Правобережный округ Иркутска можно назвать сердцем города. Бульвар Гагарина, Нижняя набережная, улицы Ленина и Карла Маркса, старейший сибирский вуз — Иркутский государственный университет, уникальные памятники деревянного зодчества, храмы, Иркутский драматический театр, и, конечно, люди, которые составляют славу не только своего округа и города, но и страны. Именно они расскажут в новой рубрике о том, что связывает их с Правобережным округом и какие преобразования нужны сегодня городу. Наше первое интервью – с главным врачом факультетских клиник Иркутского государственного медицинского университета, доктором медицинских наук, профессором, заслуженным врачом России и заслуженным врачом Республики Бурятия, почетным гражданином Иркутска Гайдаром Мамедовичем Гайдаровым.
— Вы в Иркутске человек известный, были депутатом областного Совета, депутатом Законодательного собрания, работали в правительстве региона, возглавляя областное министерство здравоохранения, но больше вы все-таки известны как знаковый представитель медицинского сообщества, руководитель факультетских клиник мединститута. Учитывая ваш огромный опыт в сфере организации системы здравоохранения, в первую очередь хочется спросить, как вы оцениваете работу по борьбе с пандемией коронавируса в Иркутске и регионе?
— Я считаю, что несмотря на все сложности, с которыми столкнулось наше здравоохранение на начальном этапе пандемии COVID-19 (а это и недостаток аппаратов ИВЛ, лекарств, коечных мест, медицинских средств защиты — масок, перчаток, костюмов), оно выдержало испытание достойно. Оперативно были подключены все рычаги управления на уровне областного правительства, министерства здравоохранения, мэрии Иркутска. Медперсоналу, по решению главы города Руслана Николаевича Болотова и депутатского корпуса, МУП «Комбинат питания» готовил горячие обеды. В госпитали привозили питьевую воду. По инициативе городских властей к этому процессу подключились предприниматели. И хочу сказать, что требовательность, ответственность, дисциплина помогли удержать тот наплыв проблем, которые пандемия вызвала к жизни, и справиться с ними.
Я сам изнутри посмотрел, как эта система работает. Мы 22 октября прошлого года открыли в одном из корпусов клиники ковидный госпиталь, и я в тот же день попал туда в отделение реанимации с COVID-19. Переболел в очень тяжелой форме. Видел состояние других пациентов, которые поступали на лечение, героическую работу врачей, медперсонала.
Сейчас наше здравоохранение ждет не менее сложный период. За время пандемии невозможно было заниматься плановой госпитализацией, и теперь идет огромный поток пациентов с хроническими заболеваниями. Каждая из наших восьми клиник переполнена. Работаем в очень интенсивном режиме, проводим обследования, делаем операции. Задачи перед медицинским сообществом поставлены не менее значимые, чем борьба с пандемией.
— Долгое время в законодательных органах власти региона и города было много врачей. В состав депутатского корпуса региона и Иркутска, кроме вас, входили Виктория Дворниченко, Наталья Протопопова, Владимир Новожилов, Петр Дудин, Леонид Павлюк. Сейчас в областном парламенте из медицинского сообщества остался только Александр Гаськов, а в составе иркутской думы — Николай Матвейчук, экс-главный врач медсанчасти ИАПО до 2008 года… Что изменилось? Стало менее актуально решать проблемы здравоохранения на депутатском уровне?
— Я думаю, что это в какой-то мере связано с частой сменой кадров в нашем областном министерстве здравоохранения. Должна быть единая команда на уровне исполнительной и законодательной власти, которая могла бы отстаивать интересы населения, связанные с развитием здравоохранения. Но в какой-то момент все пошло хаотично. И сейчас, хотя Александр Юрьевич Гаськов возглавляет парламентский комитет по здравоохранению, ему одному все-таки трудно. Проблемных вопросов множество — это и возведение новых поликлиник и ФАПов, и обеспеченность коечным фондом, лекарственными препаратами, оборудованием, кадрами, и многое другое. Чтобы доказывать необходимость вложения средств областного бюджета в эти статьи расходов, нужны усилия не одного человека.
Конечно, свою роль сыграл тот факт, что большинство медицинских организаций теперь финансово не зависят от муниципалитетов. Они либо областного подчинения, либо, как факультетские клиники, — федерального. Практически все крупные проекты медицинской отрасли получают средства в рамках национальных программ — «Здравоохранение» или «Демография».
— Факультетские клиники, которые вы возглавляете, несмотря на федеральное подчинение, территориально расположены в Правобережном округе Иркутска. На каких принципах строится ваше взаимодействие с руководством города, главой округа, руководителями подразделений администрации?
— Конечно, мы взаимозависимы, поскольку все здания и сооружения факультетских клиник находятся в Правобережном округе, это памятники архитектуры. Мы за ними следим, приводим в порядок. В ведении округа находятся инфраструктурные коммуникации, благоустройство прилегающих территорий, которые тоже требуют много внимания и заботы. Я заместитель председателя Общественной палаты города Иркутска, возглавляю Совет почетных граждан Иркутска, вхожу в высший административный комитет при мэрии, где как раз и приходится решать большинство хозяйственных вопросов.
Из городского бюджета по отдельной программе для поддержки молодых врачей выделяются подъемные — 100 тысяч рублей, для медсестер — 50 тысяч. Этот вклад города, безусловно, сыграл свою позитивную роль в решении кадровых вопросов на уровне первичного звена. Сегодня нужно, конечно, решать проблему обеспеченности медиков квартирами, может быть, с помощью строительства социального жилья, индивидуальных программ кредитования, выделения земельных участков под застройку. Эта тема стоит достаточно остро.
— У вас классическая биография человека, который сделал себя сам. Родились в многодетной семье, после школы в 1969 году из Махачкалы приехали в Сибирь, в город Железногорск-Илимский на комсомольскую стройку, работали на прокладке железнодорожного пути Хребтовая — Усть-Илимск. В период с ноября 1970 года по ноябрь 1972 года служили в рядах Советской армии и, уже будучи вполне самостоятельным человеком, поступили в медицинский вуз. Что определило ваш выбор?
— На это есть причина, и очень серьезная. Мой отец умер, когда мне было 13 лет. Это случилось во время операции. Накануне он собрал всю нашу большую семью — пятерых сыновей, двух дочек. Мама приготовила что-то покушать, мы сели на траву возле больницы. Отец посмотрел на каждого из детей и каждому сказал, кто кем должен в будущем стать. Когда дошла очередь до меня, он объяснил: «Ты добрый, тебе нравится помогать людям, тебе надо стать учителем или врачом». У меня тогда об этом даже мысли не было, я был увлечен спортом, сначала занимался гимнастикой, потом борьбой. А на следующий день отец умер на операционном столе от передозировки наркоза. И эти его последние слова просто врезались в память и определили мой выбор. Я стал и врачом, и учителем, так как уже много лет преподаю в медицинском университете.
— Вы не коренной иркутянин, но Иркутск наверняка занимает важное место в вашей жизни. Что значит для вас этот город?
— Я приехал сюда, когда мне было 20 лет. За то время, что живу здесь, имел массу возможностей уехать в Москву, в Санкт-Петербург. Но Иркутск близок мне по духу. Большая часть моей жизни связана с факультетскими клиниками, расположенными в центре Иркутска, в Правобережном округе, где я не только работаю, но и живу. Рядом со мной трудятся мои коллеги, которые мне дороги и чьим мнением я дорожу. Вместе мы помогаем тысячам людей вернуть здоровье. Это придает сил, наполняет жизнь смыслом.
Нина Александрова
Фото из архива Гайдара Гайдарова