
None
Аварийно-спасательная служба — это подразделение МКУ г. Иркутска «Безопасный город». Сфера деятельности ее сотрудников широка: от ликвидации последствий крупных катастроф до спасения попавших в беду животных. Как проходит обычный день этих храбрых людей, какая картина висит у них в столовой и как они борются со стрессом? Мы узнали об этом, побывав в гостях у сотрудников Аварийно-спасательной службы (АСС), а также съездили с ними на вызов.
Сила и выносливость
Попасть к иркутским спасателям не так просто: их охраняет суровый пес Рэм. Допрыгнуть до прохожих он не может, зато предупреждает хозяев громким лаем о визите гостей. Аварийно-спасательная служба располагается на острове Юность в двухэтажном здании с гаражными боксами. У спасателей много различной дорогостоящей техники, так что за территорией нужно строго следить.
— Наш Барбоскин с этим справляется, отрабатывает свой паек на сто процентов, — улыбается заместитель начальника аварийно-спасательной службы Павел Ена. — Всего в технопарке имеется 10 единиц автотехники, из них пять аварийно -спасательных автомобилей — по числу смен. У каждой смены своя машина. Летом муниципалитет приобрел для нас семь новых автомобилей повышенной проходимости УАЗ-33909. Оборудования тоже достаточно: генераторы, осветительные башни, пневмокаркасный модуль для развертывания выездного пункта управления и организации автономной работы в полевых условиях, куб жизни — для спасения прыгающих (падающих) с высоты, пневматические трапы для помощи людям, провалившимся под лед, альпинистское снаряжение. Снегоходы и квадроциклы задействуем часто: люди теряются, звонят в службу спасения. Вот не так давно был случай — в районе Плишкино, в лесу потерялась бабушка, это случилось поздней осенью. Мы ее нашли, но, увы, поздно — женщина замерзла.
Спасатель — это универсальный специалист. Он должен обладать знаниями в области медицины, топографии, психологии, техническими навыками и отличной физической подготовкой.
— Наша служба занимается двумя видами работ: поисково-спасательными и аварийно-спасательными, — рассказывает Павел. — Участвуем в тушении пожаров, в поиске людей на воде, подъеме упавших в колодцы и коллекторы. Спасатели находятся в тесной связи со всеми экстренными службами города: полицией, МЧС, скорой помощью. Например, если больного нужно поднять (а врачи на скорой — чаще всего женщины), то вызывают нас. При ДТП мы разрезаем машины, деблокируем пострадавших и оказываем первую помощь. Выезжая на пожары, выполняем сопутствующие работы. На вооружении службы имеется инструмент для разбора различных конструкций, оборудование для пробивки стен, вскрытия решеток и так далее.
Сотрудники АСС должны быть психологически устойчивыми. Бывает такое, что при оказании помощи гражданам спасатели подвергаются нападениям. Такие ситуации наиболее часто происходят в неблагополучных районах города. А при ДТП, будучи в шоковом состоянии, горожане пытаются помочь, тем самым мешая работе профессионалов.
— Наши спасатели в равной степени обладают всеми необходимыми навыками, — замечает наш собеседник. — Кто первым оказался у пострадавшего, тот и оказывает первую помощь. У кого в руках инструмент, тот и открывает дверь. Узких специалистов в экипаже быть не должно.
Три километра бегом с носилками
Дежурная смена состоит из восьми человек, заступают на суточное дежурство в восемь утра. К моменту нашего визита основной экипаж из четырех человек как раз был на выезде. В здании остались оперативный дежурный, двое спасателей на резервной машине, еще один на автобусе (при тушении крупных пожаров всегда возникает необходимость обогрева граждан, эвакуации в пункты временного размещения).
Пока ждем экипаж, разговариваем с Павлом. Он тоже является аттестованным спасателем, но сейчас в основном занимается административной деятельностью, однако в случае экстренных ситуаций готов к работе.
— При крупных происшествиях вызывают весь штат работников — в течение полутора часов даже отдыхающие дома сотрудники обязаны приехать, это обговорено в трудовом договоре и должностной инструкции спасателя, — подчеркивает Павел Ена.
Где же учат на спасателей? Желающим следует отправляться в отдел кадров МКУ г. Иркутска «Безопасный город» и для начала пройти медкомиссию. Причем требования к спасателям по приказу Минздрава сейчас почти такие же, как к космонавтам! И это оправданно.
— Была однажды ситуация — выносили пострадавшего с острова в черте города, — вспоминает Павел Ена. — После драки пострадавший потерял много крови. Так мы вчетвером на носилках несли его три километра до реки. Потом переправили на берег, там уже ждала скорая. Время шло на секунды, пришлось бежать очень быстро. Вот почему в работе спасателя так важна физическая подготовка.
Если медкомиссию претендент прошел, он отправляется на курсовую подготовку. Там осваивает необходимый минимум, проходит стажировку в течение нескольких дежурств в подразделении, изучает топографию, противопожарную, альпинистскую подготовки. А другие профессиональные навыки приходят с опытом.
— Иногда люди от нас уходят, но это бывает редко, — говорит Павел Николаевич. — Кто-то психологически не выдерживает тяжелой работы. Но мы стараемся создавать все условия, чтобы не было текучки кадров, чтобы коллектив был здоровым и стабильным. Работники находятся на дежурстве целые сутки, спасателям нужно понимать друг друга и уметь работать в команде.
В здании АСС помимо кабинетов есть столовая, душевая с санузлом и стиральной машинкой, склад для хранения оборудования, учебный класс и комната отдыха.
— Раньше место отдыха было на втором этаже, но сейчас его перенесли на первый — ближе к оперативному дежурному, чтобы не задерживать оказание помощи гражданам, — рассказывает Павел. — Но спать все равно не получается: порой на вызовы приходится мотаться круглые сутки. Скоро, кстати, нашу службу ожидает расширение — переезд в здание на ул. Пискунова, где городские власти провели капитальный ремонт. Помещение там побольше и бытовые условия лучше. Но пост на Ангаре и Иркуте останется.
Кстати, спасатели помогают не только людям — вызволять из беды часто приходится и животных.
— Кто чаще попадает в опасные ситуации — собаки или кошки? — интересуемся мы.
— И те, и другие, — смеется Павел. — Барбосы чаще проваливаются в колодцы, а вот коты на деревья залезают и не могут спуститься. Собаки постоянно старые подвалы падают, скулят — граждане нас вызывают. Еще в вентиляционные шахты многоквартирных домов проваливаются то кошки, то голуби. Совместно с работниками управляющих компаний при согласии граждан, т.к. нарушается целостность стен в квартире, извлекаем. Спасенное животное обычно бурно радуется освобождению. Когда спускаешься в коллектор, руки опускаешь, собака сама к тебе лапы тянет, никогда не укусит. Было однажды такое — пес застрял между прутьями забора: голова пролезла, а туловище ни туда ни сюда. Мы приехали, прутья разжали, вытащили. Так бобик на радостях давай опять по кругу бегать и с размаху в этот же забор влетел! Пришлось опять вытаскивать. Спасенных животных, как правило, забирает себе заявитель.
Кстати, в столовой АСС висит такая картинка — герои популярного мультфильма «Чип и Дейл спешат на помощь». Понятно, ведь храбрые бурундучки ассоциируются с профессией спасателя.
— Уже и не помним, как картинка здесь появилась, — смеются сотрудники службы. — Сколько работаем, столько она и висит.
Трудятся спасатели и на реках — Ангаре, Иркуте. Второе подразделение АСС — это морская станция, там дежурят сотрудники АСС с плавательными средствами, они выезжают на Чертугеевский, Ершовский заливы, Якоби. Когда начинается навигация, выставляют на посту плавательные средства наряду с ГИМС и полицией.
Недавно работники аварийно-спасательной службы провели занятия со школьниками, показывали ребятам, как вызволяют провалившегося под лед человека. Собрались ученики из пяти иркутских школ.
— Ребятишки стояли на берегу, баловались, галдели, — рассказывает Павел Николаевич. — Но когда наш спасатель в гидрокостюме провалился в полынью, дети замерли. Его вытаскивали с помощью спасательного трапа — это надувной матрас, который разворачивается на 10 метров, по нему можно подобраться к провалившемуся. Когда «пострадавшего» спасли, столько было криков и восторгов! Думаю, школьникам лучше один раз увидеть все это, чем несколько раз услышать предупреждения об опасности выхода на лед.
Страшные истории
В это время вернулся с вызова экипаж. Машину загоняют в гараж, четверо мужчин в специальной одежде заходят в здание, оживленно переговариваются. Все в этот раз закончилось благополучно.
— Была попытка суицида, женщина преклонных лет собралась прыгать с балкона пятого этажа, — рассказывает старший смены Никита Хвостов. — Наша задача в таких случаях — максимально быстро среагировать, развернуть куб жизни, открыть дверь с полицией, предотвратить попытку суицида. В этот раз все обошлось: полиция сумела договориться, женщина передумала.
Это был не первый выезд спасателей за дежурство, до этого экипаж отработал на пожаре в Ленинском районе. Пока есть время, спасатели обедают, отдыхают. Мы знакомимся с героями: помимо старшего Никиты Хвостова сегодня дежурят Александр Пешков, Михаил Ионычев, Сергей Коротких, Алексей Мартынов, Евгений Тутолмин, Георгий Кузаков.
Никита Хвостов окончил иняз, специальность «Безопасность жизнедеятельности». Во время учебы проходил здесь практику, работал со сменами. Отслужил в армии и стал спасателем.
— Был интерес к этой профессии, — говорит Никита. — Хотелось заняться достойным делом, помогать людям. У нас интересная, настоящая работа, которая приносит пользу обществу, помогает развиваться, не стоять на месте.
Со стрессом спасатели борются разными способами.
— Когда начинал работать, моей эмоциональной разгрузкой был мини-футбол, — рассказывает Никита. — Если сутки прошли напряженно, спорт помогал. Выкинул энергию, в семью возвращаешься эмоционально отдохнувшим. Так, у наших сотрудников разные интересы: рыбалка, кто-то в горы ходит, кто-то подрабатывает — мы же сутки через четверо работаем. У кого-то дети маленькие, с ними время проводят.
Спасатели признаются, что чаще всего стараются забывать о тех страшных случаях, свидетелями которых приходилось становиться. Но это не от эмоционального равнодушия. Просто нужно стараться выполнять свою работу сосредоточенно, с холодной головой. А если переживать о том, что было накануне, то качественно отработать не получится. Хотя есть случаи, которые запоминаются на всю жизнь.
— До сих пор вспоминаю, когда в Иркутске Airbus A310 в гаражи врезался, — говорит Александр Пешков. — Нас вызвали в первые минуты катастрофы, мы тушили самолет, вытаскивали трупы для опознания. Страшная трагедия. Еще из запомнившихся происшествий — авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Туда был отправлен сборный отряд от нашего региона с оборудованием. Мы ликвидировали последствия бедствия, занимались поисками пострадавших…
В этот момент в комнату «залетает» оперативный дежурный.
«Хулиган» против хулиганов
— В Первомайском полиция ведет переговоры с дебоширом, который удерживает в квартире девушку, — сообщает он. — Нужно вскрыть дверь.
Несемся к гаражу, запрыгиваем в машину. Пятница, шестой час вечера — врываемся в плотный поток транспорта.
— Включай сирену, — командует Никита водителю. — Придется пробираться сквозь пробки…
С воем добираемся до Первомайского. Во дворе дома стоит машина экипажа патрульно-постовой службы. Спасатели хватают инструменты, и мы бежим к подъезду. Нам нужна квартира № 46. Звоним по домофону в соседние — не отвечают. Старший смены параллельно связывается с полицейским. Сотрудник ППС впускает нас внутрь. Но когда мы поднимаемся на нужный этаж, видим, что дебошира удалось уговорить — он сам открыл дверь. Освобожденная девушка с подругой, которая, очевидно, и вызвала полицию, стоят на лестничной клетке. Домашний дебошир понуро выходит из квартиры. Кто знает, может быть, его испугало прибытие спасателей, и он решил пожалеть дверь... Причины такого поведения, равно как и мотив взятия заложника, будут выяснять полицейские. Они сажают хулигана в машину. Мы тоже уезжаем.
— Наша задача на таких вызовах — открыть дверь. В работу полиции мы не вмешиваемся, — объясняют спасатели. — Никакими отмычками мы не пользуемся, у нас есть для этого специальные инструменты. Пожарно-спасательный ломик, который называется «хулиган», — лучший наш помощник. В некоторых случаях задействуем бензорез, по-простому сказать, болгарку. Все зависит от типа двери.
По дороге обратно на станцию спасатели замечают:
— Вроде впустую съездили, но уж лучше так, чем двери ломать… Хорошо, что все благополучно закончилось.
Фото Валентина Карпова
Поделиться в соцсетях: