«Искусством окрыленный свыше». Выставка картин Валерия Ерофеевского открылась в иркутской библиотеке имени И. И. Молчанова-Сибирского
Культура
Газета "Иркутск" #10 (1195) от 21 марта 2025
image

Инициатором выставки выступила дочь живописца Анастасия. В память об отце она собрала экспозицию, в которой представлено более 40 работ разных периодов — портреты, натюрморты, пейзажи, написанные на Байкале, в Иркутске, Бурятии, Монголии, на Алтае. Выставка «Искусством окрыленный свыше» посвящена 70-летию Валерия Ерофеевского, на ее открытие пришли близкие, друзья, ученики, почитатели таланта художника.

По воспоминаниям тех, кто знал Валерия Петровича, человеком он был немногословным, даже замкнутым, но тонко и глубоко чувствовавшим людей и природу. Его работы, по сути, зашифрованные в картинах послания, полные философского смысла.

По рассказу дочери Анастасии, талант художника первым разглядел в мальчике его дядя Иван Иванович Ерофеевский, который был учителем начальных классов и сам неплохо рисовал. Он поддержал племянника и дал ему первые уроки живописи. Детство художника прошло в селе Байкало-Кудара, после окончания школы он сначала год проучился в гидромелиоративном техникуме на отделении промышленного и гражданского строительства, но вовремя понял, что пошел не по тому пути, приехал в Иркутск и поступил в художественное училище. На одной из картин, представленных в экспозиции, Валерий Ерофеевский изобразил себя подростком среди природных пейзажей малой родины. Она называется «Цветет ирис».

Конечно, сибирский художник не мог обойти вниманием Байкал. Для него он был не просто объектом изображения, а символом величия и торжества природы. Этот посыл особенно зримо передается в триптихе «Дума о Байкале». Водная гладь на фоне гор раскинулась здесь на всю картину. По краям зрители видят бывалого рыбака и молящуюся крестьянку, в центре — маленький домик среди огромных заснеженных деревьев. О чем думал живописец, когда среднюю часть триптиха обозначил названием «Старожилы»? Вряд ли это о людях. Слишком короток их век и слишком малы их избушки, построенные на берегах, о которые миллионы лет бьются байкальские волны.

Еще на одном из полотен, которое также можно увидеть на выставке, художник запечатлел своего педагога, соратника и друга Александра Шпирко.

— Работа была создана после трагического ухода Александра Евгеньевича. Отец назвал ее «Мелодия иркутской осени. Посвящаю А. Шпирко». Он долго искал композиционное решение, о чем говорят сохранившиеся эскизы. У многих, кто видит картину, возникает вопрос: почему на переднем плане мальчик, играющий на флейте, а главный герой изображен на втором плане уходящим? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать манеру преподавания Александра Евгеньевича. Когда он готовил постановку для студентов, прежде чем они приступали к работе, включал музыкальную пластинку. Мелодия помогала создать нужный настрой, — вспоминает Анастасия. — Композиция картины наводит на размышления: одни люди уходят, приходят другие; у одних расцвет, у других закат.

Как художник с философским взглядом на мир Валерий Ерофеевский проявил себя и в работе над объемным полотном «Памяти Павла Корина». Она тоже занимает в экспозиции одно из центральных мест.

— Эту картину — посвящение одному из крупнейших деятелей русского изобразительного искусства — можно читать как книгу жизни Павла Корина, — рассказывает Анастасия. — В центре — мальчик со свечой, это художник в детстве. Спиной к зрителю изображен иконописец, скорее всего, это отец Павла, предки которого — и отец, и дед, и прадед — писали иконы. Далее мы видим пейзажи малой родины, где Павел вырос и, окончив иконописную школу, продолжил дело отца. Само его рождение, а затем детство и юность предопределили жизненный путь. Но из-за попадания во временной разлом, между уходящим патриархальным прошлым и наступившими революционными преобразованиями, художнику очень сложно было найти себя как творца. Уже став известным советским живописцем, он свидетельствовал в своих записях — «обдирая кожу, вылезал я из иконописца».

Картина написана темными красками. Прямо перед зрителем, на переднем плане в задумчивости, с красками в руках стоит живописец. Очевидно, его фигура привлекала Валерия Ерофеевского своим трагизмом, а также внутренним стержнем, благодаря которому Павел Корин в послереволюционный период мог сохранять духовную силу и идти своей дорогой в искусстве. Много лет он хранил в своей мастерской полотно размером пять на девять метров для картины «Русь уходящая. Реквием». Сделал для нее множество эскизов, но до самой смерти так и не нанес на полотно ни одного мазка. Оно, как антитеза «Черному квадрату» Казимира Малевича, осталось ослепительно белым. Завершается повествование «Памяти Павла Корина» сорванным листком календаря с датой смерти художника — 22 ноября.

Значительную часть экспозиции в выставочном зале библиотеки занимают портреты. На одной из работ, которая называется «Солистка оркестра», запечатлена виолончелистка, ее образ списан с жены художника. Она долгие годы была его музой и вдохновляла на творчество.

Отдельного внимания заслуживает монгольская серия. Валерий Ерофеевский любил бывать в этой стране, обожал ее самобытность, экзотику пейзажей, красоту бескрайних степей. Это отражают представленные в экспозиции картины — «Золотые пески Монголии», «Дорогами Гоби», «Гора Рысь», «Джадамбо, художник из Улан-Батора».

В Иркутске Валерий Ерофеевский знаком многим и как педагог, много лет преподававший в Иркутском художественном училище, и как талантливый художник-оформитель. Любители оперетты наверняка помнят его декорации к спектаклям Иркутского музыкального театра, в частности, к знаменитой рок-опере «Юнона» и «Авось». Он также принимал участие в создании экспозиций музея истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова.

Дочь художника Анастасия Ерофеевская бережно хранит память об отце и его работы. Обычно с уходом художника остро встает вопрос о том, как сберечь многочисленные картины и эскизы. Нередки случаи, когда полотна, оказавшись в забвении, приходят в негодность. У Анастасии они «живут» под присмотром в отдельном подготовленном помещении и периодически экспонируются в музеях и выставочных залах.

Выставка Валерия Ерофеевского «Искусством окрыленный свыше» в библиотеке имени И. И. Молчанова-Сибирского будет работать до 30 апреля.

Нина Александрова

Фото Марины Тихоновой

Центральными картинами экспозиции в выставочном зале библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского стали две работы — «Мелодия иркутской осени. Посвящаю А. Шпирко» (на фото) и «Памяти Павла Дмитриевича Корина». Дочь художника Анастасия Ерофеевская считает, что эти работы не только являются данью памяти людям, оказавшим существенное влияние на творчество Валерия Ерофеевского, но и в наибольшей степени отражают философский склад ума их создателя

На выставке «Искусством окрыленный свыше» представлено более 40 работ иркутского художника Валерия Ерофеевского. Среди них пейзажи, сделанные на Байкале, Алтае, в Иркутске, Бурятии и Монголии, а также портреты и натюрморты. На фото — работа «Рыбацкий натюрморт» (2008)

Картину, посвященную памяти живописца Павла Корина, можно читать как книгу, от начала жизни до ее финала. Потомственный иконописец, он стал одним из ярких представителей советской школы монументальной живописи. Среди известных его работ — триптих «Александр Невский», портреты Максима Горького, Василия Качалова, Георгия Жукова, по его эскизам создавались витражи и мозаичные картины на станциях московского метро

Автопортрет Валерия Ерофеевского (1992). На картине видно, что под рубашкой у художника — тельняшка. Валерий Петрович после поступления в Иркутское художественное училище был призван в армию и три года отслужил в Военно-морском флоте. Вернувшись в Иркутск, доучился, получил диплом, а затем решил продолжить образование в Дальневосточном педагогическом институте искусств, который тоже успешно окончил

 

 

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg