Икигай* Евгения Доманова. Известный иркутский фотограф — об искусстве в фотографии и о том, как стать фотохудожником мирового уровня
Культура
Газета "Иркутск" #3 (1188) от 31 января 2025
image

Осенью прошлого года Евгений Доманов занял первое место на престижном международном конкурсе International Photo Awards в Нью-Йорке. «Оскар» в мире фотоискусства в номинации «Fine art. Профессионалы» получила серия под названием Old money, которую Евгений снял на острове Куба. В 2023 году в числе победителей International Photo Awards были его фотографии заброшенных сталинских пансионатов в грузинском городе Цхалтубо. Проекты Евгения Доманова признавали лучшими жюри TIFA, BIFA, Professional MIFA, он является лауреатом конкурсов National Geographic и Fine Art Photography Awards. В 2021 году Евгений стал «Архитектурным фотографом года» на Moscow International Foto Awards, а иркутянам он известен благодаря потрясающим фотографиям ночного Иркутска и Байкала.

— Евгений, когда вы начали заниматься фотографией?

— Фотоаппарат попал мне в руки раньше, чем я научился ходить и говорить. По соседству жил профессиональный фотограф, мы дружили семьями, ходили друг к другу в гости. Поэтому у меня с детства много хороших фотографий. Иногда задумываюсь, каким был бы мой путь, если бы я вырос, к примеру, в Париже, в атмосфере красоты, каким бы было мое видение этого мира. Но я родился в Братске, ходил в обычную школу. По стечению обстоятельств там вел кружок фотографии Владимир Фефелов. Недавно, спустя 30 лет, встретился с ним и, глядя на его снимки, поразился, насколько они высокого уровня и качества, они напоминают картины старых мастеров. Как мне повезло учиться у такого профессионала! Он обучал нас снимать и печатать, в школе оборудовали фотолабораторию. Мы сами изготавливали реактивы, покупали компоненты, все взвешивали на весах и делали трехлитровую банку проявителя, которой нам хватало на год. До сих пор храню свой первый по-настоящему хороший кадр — снимок крутого берега Ангары в просвете между деревьями. Когда проявил его, понял, что хочу быть фотографом.

— Какой была ваша первая выставка?

— Однажды мама попросила у меня ненужные фотографии. У нас шел тогда ремонт, и я решил, что ей нужно застелить пол. Собрал весь хлам и отдал маме целую пачку. Захожу утром в школу и вижу на стендах в холле весь мой брак! Наклеенные на пластилин, пропитанные жиром по углам, пересвеченные, с пятнами, пожелтевшие кадры. И все под надписью «Работы Евгения Доманова». Это был шок. Оказывается, классный руководитель попросил у мамы мои фотографии, чтобы сделать мне сюрприз, но изъяснился не совсем понятно. Я был в ужасе, на глазах у изумленной публики разорвал все снимки… Когда остыл, понял, что идея была хорошая, поэтому весь вечер печатал на большом формате свои лучшие фотографии, клеем закатал каждую с обратной стороны и приклеил к стендам. Уже на следующий день выставка получилась такой, какой и была задумана.

— Но после школы вы ушли в другом направлении, в бизнес. Что заставило вернуться к фотографии?

— В бизнесе деньги есть, а чувства удовлетворения — нет. С детства меня буквально преследовала фотография, поэтому купил себе новую камеру и пошел снимать в школы и детские сады. Хотелось снимать свадьбы, но один именитый фотограф федерального уровня сказал однажды в интервью, что съемка свадеб — это дно профессии. А то, чем занимался я, еще ниже… Это мнение растоптало мои планы и изменило вектор. Захотелось снимать что-то более интересное, серьезное. Иркутск, потом Байкал. Но все это еще не было искусством. Но тогда, в 30 лет, я осознал, что фотография — мой икигай, смысл жизни, предназначение. Икигай складывается из нескольких составляющих: первое — то, что ты любишь; второе — то, в чем ты хорош; третье — то, что нужно людям, и четвертое — то, за что ты получаешь деньги. Это сочетание — идеальная формула. Фотография — мой икигай.

— Что есть искусство в фотографии?

— Как и любое искусство, фотография — это высказывание автора. Самовыражение. Твой внутренний мир, твоя точка зрения, которую ты хочешь донести, никто не может диктовать ее. Никто не скажет: «Неправильно в кадре обрезать крылья журавлю». Я его увидел так. В 2017 году на острове Хоккайдо в качестве обыкновенного фотографа-пейзажиста я снимал природу, животных, мне повезло запечатлеть японских журавлей. Одна птица подошла ко мне очень близко, и я снял крупным планом ее голову и лапы. Опубликовал фото в соцсетях, и один из экспертов, чье мнение крайне важно для меня, написал фразу, которая изменила все в моей профессии: «Все, что ты до этого снимал, были «фоточки», а то, что ты создал сейчас, — это искусство». Жизнь поменялась на до и после, я понял, что не хочу создавать проходные «открыточные» фотографии, а хочу заниматься искусством, наполнять свои работы смыслами, эстетикой. В этом вижу возможность оставить след после себя.

— Как стать фотохудожником мирового уровня, с чего начать?

— Большинство успешных фотографов имеют художественное образование, разбираются в истории искусств. Но в российских фотошколах этого не преподают. Во время пандемии коронавируса появилась возможность обучаться онлайн у лучших преподавателей из Парижа, Лондона и Америки, которые обычно работают только офлайн, и я ею воспользовался. Важна также насмотренность, ведь «человек — то, чем он питается». Когда мы смотрим фотографии в соцсетях, мы питаемся пустой информацией. Своих учеников призываю смотреть великих художников, фотографов, вдохновляться ими. Проект Old money, который я снял на Кубе, — собирательный образ эстетики 1940–1950-х годов, он был вдохновлен историей этой страны, работами Рене Магритта и Родни Смита.

— Вы можете закладывать в проект свою идею и образы, а зритель — увидеть и понять совсем другое. Что хотел сказать автор?

— В основу легла история о том, что Куба находится всего в 40 минутах полета от США. И многие кубинцы раньше бежали в Майями в поисках лучшей жизни, некоторые из них погибали, но считалось, что за океаном — райская земля. Иллюзия всех богатств мира — по ту сторону моря. Они выходят на берег, смотрят вдаль и мечтают. Океан и небо впереди тревожные — сомнения, неизведанность считываются в ветре, свинцовых облаках. Каждый может найти, дополнить работы своими смыслами. В восточной философии есть определение минимализма: ничто, в котором происходит все. Чем больше мыслей и чувств вызывает работа, тем лучше.

— Есть что-то общее между Кубой и Санкт-Петербургом, который вы снимаете…

— На Кубе многие локации несут в себе историю, как и парадные Петербурга. В шутку такой стиль в Северной столице называют «элегантным обшарпэ», когда кадр совмещает эстетику форм, линий, прекрасный цвет и облупившуюся штукатурку. Но именно так ты показываешь историю, глубину, время. Мне нравятся такие интерьеры, архитектура, давно мечтаю поснимать в Париже, особенно оперу Гарнье, где Марк Шагал расписал плафон. Хотя интересны не только города, но и природа, например, океан, который в облачную погоду начинает сиять, будто изнутри светится его мощь, сила, жизнь! Надеюсь еще слетать на Кубу.

— А Иркутск еще будете снимать?

— Я не могу без Иркутска, у меня здесь дом, семья. Когда уезжаю, даже на отдых, спустя неделю тянет домой. Рано утром или поздно вечером люблю просто ездить на машине по пустому ночному городу… Два года назад проект с иркутскими окнами занял второе место на конкурсе в Токио. Я снимал его без прикрас, рядом в кадре могла быть прекрасная резьба и сгоревшее окно, эстетика совершенного и несовершенного, которые существуют вместе.

* Дословно — «причина жить». Японская философская концепция, основанная на поиске личного предназначения, которое позволяет обрести смысл и радость жизни.

Александра Луканина

Фото из архива героя публикации

Довольно часто Евгений Доманов снимает природу в Японии. Он рассказывает: «В этой стране ты можешь коснуться рукой оленя или снежной обезьяны, а журавли буквально ходят под ногами, не боятся людей. Для них человек не враг, а друг»

Природа открывается не каждому: во время полевых съемок фотограф должен стать частью окружающего мира и набраться терпения, ведь ради одного удачного кадра можно ждать часами, а то и провести в засаде не один день. «Мы готовили выставку моего ученика из США, ездили с ним в Японию снимать журавлей, — вспоминает Евгений Доманов. — К сожалению, из 12 тысяч кадров отобрали всего 20…»

2016 год. Иркутск. Московские триумфальные ворота. Скоро автор уйдет от таких «открыточных» кадров в большое искусство. Но и сейчас иркутские фотографии Евгения Доманова восхищают не меньше, чем его титулованные работы с Кубы или из Грузии

Евгений Доманов второй год подряд занимает первые места на самом престижном конкурсе фотографии International Photo Awards в Нью-Йорке. В прошлом году лучшими признали его работы серии Old money. В ней фотохудожник раскрывает тему мечты о лучшей жизни и тревог, связанных с ее воплощением. Куба для Евгения — одно из любимых мест съемок, где «через исторические интерьеры видна глубина жизни»

«Ромашка» — одна из самых красивых и самых фотографируемых парадных Санкт-Петербурга, находится она в доме купцов Елисеевых. Конкурсная серия Евгения Доманова «Парадные Петербурга: рассыпающаяся красота» получила порядка десяти наград на международных конкурсах, в том числе «Архитектурный фотограф года — 2021»

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg