None
Легендарную 30-ю Иркутскую дивизию в свое время называли кузницей генеральских кадров. «…Как в раковине жемчужины рождается жемчуг, так и в этой дивизии происходит становление настоящих офицеров», — говорил о ней военачальник Михаил Фрунзе. Действительно, в недрах дивизии родилась целая плеяда полководцев и крупных военачальников, в том числе маршалы В.К. Блюхер, К.К. Рокоссовский и С.С. Бирюзов. В честь этого воинского подразделения названа одна из улиц Иркутска, еще две носят имена ее командиров — Грязнова и Лапина.
Ордена за боевые и трудовые заслуги
Летом 1918 года, когда на огромной территории от Поволжья до Дальнего Востока была свергнута советская власть, красногвардейские отряды южноуральских рабочих не сложили оружия. Они объединились в партизанскую армию, насчитывающую более 10 тысяч человек. Так была создана знаменитая дивизия.
Первым ее командиром стал Василий Константинович Блюхер. Пройдя полторы тысячи верст по горным перевалам, форсируя на подручных средствах стремительные горные реки, отбиваясь от наседавших со всех сторон врагов, южноуральские отряды соединились с регулярными частями Красной Армии и пополнили ряды значительно пострадавшей в боях 4-й Уральской дивизии.
— Седьмого марта 1920 года дивизия под командованием Альберта Яновича Лапина вступила в Иркутск, — рассказывают сотрудники краеведческого отдела Центральной библиотечной системы г. Иркутска. — В ноябре 1918-го была введена единая нумерация соединений Красной Армии, и 4-я Уральская дивизия стала именоваться 30-й стрелковой, которой по ходатайству трудящихся присвоили наименование Иркутской. Это было признанием боевых заслуг дивизии. Соединение тогда наградили орденом Красного Знамени.
30-я стрелковая дивизия, переброшенная с берегов Байкала на юг страны, сыграла заметную роль в разгроме войск Врангеля. Она штурмовала Крым и освободила Феодосию, получив за эти бои второй орден Красного Знамени. Третий орден — Трудового Красного Знамени — прикрепили к знамени дивизии за помощь в решении продовольственной проблемы, которая остро стояла в стране, разоренной двумя войнами — Первой мировой и Гражданской. Дивизия внесла ощутимый вклад в строительство ДнепроГЭС, за что получила высшую награду страны — орден Ленина.
Краснодар, «Голубая линия», Берлин
В мае 41-го года дивизию перебросили в Молдавию. В первый же день войны, 22 июня, она оказалась в пекле сражений и лишилась до двух третей личного состава, после чего была выведена в резерв.
В ноябре под командованием генерал-майора Михаила Дмитриевича Гончарова дивизия вела бои в окружении. Пройдя 250 километров, вышла к нашим войскам севернее Ростова, где в районе селения Куйбышево преградила путь танковым соединениям генерала-фельдмаршала Эвальда фон Клейста.
— Первого ноября немцы обрушили на дивизию штурмовой артиллерийский огонь, за первой волной бомбардировщиков последовала вторая, потом двинулась в атаку лавина немецких танков. Если бы такое случилось с менее опытной и не закаленной в боях дивизией, не миновать бы поражения, — считают историки. — Но воины Иркутской до последнего оставались на своем рубеже. Упорная оборона сорвала план фон Клейста: хоть его войска и захватили Ростов-на-Дону, но через неделю вынуждены были бежать из города под натиском контрнаступления Красной Армии, в составе которой сражались и бойцы 30-й Иркутской дивизии.
В 1942 году дивизии пришлось упорно сражаться за Краснодар. Сил подразделения было явно недостаточно для удержания такого большого города, но, находясь в полуокружении, солдаты яростно дрались за каждый дом, за каждую улицу, неся при этом большие потери. Краснодар пришлось оставить.
После этого дивизия присоединилась к наступательной операции на Северном Кавказе. Шириной в несколько десятков километров от Азовского до Черного моря пролегала полоса немецких укреплений — так называемая Голубая линия. В мае дивизия атаковала «Голубую линию», захватила и удержала высоту 121,4.
В сентябре 1943-го дивизия участвовала в освобождении захваченного врагом Новороссийска. Порт и город были полностью очищены от гитлеровцев, за что дивизия первой из советских соединений была награждена орденом Суворова 2-й степени. Затем последовал прорыв «Голубой линии» и окончательное очищение Тамани от немцев.
В июне 1944 года началась Белорусская наступательная операция. Воины дивизии, действуя в труднопроходимых лесах и болотах, освободили укрепленный город Пинск, за что дивизия стала именоваться Иркутско-Пинской. Затем шли бои за освобождение Бреста, после — на реке Нарев в Польше, и наконец, после 250-километрового марш-броска в Литву, дивизия наступает на Восточную Пруссию.
— В марте 1945 года Иркутско-Пинская дивизия участвовала в 900-километровом марше на Берлинском направлении, а 24 апреля штурмовала Берлин, — продолжают краеведы. — День Победы дивизия встретила на подступах к Праге. С 9 до 15 мая бойцы сражались с войсками фельдмаршала Шернера, после чего остатки фашистского воинства сдались в плен.
В июне 1945-го дивизию перевели в структуру Белорусского военного округа с местом дислокации в г. Марьина Горка. После войны дивизия стала именоваться 55-й гвардейской стрелковой Иркутско-Пинской ордена Ленина, трижды Краснознаменной, ордена Суворова II степени дивизией им. Верховного Совета РСФСР.
Оставшаяся на карте
Иркутяне гордились дивизией и не забывали о ней даже в трудные годы войны. Переписывались с бойцами, собирали для них небольшие подарки, а командиру дивизии, в то время генерал-майору Б.Н. Аршинцеву, даже отправили именные золотые часы.
За годы войны соединение воспитало двадцать пять Героев Советского Союза, семерых полных кавалеров ордена Славы. Государственных наград были удостоены 25 тысяч бойцов и командиров дивизии; многие, кто служил в ней, затем занимали руководящие должности в Вооруженных Силах Советского Союза.
В октябре 1968 года дивизия была введена в Чехословакию и включена в состав Центральной группы войск. В 1978 году награждена орденом Октябрьской революции, став шестиорденоносной. В октябре 1990 г. дивизия была выведена в Минскую область Белоруссии, в составе Вооруженных Сил Беларуси была переформирована в механизированную бригаду, затем — в базу хранения вооружения и техники. Затем и эта войсковая единица прекратила свое существование.
Но память о ней все еще жива. Одна из улиц Иркутска с 1950 года носит имя 30-й Иркутской Дивизии. И расположенная на ней школа № 76 два года назад стала именоваться в честь легендарного воинского соединения. В школе даже создан небольшой музей, где кратко и емко представлен вековой путь дивизии.
Фото Валентина Карпова и из архива
Материал подготовлен на основе Биобиблиографического указателя «Помнит город о войне: улицы героев и участников Великой Отечественной войны (1941–1945)», составленного ЦБС г. Иркутска
СПРАВКА
Полное название — гвардейская Иркутско-Пинская орденов Ленина и Октябрьской Революции, трижды Краснознаменная, ордена Суворова мотострелковая дивизия имени Верховного Совета РСФСР.
Из 30-й Иркутской Дивизии вышли маршалы В.К. Блюхер, К.К. Рокоссовский и С.С. Бирюзов, командармы Н.Д. Каширин, И.К. Грязнов; командиры корпуса М.В. Калмыков, А.Я. Лапин, комдив Е.Н. Сергеев; генерал-полковники: В.В. Бутков, В.И. Кузнецов, М.Д. Соломатин, А.Ф. Хренов; генерал-лейтенанты: И.М. Ковалев, И.К. Смирнов, А.К. Окулич, А.К. Сивков, Т.И. Шевалдин и ряд других.
Поделиться в соцсетях: