Корреспондент еженедельника «Иркутск» поговорила с начальником службы эксплуатации светофорных объектов МКУ «Безопасный город» Сергеем Шимковым о светофорном хозяйстве, модернизации и новых технологиях
«Если свет зажегся красный, значит, двигаться опасно, свет зеленый говорит: проходите, путь открыт!» — эти слова мы помним с раннего детства. Современный город невозможно представить без светофоров — ярких стражей порядка на дорогах. Они постоянно совершенствуются, становятся все более технологичными и «умными». Но пока еще остается много вопросов об их работе. Ответим на некоторые из них.
Для начала немного истории. Первые светофоры в Иркутске появились в 1967 году на пересечении самых оживленных улиц: Дзержинского — Тимирязева, Ленина — Карла Маркса, Декабрьских Событий — Карла Маркса, Декабрьских Событий — Дзержинского. Кстати, движение в те годы везде было двусторонним. Светофоры были произведены в Москве и, что интересно, в самом Иркутске на заводе имени Куйбышева, а стекла для них отливали на Тулунском стекольном заводе. Естественно, все светофоры были ламповыми и довольно энергоемкими. Кроме того, при попадании на стекла солнечного света возникал фантомный эффект — создавалось впечатление, что горят все три секции.
В 2000 году на перекрестках улиц Байкальская — Трилиссера и Сухэ-Батора — Желябова появились первые светодиодные светофоры австрийского производства. А вскоре началась массовая замена ламповых на светодиодные. В 2011 году были заменены последние ламповые светофоры в Академгородке и на остановке «ИВАТУ».
За последние двадцать лет количество светофоров в Иркутске увеличилось более чем в три раза! Для сравнения: в 2000 году их было 68, в 2012-м — 105, а в 2022-м — 185.
До 2015 года проектированием, строительством и содержанием светофорных объектов в Иркутске занималось СМЭУ ГИБДД (в последующем ГОССМЭП МВД России по Иркутской области), затем по итогам электронных аукционов подрядные организации. Восемь лет назад городские власти приняли решение создать собственную службу эксплуатации светофорных объектов на базе МКУ «Безопасный город», директором которой является Алексей Зяблицкий. Необходимость этого решения Сергей Шимков объяснил требованиями безопасности. У муниципальной службы больше ответственности, но и больше возможностей для развития и модернизации светофорных объектов.
Теперь — о наиболее частых вопросах о работе светофоров. В социальных сетях и на форумах иркутяне жалуются, что автомобильные пробки возникают якобы из-за неправильной настройки светофоров. Но так ли это?
— Конечно, от режима работы светофоров зависит многое, так как дороги — это «артерии города», по которым жители каждый день едут на работу и возвращаются домой. Мы постоянно ведем мониторинг, при необходимости корректируем режимы работы светофорных объектов. Но это только часть проблемы. Надо учитывать все факторы: ширину проезжей части, состояние асфальтового покрытия, наличие искусственных неровностей. Все это замедляет поток транспорта, и «зеленая волна» уже не работает, — объяснил Сергей Шимков.
Движение транспорта замедляется и из-за того, что перед перекрестками находятся нерегулируемые пешеходные переходы. Еще одна причина — припаркованные автомобили: в результате вместо двух полос мы имеем одну. Также остановки общественного транспорта: когда пассажиры выходят из трамвая, автомобили останавливаются, даже если для них горит зеленый свет. Затем зажигается красный — и транспорт снова стоит. Такие ситуации часто возникают на улицах Декабрьских Событий и Депутатской. В службе пытаются решить эту проблему, уже разработан режим работы светофоров, который поможет снизить напряженность.
Ситуацию усугубляет агрессивная манера вождения — это наша иркутская специфика. Многие водители нарушают ПДД, проезжая перекресток на красный сигнал светофора, заезжают за стоп-линию, не соблюдают требования движения по полосам (особенно это касается водителей маршрутных транспортных средств) — все это создает задержки.
— Часто поступают звонки: «Пробка из-за светофора, настройте его правильно!» Выезжаем — и выясняется, что причина затора не в светофоре, а в том, что впереди столкнулись автомобили. Но люди звонят, находясь перед светофором, не зная о ДТП, — приводит пример Сергей Шимков.
Мы живем в эпоху бурного развития IT технологий (системы распознавания объектов, нейросети, беспилотные автомобили и т. д.), и, как рассказал Сергей Шимков, в Иркутске уже идет работа по внедрению интеллектуальных транспортных систем, так называемых умных светофоров, которые будут регулировать работу объектов в зависимости от интенсивности движения. Первую такую систему планируется установить летом на одном из перекрестков на улице Байкальской.
В комплект ИТС входят дорожный контроллер, шкаф управления, датчики транспорта, радары. В течение трех месяцев будет собираться статистика, перенастроят режим работы светофора, а также всей магистрали. По итогам опытной эксплуатации вынесут решение об эффективности использования интеллектуальных систем в городе и их внедрении.
По словам Сергея Шимкова, с помощью интеллектуальных транспортных систем можно собирать статистику в течение суток, в будни и выходные, зимой, летом и в межсезонье. По собранным данным будет разрабатываться режим работы, и светофорный объект станет автоматически переключать режим в зависимости от количества транспорта, длины очереди.
Интеллектуальные транспортные системы будут оснащены видеокамерами, и сотрудники службы увидят ситуацию на перекрестках в реальном времени. И что очень важно, камеры помогут выявлять тех, по чьей вине повреждаются светофоры, а также положительно влиять на поведение водителей, которые будут знать, что их снимают.
Но умные светофоры — это будущее, пока говорим о настоящем. Часто между водителями и пешеходами возникают противоречия: первые считают, что светофоров в городе слишком много и фазы для проезда автомобилей слишком короткие. Вторые недовольны, что не успевают перейти дорогу на зеленый и что светофоров нужно больше.
— Противоречие есть, — подтвердил Сергей Шимков. — Например, в час пик пешеходов очень много, а вечером и в выходные — мало или вообще нет, но для них все равно горит зеленый свет, длительность фазы неизменна. И нет разницы, один человек переходит дорогу или двадцать, все равно нужно одинаковое время, чтобы перейти проезжую часть. Естественно, когда дорога пустая, у водителей возникает вопрос: почему мы стоим, если нет пешеходов? Но, во первых, везде поставить кнопки вызова нереально. Они устанавливаются только на отдельных пешеходных переходах. Во-вторых, пропадает координация между светофорными объектами, потому что непонятно, в какое время пешеход нажмет кнопку. Нам постоянно поступают жалобы: одни просят увеличить время для машин, другие — для пешеходов. Тут мы и ГИБДД, безусловно, на стороне пешеходов, потому что их безопасность стоит на первом месте.
Еще одна причина жалоб — пешеходы не могут перейти дорогу на зеленый из-за автомобилей, которые продолжают движение. Так постоянно происходит на перекрестке Красноярская — Пискунова. Иногда на красный проезжают три-четыре машины, и у пешеходов отнимается время на переход дороги.
Также, по словам начальника службы, горожане жалуются, что в местах пешеходного перехода дорожные знаки загораживают светофор.
— Мы воюем с этим явлением не один год. Подрядчики при выполнении работ по ремонту дороги устанавливают знаки, не задумываясь о том, что загораживается видимость светофора. Нельзя просто взять и спилить неправильно установленный знак. Если не дай бог пешехода собьют, виноват будет тот, кто спилил. Мы постоянно взаимодействуем с администрацией города по устранению данных нарушений, иногда просто нет технической возможности установить знак в другое место из-за подземных коммуникаций, но пути решения всегда находятся.
Мы попросили еще рассказать о светофорах на солнечных батареях типа Т7. Сейчас это мировой тренд: зеленая энергетика, экология и т. д. По словам Сергея Шимкова, в Иркутске они служат целям безопасности и устанавливаются в основном возле школ, детских садов, муниципальных учреждений, поликлиник, больниц. Всего у нас более 150 нерегулируемых пешеходных переходов, оборудованных светофорами типа Т7. Количество их также с каждым годом растет.
— Они обеспечивают дополнительную информацию: не регулируют, а сигнализируют: «Внимание, здесь пешеходы!» На перекрестках с плотным трафиком использование светофоров на солнечных панелях неэффективно, потому что в городских условиях солнце загораживают дома, деревья, приходится постоянно менять аккумуляторы, потому что от недостатка света они уходит в глубокую разрядку и восстановлению не подлежат. В сельской местности — другое дело: там нет тени от зданий и аккумулятор заряжается в полной мере. К тому же панели нужно постоянно очищать от копоти и снега, что зимой занимает много времени. Сейчас мы используем подключение не к солнечной батарее, а к постоянной сети электроснабжения.
Другая проблема: внезапные отключения светофоров из-за аварий на сетях. Есть ли технология, чтобы в случае аварии светофоры переключались на аккумулятор?
— У нас были источники бесперебойного питания, из двадцати только один работал хорошо. Это вопрос качества. Мы шли к этому, разрабатывали проект, чтобы на сложных перекрестках при авариях срабатывал источник бесперебойного питания. Проблема в том, что при подаче электричества блоки бесперебойного питания обратно не переключались. Надо было все вручную делать. Кроме того, были случаи кражи аккумуляторных батарей. Источник бесперебойного питания нужно закапывать глубоко в землю либо размещать в здании, чтобы он не промерзал, а у нас в городе кругом сети, и не везде возможно выкопать котлован или занять здание вблизи перекрестка. Но решать эту проблему, безусловно, надо. Мы над этим работаем.
Елизавета Старшинина
Фото автора и Олега Старшинина
Светофор на солнечной батарее возле школы № 23 на улице Советской. Импульсный режим работы светофорного объекта позволяет привлечь максимальное внимание водителей к объектам повышенной опасности, к которым относятся школы, детские сады, поликлиники, больницы
На фото — перекресток Трилиссера — Красноярская. По словам Сергея Шимкова, часто пешеходы переходят дорогу по диагонали, чтобы сократить путь. И жалуются, что не хватает времени. Но в Иркутске официально нет диагональных переходов, и время рассчитывается для человека, переходящего дорогу под прямым углом
Порой светофорные объекты сами становятся жертвами ДТП. Например, в прошлом году в светофор на углу Советской — Красноярской (на фото) врезался автомобиль «Мазда». Конструкция накренилась, но выстояла. А четыре года назад светофор на перекрестке улиц Пискунова и Партизанской был полностью разрушен из-за наезда пьяного лихача
Это центральный пульт управления светофорными объектами. На мониторе в реальном времени видно, как работают все светофоры города. У инженера-диспетчера Сергея Исаченко (на фото) есть возможность удаленно изменять режим работы светофоров, видеть неисправности и оперативно реагировать в случае аварийного отключения
СЛУЖБА В ЦИФРАХ
В службе эксплуатации светофорных объектов Иркутска работают 12 человек: начальник, заместитель, три инженера-программиста, которые также посменно выполняют функции диспетчера, и семь электромехаников. За время существования службы было принято более 10 000 заявок, заменено более 1000 светофорных модулей, заменено и отремонтировано 159 дорожных контроллеров.
ЦЕНА ВОПРОСА
Светофор, судя по прайс-листам производителей, может стоить от 2 до 30 тысяч рублей. Но его еще нужно установить и подключить к сети. В итоге полная стоимость одного светофорного объекта — от 800 тысяч до полутора миллионов рублей, в зависимости от комплектации: установлены ли дополнительные ограждения, освещение, дорожные знаки.
По всем проблемам и вопросам о работе светофоров можно обращаться по телефону 563–422.