None
Оказаться на таинственном острове с героями Жюля Верна, затаив дыхание следить за детективными расследованиями Шерлока Холмса, удивляться проделкам Пеппи Длинныйчулок, веселиться, а порой и грустить с Дениской Кораблевым и его другом Мишкой или вместе с капитаном Флинтом отправиться на поиски сокровищ... У каждого в детстве были книги, которыми зачитывались, над которыми плакали или смеялись. Произведениям, оставившим самый яркий след в сердцах читателей, посвящен День вспоминания любимых книг. Праздник отмечается 31 июля. Он появился на просторах Интернета благодаря участникам Международного книжного форума. Эту идею сначала подхватили в других интернет-сообществах, а затем праздник стали отмечать все истинные книголюбы и библиофилы. Рассказать о любимых авторах и персонажах мы попросили иркутян, людей самых разных профессий и занятий — ученых, врачей, спортсменов, общественных деятелей. (ВРЕЗ)
Наталья Кустова, заслуженный работник культуры РФ, директор Центральной библиотечной системы г. Иркутска:
— В детстве моей любимой книгой была «Четвертая высота» Елены Ильиной. Где-то в классе четвертом или пятом я ее прочитала, и главная героиня повести стала примером для подражания. В книге рассказывается о девочке, которая снималась в кино, а во время Великой Отечественной войны — тогда ей исполнилось 20 лет, отправилась на фронт и погибла. Меня восхищали ее мужество и сила воли.
Особенно запомнился момент, как героиня готовилась к экзаменам. Ей хотелось бежать сниматься в кино, но она учила билеты, а за усердие поощряла себя небольшими презентами -- конфетой или крупным сладким яблоком. Когда я готовилась к экзаменам в выпускном классе, делала точно так же. И поступила на филологический факультет нашего Иркутского педагогического университета. В книге много таких интересных моментов, но особенно хорошо автор показала становление характера героини.
А еще я любила русские народные сказки — их в детстве столько прочитала! Нравились также произведения Джека Лондона, Артура Конан Дойла, Герберта Уэллса.
Игорь Бялоус, актер, радиоведущий:
— Повести Анатолия Рыбакова «Бронзовая птица» и «Кортик» запомнились особенно. Потому что это такие правильные мальчишечьи книги о приключениях. Я прочел их залпом, сюжет захватил с первых строк и держал в напряжении до последних страниц. Потом я не раз перечитывал обе повести. В старшем возрасте любимым стал роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Это особенное для меня произведение: каждый раз как в первый, каждый раз — новый пласт информации. Перечитывал не раз и не два. Это была настольная книга, зачитанная до дыр.
Андрей Ким, сосудистый хирург, флеболог:
— Если честно, родители никак не могли привить мне любовь к литературе, пока в третьем или четвертом классе в руки мне случайно не попала книга Эдгара Берроуза «Приключения Тарзана». Я прочитал всю серию про этого персонажа с большим удовольствием. Мне всегда нравилась тематика природы, идея близости человека и природы. Человек должен жить в согласии с окружающим миром, а не бороться с ним. Кроме того, конечно, подкупали джунгли, приключения, лихо закрученный сюжет.
Благодаря Тарзану я начал читать. Увлекся древнегреческой мифологией, прочитал все о приключениях Одиссея и подвигах Геракла, затем приступил к «Властелину колец» Толкиена. Из учебной программы прочитал «Войну и мир», не смог осилить только последний том.
Людмила Низовцева, победитель городского конкурса «Почетная семья», мама 10 приемных детей:
— Когда я убегала со школьных уроков, то приходила в библиотеку -- вот таким интересным ребенком я была. Могла часами сидеть в читальном зале или брала домой огромные стопки книг, которые проглатывала за считанные дни — я очень быстро читала. Мне нравились разные произведения, разные писатели, например Иван Бунин. Особенное отношение — к повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Мне до слез было жалко главных героев — братьев Кольку и Сашку. Я даже своим детям эту книгу читала, чтобы они прочувствовали, каково жилось в послевоенные голодные годы.
А еще большее впечатление на меня произвел роман «Унесенные ветром». Историю Скарлетт ОʼХары я прочла за сутки, совершенно не прерываясь на сон и еду.
Андрей Иванов, директор Иркутского института химии им. А.Е.Фаворского СО РАН
— В детстве у меня было две любимых книги. Первая называлась «Лоллипоп» Кристине Нестлингер. В ней рассказывалось о мальчике, который умел смотреть на мир с двух точек зрения. Он обнаружил, что если взглянуть на окружающую действительность через полупрозрачный леденец -- могут произойти необыкновенные вещи. Эта книга дала мне умение посмотреть на проблему под другим углом. Кроме того, в книжке в игровой форме представлены правильные модели поведения. Например, если ты сломал игрушечный грузовик соседского ребенка, ты должен отдать свой.
Вторая любимая книга называлась «Волшебные бутылки» Розалии Амусиной. Она мне нравилась, наверное, потому, что была про ученых. Мама у меня периодически забирала эти книжки, так как я читал их в третий, четвертый, пятый раз.
Позже я читал все, что положено читать школьнику: Конан Дойл, Александр Дюма, Чарльз Диккенс… Но это уже было, когда стал постарше.
Дмитрий Акимов, актер Иркутского драматического театра им. Н.П.Охлопкова, режиссер:
— В детстве мне очень нравилась книжка Александра Семенова «Ябеда-корябеда и ее проделки». Там было много интересностей: увлекательный детективный сюжет, чудесные иллюстрации, нарисованные замечательными художниками.
В подростковом возрасте мне начали нравиться серьезные взрослые книги. Меня поразили «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера, «Повелитель мух» Голдинга, «Милый Эп» Геннадия Михасенко. Я читал Рю Мураками, Харуки Мураками, Чака Поланика, Валентина Пикуля.
Я учился в очень хорошей школе, где нам преподавали вузовскую программу по литературе. С девятого класса изучали «Божественную комедию», «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Фигаро». Из того, что очень люблю, памятуя то школьное прошлое, — книга, которая меня потрясла и до сих пор держит: «Котлован» Андрея Платонова. Держит образностью, невероятным языком. У Платонова интереснейшие поэтические образы, а поэзия — это то, что может объяснить в двух словах суть явления, предмета, мироздания.
Сергей Дубровин, директор Музея истории города Иркутска:
— Моей любимой книгой в детстве был роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак». Книга потрясла меня с первой страницы эпиграфом:
«Спартак — это самый лучший парень древнего мира», и подпись -- Карл Маркс. Эпизодов, которые запали в память, в этой книге миллион. Жизнь Древнего Рима, гладиаторы, бои, восстания, а также идеи борьбы за свободу от рабства и независимость от господства Рима, которые Спартак в то время и претворял в жизнь.
Книгу перечитывал всю молодость, юность. И до сих пор иногда возвращаюсь к подзабытым эпизодам.
Сейчас больше читаю тематические книги. Так как мы готовим к изданию вторую книгу, посвященную 100-летию иркутского комсомола, изучаю большое количество воспоминаний, научной литературы о том времени (это конец 40-х — начало 50-х годов). В прошлом году неожиданно для себя запоем прочитал воспоминания Александра Керенского.
Валентина Буинова, учитель русского языка и литературы гимназии № 44:
— В детстве я любила сказку Джанни Родари «Приключения Чиполлино». Она мне казалась удивительно интересной и увлекательной. Я переживала за судьбу отважного мальчика-луковки, злилась на синьора Помидора и радовалась, когда Чиполлино одержал вверх над принцем Лимоном и графинями Вишнями.
В подростковом возрасте мне стала нравиться приключенческая литература. «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, например, перечитывала несколько раз.
Елена Задорожная (Цветкова), заслуженный мастер спорта, участница Олимпийских игр:
— Я любила читать о приключениях Тарзана. Первый том серии попал мне в руки случайно, когда училась во втором классе и меня положили в больницу. Так и состоялось мое знакомство с этим парнем. В книге было много интересного и удивительного: запомнились, например, эпизоды сражения с обезьянами и рассказ о том, как Тарзана воспитывала горилла. Приключения затягивали и заставляли читать дальше. Уже после выписки я бросилась на поиски других частей -- так было любопытно узнать о дальнейшей судьбе героя. А потом я посмотрела фильм и долго возмущалась, что он так не похож на любимую книгу.
Еще нравились книги Стивена Кинга. А вот Федора Достоевского я полюбила уже будучи взрослой.
Александр Барсуков, директор иркутского городского центра «Патриот» — генерал-майор авиации в отставке, профессор:
— Мальчишке лет четырнадцати заплакать — это только из-за ремня или из-за большой обиды. А я заплакал, когда прочитал «Брестскую крепость» Сергея Смирнова. Я тогда впервые не смог сдержать слезы. Осталась в моей памяти и книга «Дикая собака Динго». Девчонки нам дарили подарки на 23 Февраля. Все мальчишки вышли из класса, а одноклассницы нам на парты разложили подарки. Я сел на свое место -- а передо мной книга «Дикая собака Динго» с надписью (я даже помню, от кого), и внутри лежит красивый носовой платок, вышитый, с кружевом. И я был такой одухотворенный... И не столько меня содержание книги захватило, сколько этот подарок в ней запомнился. Я его потом принес домой, а мама сказала, что носовой платок — к расставанию. И я еще раз расстроился.
А вообще я страшно уважаю книги по истории, читаю военно-исторические мемуары.
Антон Любославский, мастер спорта международного класса по легкой атлетике, участник Олимпийских игр:
— Как и многие мальчишки, я любил приключенческие романы. «Последний из могикан», «Зверобой» Фенимора Купера, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо перечитывал не раз. Эти книги захватывали легкостью повествования, сюжетными поворотами; восхищало умение главных героев находить выход из самых сложных ситуаций и не терять надежды. Затем пришла очередь научной фантастики, братьев Стругацких.
Поделиться в соцсетях: