Еще шесть лет назад в иркутянине Владимире Томилове ничто не выдавало поклонника скандинавской истории: у него была обычная короткая стрижка и гладко выбритое лицо. А сегодня он выглядит как настоящий викинг. У него есть не только фирменная борода северных воинов, но и вся их амуниция — кольчуга, меч, щит, топор. И даже больше — у него есть собственный драккар, деревянный корабль викингов. Его, равно как и боевое снаряжение, Владимир создал собственными руками. И сегодня иркутянин намерен сделать то, что веками делали завоеватели с берегов Скандинавии — собирается отправиться в плавание.
— Викинги для меня — как идеал мужчин, — говорит Владимир. — Бесстрашные мореплаватели, путешественники, лучшие воины того времени. Я еще в детстве зачитывался скандинавской мифологией и историей. Уже став старше, пересмотрел все кинокартины на эту тему (в фильмах, кстати, по мнению нашего героя, вводят в заблуждение по поводу всего начиная от тактики ведения боя до воссоздания предметов быта. — Прим. авт.).
Мечта Владимира перевоплотиться в настоящего викинга начала сбываться около шести лет назад. Помог переезд из квартиры в собственный дом. Здесь он первым делом освоил кузнечное мастерство и собственноручно выковал доспехи. Читал для этого историческую литературу, поэтому может смело сказать — именно так одевались скандинавы перед боем.
— Тяжелее всего было вязать кольчугу, — признается Владимир. — Не столько сложно, сколько долго. Ведь каждое колечко надо отдельно выковать и спаять.
Когда все было готово, Владимир решился приступить к главному — строительству корабля. Вспоминает — любительским судостроительством занимался еще его отец. Делал яхты и катера, ходил на них по Иркутскому водохранилищу, а юный Володя составлял ему компанию. Тогда же у Владимира зародилась мечта о собственном корабле, которая лишь теперь обрела конкретные очертания скандинавского драккара.
Драккарами средневековые скандинавы называли длинные вместительные корабли с малой осадкой, которые приводились в движение парусом и гребными веслами. Они были разных размеров. Самый крупный в длину достигал 36 метров, самый маленький — 12. Выбор Владимира пал на последний. Ведь только такой мог поместиться у него во дворе.
Всю информацию корабел-самоучка черпал из литературы и интернета. Первым этапом из-под рук мастера появился «хребет» корабля — киль. Затем уже наращивал борта, делал клинкерную обшивку (техника, при которой доски пришиваются внахлест). Дело это не из простых — чтобы подготовить каждую доску, нужно отшлифовать и придать ей форму, а затем, словно пазл, собрать между собой. Доски использовал сосновые, главным плотницким инструментом выбрал топор — все это практиковали и викинги. А вот конопатить и смолить конструкцию Владимиру пришлось уже по современным технологиям.
— Викинги дегтем смолили, — объясняет он. — Но у меня такого количества дегтя нет. Я пробовал его получать — бочку дров сжег, а получилась лишь миска дегтя, на киль даже не хватило. Поэтому покрыл современной смолой на основе битума.
Чтобы одушевить свой драккар, изобретатель разместил на его носу голову ворона и дал ему соответствующее имя — «Ворон» (это священная птица верховного бога в скандинавской мифологии Одина. — Прим. авт.) Фигура животного, кстати, — обязательная часть судна.
— У викингов отношение к кораблям было романтическое, они их душой наделяли, — говорит Владимир.— «Кони морских дорог» — так их называли. Для меня мой «Ворон» тоже живой — столько в него души вложено при постройке! Пока строил, считай, жил на улице. Зимой и летом, и неважно, сколько градусов на улице — плюс 30 или минус 30.
Всего на постройку драккара ушло три с половиной года работы и 150 тысяч рублей. Сейчас корабль почти готов. Он оснащен четырехметровыми веслами почти по всей длине (на изготовление каждого тоже ушло немало дней). Осталось сшить квадратный парус и завершить внутреннюю отделку. Владимир решительно настроен уже этим летом спустить судно на воду, но перед этим ему надо набрать команду из 12 человек.
— Команда драккара напрямую зависела от размеров корабля, — рассказывает Владимир. — За каждым веслом закрепляли одного гребца. Плюс капитан и несколько его помощников. Для викингов драккар словно дом: у каждого было свое место и своя скамья, где воин отдыхал и хранил имущество.
Именно поэтому сейчас иркутянин ищет единомышленников. Тех, кто хочет соприкоснуться с историей и поможет доставить корабль к водохранилищу. Для этого нужно получить разрешение ГИМС, найти деньги на спуск (50 тысяч рублей) и на стоянку за полгода (еще 150 тысяч).
Владимир уже разместил информацию в социальных сетях, создал страницу «ВКонтакте», которую назвал «Валгалла» (небесный чертог в Асгарде, мире, где обитают боги. — Прим. авт.).
— И неожиданно для себя понял, что моя затея многим по душе, — говорит с улыбкой Владимир. — Уже несколько иркутян в возрасте от 20 до 50 лет выразили желание стать частью команды «Ворона».
Наталья Федотова
Фото автора и из архива Владимира Томилова
А это корабль викингов — драккар по имени «Ворон». Владимир Томилов строил его три года во дворе своего частного дома в Свердловском округе Иркутска. «Расцвет эпохи викингов — с VIII по X век, — просветил журналиста «Иркутска» Владимир. — На тот момент драккар — самая совершенная мореходная конструкция, лучшее техническое решение. Устойчивое и быстроходное судно, своего рода визитная карточка эпохи викингов»
Всем, кто интересуется скандинавской мифологией и хотел бы посодействовать Владимиру Томилову в исторической реконструкции, сообщаем его реквизиты. Телефон 8 (964) 106-33-68. Номер карты — 639002189029105651 (держатель — Надежда Андреевна У.).