Грант на бесценный подарок. Фонд «Дети Байкала» уже почти 10 лет помогает сиротам найти приемную семью
Общество
Газета «Иркутск» #29 (1214) от 15 августа 2025
image

С директором благотворительного фонда «Дети Байкала» Гульнарой Гарифулиной мы встретились в пресс-зале «Иркутска», чтобы поговорить о работе фонда и проекте «Подари ребенку семью». В этом году проект стал победителем конкурса президентских грантов, получив поддержку государства уже в восьмой раз. На какие цели будут использованы грантовые средства и насколько эффективно сегодня решаются в Иркутске и регионе проблемы социального сиротства, Гульнара Анатольевна рассказала нашему корреспонденту.

Гульнара Гарифулина — исполнительный директор и учредитель фонда «Дети Байкала», который работает в Приангарье с октября 2016 года. Но самый первый из проектов «Подари ребенку семью» появился еще раньше — в декабре 2014-го. Именно тогда, более 10 лет назад, иркутские волонтеры, которые помогали детским домам, объединили усилия в поисках приемных родителей для своих подопечных. Спустя два года стало ясно, что эта работа требует более комплексного и системного подхода. Тогда и решено было создать фонд.

— Вы многодетная мама, у вас два диплома — медицинского работника и психолога, работали бизнес-тренером. Почему фонд стал для вас главным делом жизни? Как возникла эта потребность помогать детям, оставшимся без семьи?

— Да, я многодетная мама, у меня четверо детей, одна из дочерей Кристина — приемная. Сейчас она уже взрослая, у нее своя семья — муж, двое сыновей — моих внуков. Откуда потребность помогать другим? Мне кажется, она естественна для человека. У меня мама во времена СССР была социальным работником, папа — милиционером. Они никогда никому не отказывали в помощи. Я с ранних лет тащила в дом всякую живность, брошенных котят, больных собак. И меня за это никогда не ругали, наоборот, всех старались выходить, вылечить.

С детьми, от которых отказались родители, я впервые столкнулась на практике в медучилище. Это был 1994 год, я пришла в инфекционную больницу и увидела палаты с отказниками. Это произвело на меня очень сильное впечатление. И с тех пор я всегда старалась хоть как-то помочь домам малютки, детским домам, потом стала волонтером, а уже начиная с 2013 года эта деятельность обрела осознанный, системный, постоянный характер.

В 2014 году в свет вышло постановление правительства № 481, которое многое меняло в деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И я, как бизнес-тренер, начала работать с сотрудниками, помогая им пройти этот переходный этап. В стране стали устраивать детские дома по семейному типу — группы маленькие, братьев и сестер не разлучают, воспитатели постоянные, тогда же у нас появился проект «Подари ребенку семью».

— Я правильно понимаю, что своей главной задачей вы видите поиск приемной семьи для ребенка, который остался без родителей?

— Да, это так. Если мы начинали с того, что собирали подгузники, игрушки, устраивали праздники, то со временем мы поняли, что самое важное — это найти ребенку семью или близкого взрослого, который станет наставником для подростка. Детей подросткового возраста довольно редко принимают в семьи, поэтому на одном из этапов — в сентябре 2015 года у нас появился проект «Наставник», и я сама тогда стала наставником у Кристины. Впоследствии она пришла в нашу семью и стала приемной дочерью.

Роль наставника — стать для подростка значимым взрослым, передать свой жизненный опыт, помочь адаптироваться при воссоединении с кровными родителями или во время обучения профессии. Сейчас фонд сопровождает уже 70 пар «наставник — подопечный».

— Сегодня у вас уже довольно большой опыт работы в сфере благотворительности и непосредственно в фонде. Как меняется ситуация с решением проблемы сиротства?

— Сильно меняется, и слава Богу, в положительную сторону. Многое из того, о чем мы мечтали, воплотилось в реальность. Детей-сирот стало значительно меньше, малышей уже практически нет в учреждениях — они устроены в приемные семьи.

В лучшую сторону изменилась ситуация с детьми, оставшимися без попечения родителей. В прошлом году по инициативе уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой в стране был запущен проект «Вызов». Он создан для оказания помощи семьям, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Мы давно говорили, что без работы с кровной семьей поток сирот остановить не удастся.

— Кровные семьи, откуда забрали детей… Насколько, по вашему мнению, при возвращении домой ребенку будет комфортно?

— Ситуации бывают разные. У нас был случай, когда с помощью юриста мы восстанавливали в родительских правах женщину, у которой были проблемы с психикой. Но никакой опасности она ни для общества, ни для ребенка не представляла, это было доказано, и ее восстановили в правах. Вплоть до 2015 года восстановление родительских прав представляло из себя большую редкость. Отношение к органам опеки было как карательному органу. Сейчас такая практика уходит в прошлое.

Конечно, в основном проблемы кровных семей, откуда забирают детей, связаны с асоциальным поведением родителей, с их злоупотреблением алкоголем. Моя приемная дочь попала в детский дом, потому что спились ее мама и бабушка. Это были трудные 90-е годы, и рядом с ними были люди, которые всяческих способствовали их деградации. Я ни в коей мере не отрицаю, что без внутренней мотивации от алкогольной зависимости избавиться невозможно, но без внешней поддержки даже замотивированному человеку вернуться к нормальной жизни тяжело.

Что касается детей, то практически все они, за очень редким исключением, даже при пьющих родителях мечтают вернуться в кровную семью. После детского дома они ищут своих родных. И конечно, должна быть выстроена система профилактической работы с проблемными семьями. Пока у нас, к сожалению, начинают обращать на них внимание, когда семья уже находятся в кризисе.

Как строится работа по проекту «Вызов», в деталях я не знаю. Но в качестве позитивного примера могу привести наш опыт. В прошлом году в Иркутске из детского дома, где у подростков были наши наставники, вернули кровным родителям семерых детей. И наставники до сих пор продолжают дружить с ребенком, видят, насколько безопасно и комфортно ему дома, какова обстановка в семье.

— Ваш проект «Подари ребенку семью» на текущем этапе что из себя представляет?

— Проект предполагает создание видеоанкеты для 120 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы размещаем их на различных информационных ресурсах — в СМИ, в мессенджерах, в соцсети «ВКонтакте», в Rutube. Уже более 600 детей нашли приемные семьи.

При фонде «Дети Байкала» работает «Школа ответственных взрослых», где уже прошли обучение более 700 человек. Она ориентирована на приемных родителей и тех, кто решил стать ими, наставников и специалистов, работающих с детьми-сиротами. В школе проводятся семинары, тренинги и психологические консультации, нацеленные прежде всего на профилактику вторичных отказов, которые еще есть. Но их год от года становится меньше, в том числе и благодаря нашей работе.

— Как президентские гранты, которые получает фонд, помогают в вашей деятельности?

— Это очень существенная поддержка. Люди готовы помогать сиротам, покупать им подарки, памперсы, игрушки, устраивать праздники. Но в фонде на постоянной основе трудятся специалисты — кураторы, психологи, юристы, операторы, которые снимают материал для видеоанкет, монтажеры. В основном грантовые средства уходят на зарплату специалистов, задействованных в работе над проектами фонда. Без грантовой поддержки привлекать профессионалов, способных качественно выполнять поставленные задачи, было бы очень сложно.

Марина Тихонова

Фото автора и из архива Гульнары Гарифулиной

Гульнара Гарифулина, директор благотворительного фонда «Дети Байкала», рассказала на встрече в пресс-зале «Иркутска», что ситуация с проблемой сиротства значительно изменилась в лучшую сторону: «В январе 2025 года в базе сирот, которые ждут приемных родителей, в Иркутской области числились 840 детей, а когда мы начинали проект «Подари ребенку семью», их было почти пять тысяч»

 

Самый уникальный случай за годы работы благотворительного фонда «Дети Байкала» и его бессменного руководителя Гульнары Гарифулиной. «На нас вышла семейная пара из Крыма, и они стали приемными родителями сразу для семи (!) ребятишек — шести сестер и их брата», — рассказала Гульнара Анатольевна. На снимке в иркутском аэропорту: дети улетают в новую жизнь, их провожает Гульнара Гарифулина

Мэр Руслан Болотов 16 июля поблагодарил руководителей 24 некоммерческих организаций за высокую социальную ответственность, вклад в развитие Иркутска (среди них была и Гульнара Гарифулина, директор фонда «Дети Байкала»). Все они получили финансирование из Фонда президентских грантов в 2024 году — более 60 миллионов рублей привлекли на реализацию разных проектов. «И каждый из них — про служение, заботу, милосердие, укрепление семейных, духовных ценностей, сохранение здоровья, про сочувствие и сопереживание», — написал в тот день Руслан Николаевич в своем телеграм-канале https://t.me/ruslanbolotov

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg