесь открыли вечернюю школу. В таком формате здание прожило еще около 100 лет.
— В начале ХХI века здание обветшало настолько, что вызывало опасения, — отмечает Ксения. — Школу перенесли в другое место, а здесь провели реконструкцию. В 2007 году было решено перенести на место Кладищевского училища Музей истории города Иркутска. И теперь здесь находится наш отдел истории.
Внутри здания после капитального ремонта многое изменилось. Пришлось сделать перепланировку: ведь раньше здесь находилась школа, так что некоторые комнаты необходимо было расширить, соединить. Внутреннее оформление старались сделать в духе того времени, т. е. конца XIX века.
— Сохранилось лишь одно фото, демонстрирующее внутреннее убранство школы, на нем изображены ученики в парадном зале, — рассказывает сотрудник музея. — Снаружи все сохранено, как и было при открытии: есть описание внешнего вида училища. Здание — памятник архитектуры и истории XIX века, так что вносить радикальные изменения запрещено. Отдел истории заехал сюда в 2009 году, с того времени фасад красили дважды в тот же самый цвет — связь времен не нарушается. Подсветка появилась чуть позже. Кстати, в прошлом году ее меняли, поставили энергосберегающие лампы.
Музей истории носит имя Александра Михайловича Сибирякова — человека, который благими делами оставил добрую память о своей семье в родном городе. Сейчас трудно представить, что современные миллионеры смогли бы так безвозмездно строить школы, церкви, приюты для бедных, развивать науку.
— Все-таки в то время люди, по-моему, имели совершенно другой менталитет, — говорит Ксения Никонова. — В большинстве своем меценаты были людьми набожными, верящими в то, что благотворительность — это вклад в очищение души. Иногда даже кажется, что Сибиряковы тяготились своим богатством. Например, брат Александра Иннокентий не выдержал испытания большими деньгами, отдал весь свой капитал церкви и постригся в монахи. Сибиряковы знали, как тяжело достаются деньги на золотых приисках, поэтому старались поддерживать своих рабочих: строили для них больницы, школы; вообще пускали средства на благие цели, потому что чувствовали ответственность перед обществом и народом.
То, что Сибиряков вложил душу в возведение училища, заметно даже на энергетическом уровне.
— В нашем здании чувствуется, что построили его с душой, — отмечает Ксения. — Здесь хорошая атмосфера. И сейчас у нас бывает много посетителей-школьников, детям здесь нравится!
Фото Валентина Карпова
Поделиться в соцсетях: