Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский искренне восхищался балалайкой. Это ему принадлежат слова: «Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении — оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру — это незаменимые инструменты». Наш разговор с Евгением Смирновым начался, однако, не с обсуждения достоинств балалайки, а с запрета, который в Средние века действовал на Руси. Оказывается, были времена, когда балалаечников жестоко наказывали, а инструмент отбирали и уничтожали.
— Как такое возможно?! Ведь балалайку во всем мире считают одним из национальных символов России!
— В привычном для нас виде балалайка появилась относительно недавно, в конце XIX столетия. Ее «отцом» считается русский дворянин из Тверской губернии Василий Андреев. До него балалайка была круглой, треугольной, даже четырехугольной и с различным числом струн. Считается, что на Русь инструмент пришел из Средней Азии. Простой, дешевый, доступный, залихватски звучащий, он быстро получил распространение и особенной популярностью пользовался у скоморохов, которые, веселя народ, нередко высмеивали власть и духовенство. В результате при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в середине XVII века балалайку запретили. Есть документальные свидетельства, что инструменты изымали и даже публично сжигали. Балалаечники, конечно, остались, но школы как таковой не было вплоть до конца 1880-х годов. Василий Андреев систематизировал процессы создания инструмента и обучения игре на нем. Появились высококлассные мастера, которые делали балалайки, например, «русский Страдивари» — Семен Налимов. Тогда же был издан первый сборник «Школы игры на балалайке» и открыты классы в Санкт-Петербурге. Благодаря Василию Андрееву выступления музыкантов-балалаечников стали пользоваться успехом не только у простых людей, но и в высшем обществе. Мировая премьера русского народного инструмента состоялась на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. С тех пор балалайка прочно ассоциируется с Россией, с русской культурой. Сейчас классы обучения игре на балалайке есть на всех этапах образования от школы до вуза. Но вообще этот инструмент популярен у самых разных народов. Виртуозно на балалайке играют, например, чеченцы. А как татары играют на балалайке! Сейчас есть несколько академических школ игры на балалайке — московская, которую основал народный артист СССР Павел Иванович Нечепоренко; уральская, основанная народным артистом РСФСР Евгением Григорьевичем Блиновым; и красноярская, под руководством заслуженного артиста РФ, профессора Владимира Александровича Аверина. Кстати, для нашей многонациональной страны свойство балалайки быть «своей» для самых разных народов наиболее ценно.
— И все же сегодня балалайка — это скорее экзотика, чем тренд. В СССР подростки поголовно учились играть на гитаре, а балалайка прочно ассоциировалась с безвозвратным прошлым. Почему для вас именно балалайка стала главным музыкальным инструментом?
— С первого дня, когда в детстве увидел дома балалайку, мне очень захотелось научиться на ней играть. Инструмент бабушка подарила отцу на день рождения. На балалайке играли бабушка и мама. Я быстро освоил игру в пределах трех аккордов и лет в десять пошел в кружок во Дворец пионеров к Владимиру Ильичу Кудрявцеву, потом в музыкальную школу к Игорю Алексеевичу Еремину. В дальнейшем мне посчастливилось учиться у таких мастеров, как Владимир Александрович Аверин — профессор Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского в Красноярске, у Андрея Александровича Горбачева — профессора института имени Гнесиных. Горжусь тем, что мне довелось познакомиться и дружить с народным артистом России, уникальным балалаечником Михаилом Федотовичем Рожковым. Мне вообще очень повезло с педагогами, они все были балалаечниками от Бога. Чего стоит биография только одного Игоря Алексеевича Еремина. Он учился в Краснодарском летном училище. На третьем курсе к ним приехал с концертом оркестр народных инструментов. И он, услышав балалайку, радикально изменил свою судьбу. Сначала брал частные уроки, потом, окончив летное училище, поступил в музыкальное, а после в институт искусств. Приехал в Иркутск и здесь играл в ансамбле «Сибирская мозаика», преподавал.
Балалайка имеет над человеком невероятную власть. Это касается и исполнителей, и тех, кто ее слушает. А то, что она сегодня не в тренде у музыкантов — это скорее плюс, чем минус. Людям всегда интересно что-то непривычное, исключительное, нестандартное.
— Коллектив «МИМИNО» — это кроме вас клавишные, ударник и духовые: две трубы и тромбон. Все участники группы с высшим музыкальным образованием, блестящие исполнители. Но когда музыка — это профессия, то играть приходится для самой разной публики, не очень считаясь со своими вкусами и настроениями. Испытываете от этого дискомфорт?
— Я, когда ребенком научился брать три аккорда на балалайке, сразу пошел на улицу выступать и стал зарабатывать свои первые деньги. Играл и пел с удовольствием, с радостью, кайфовал от этого взаимообмена энергией. И это чувство с возрастом и опытом, слава богу, только усилилось. Есть категория музыкантов, которые занимаются академической музыкой и высокомерно относятся к выступлениям на свадьбах и корпоративах. Кто-то, наоборот, играет популярные мелодии для непритязательной публики и вполне доволен. Нам удается балансировать между разными интересами и разными аудиториями. Где-то просят сыграть классику, где-то — шансон. Но и «Мурку» ведь можно сыграть по-разному, и Баха…
— Многие музыканты, добившиеся в Иркутске успеха, уезжали в Москву, за границу. Неужели нет амбиций подняться на музыкальный олимп, выступать в столичных залах?
— Моя позиция — никуда не надо ехать. Нам всем повезло, что мы живем на Байкале, куда едут люди со всего мира… Если бы я уехал в Москву, то никогда не встретился и не подружился бы со многими замечательными людьми, которые приезжали к нам, на Байкал. И здесь можно претворять в жизнь самые разные проекты. Например, мы в Иркутске 23 июня празднуем Международный день балалайки. На Урицкого возле скульптуры музыканта-балалаечника в этом году прошел концерт оркестра народных инструментов Иркутской областной филармонии с участием юных балалаечников музыкальных школ города и нашей шоу-группы. В 2019 году удалось провести фестиваль-конкурс исполнителей на балалайке «Балалайка — душа России на Байкале». В перспективе хочется расширить географию фестиваля. К нам с удовольствием приехали бы как российские, так и зарубежные музыканты. Уверен, что такой фестиваль вызовет интерес и у туристов со всего мира. Потихонечку мы двигаемся в этом направлении.
— Памятник музыканту с балалайкой в руках, установленный на улице Урицкого, стал в Иркутске одним из знаковых мест. Кто послужил прообразом для его создания?
— Задумывая этот памятник, я мечтал, чтобы его прообразом стал Михаил Федотович Рожков. Это был удивительный человек, виртуоз, с невероятной биографией — фронтовик, орденоносец, он озвучивал практически все советские фильмы, где звучала балалайка. Его искусство никого не оставляло равнодушным. Среди поклонников музыканта были Леонид Утесов, Любовь Орлова, его игрой восхищались американский пианист Ван Клиберн, актриса Софи Лорен и многие другие. Михаила Федотовича называли Паганини русской балалайки. Но создание памятника — это коллективный труд. В итоге получился собирательный образ. В народе, правда, бронзового музыканта все равно окрестили «дядя Миша», и те, кто хорошо знаком с творчеством Рожкова, узнают в нем его черты…
Нина Воронина
Фото Валентина Карпова и из архива Евгения Смирнова
На фото — лидер известной в Иркутске группы «МИМИNО» Евгений Смирнов. Это он стал инициатором проведения Дня балалайки в нашем городе и на Байкале и является автором идеи установки памятника балалаечнику на улице Урицкого. «Балалайка, несмотря на свой возраст, инструмент живой, с огромным потенциалом. Он хорош и на празднике, и в минуты печали. Иногда во время плохого настроения беру в руки балалайку, начинаю играть и чувствую, как становится легче. Волшебный инструмент…» — говорит Евгений
Группа «МИМИNО» хорошо знакома иркутянам. Музыканты с удовольствием выступают на городских праздниках, участвуют в теле- и радиошоу. На фото — «МИМИNO» во время одного из выступлений на корпоративе, где она пополнилась двумя чернокожими танцорами. На снимке в центре — Евгений Смирнов (балалайка), в верхнем ряду справа налево — Дмитрий Агафонов (клавиши, бас), Александр Сорвин (труба), Эдем Мустафаев (труба), Глеб Москвитин (тромбон), Виктор Широколобов (ударные)
Бронзовая скульптура музыканта с балалайкой в руках была установлена на улице Урицкого в сентябре прошлого года. По словам Евгения Смирнова, сначала была идея увековечить одну балалайку, но когда скульптор Илья Ставский приступил к работе, поняли, что без человеческих рук инструмент не будет «звучать». Поэтому родился собирательный образ уличного музыканта, который только что завершил выступление. Правда, поклонники балалайки узнают в скульптуре черты «Паганини русской балалайки» Михаила Рожкова и называют памятник «дядя Миша»