Культовая пьеса, написанная американским драматургом Джеймсом Голдменом в 1966 году с явно шекспировским замахом, стала самым значительным явлением в его творчестве и ярким литературным событием двадцатого столетия. Интересно, что автор написал свою версию семейных разборок в доме легендарного английского короля практически в жанре, которого пятьдесят пять лет назад еще не значилось по определению, — в жанре альтернативной истории, что так популярен теперь.
Дело в том, что встречи многочисленного, раздираемого противоречиями семейства в замке Шинон на Рождество 1183 года, скорее всего, не было — по крайней мере, в хрониках Британии. Драматург смоделировал эту болезненную сходку.
Стареющий Генри II предвидит скорую перспективу ухода в небытие и торопится объявить наследника престола, которого хочет видеть только в младшем сыне-любимчике. Его опальная жена, десять лет заточенная в темницу, Алиенора Аквитанская, прочит в будущие короли старшего — Ричарда Львиное Сердце. Есть и средний королевич, рассчитывающий как при том, так и при другом брате взять на себя фактическое правление страной. Рядом лелеет свои мечты молодая любовница монарха Элис, назначенная в невесты его преемнику. Преследует свои далекоидущие цели и Филипп — юный король Франции, фактически оккупированной войсками Генри II. В тусклых лучах угрюмого Рождества перед нами сплетается клубок вражды и притязаний, где каждый каждого подозревает, подстерегает, искушает и соблазняет, атакует лестью, посулами, угрозами и шантажом.
Как непохожа эта постановка на другие спектакли заслуженного артиста России Геннадия Гущина, в которых зритель ценит и любит мягкую иронию, почти нежное отношение к героям и актерам!.. Сложная партитура пьесы Голдмена, кажется, совсем не в стилистике режиссерского почерка постановщика. Огнедышащий бульон страстей, которым клокочет текст драмы, на сцене поначалу почти застывает в нарочито сдержанной тональности первого акта. Все выглядит обыденным и даже затрапезным, пока мы не начинаем замечать, как тлеет в этой вязкой, туманной атмосфере нарастающая опасность подлинного трагизма.
Этот лабиринт эмоциональных ребусов поддерживает символическая сценография известного художника Виктора Никоненко. Окровавленная рука, закованная в рыцарские латы, здесь являет трон — оплот объединенного британского королевства. Власть, которую с таким исступлением делят претенденты, мечется по сцене пунцовым полотнищем. Сшибаются стремления и ультиматумы, отбрасывается все святое и человеческое, летят проклятия и упреки. А надо всей этой пигмейской комедией своеволий невозмутимо возвышается исполинская фигура героя дюреровской гравюры «Рыцарь, Дьявол и Смерть», постигшего всю тщету земных вожделений. И холодно, отстраненно смотрят в глубину полумрака горние лучи. Лучи далеких звезд.
«Небо лопается от звезд!» О них вспоминает старый король, вдруг осознавший, что в погоне за глобальными политическими целями потерял простой и ясный человеческий смысл жизни: любовь, семью, привязанность сыновей, тепло гнезда, которое обледенело от слез тех, кто еще так недавно в нем нуждался.
И все-таки любовь угасла не совсем... Главный источник этой неугасимой, неистовой, испепеляющей и непобедимой любви в пьесе — Алиенора. Актриса Марина Елина с удивительным достоинством и трепетом справилась с этой сложнейшей ролью. Избегая излишней драматизации, просто и безыскусно она проживает противоречивые состояния своей героини, рождающиеся живим откликом на поведение ее кумира и палача — Генри II.
Марина Рыбак
Фото Анатолия Бызова
Сцена из нового спектакля «Лев зимой» от режиссера, заслуженного артиста России Геннадия Гущина, где сам он сыграл Плантагенета. Спектакль загадочный, неожиданный, населенный затейливыми героями и мудреными коллизиями