None
Фестиваль ныряльщиков проходил 5 января в поселке Сахюрта на Байкале. Результат Дмитрия Соколова сегодня считается одним из лучших в России. Восемьдесят метров в ледяной воде иркутянин преодолел на одном вдохе за минуту 24 секунды. Стоит отметить, что фридайверы не пользуются никакими дополнительными аппаратами дыхания, кроме собственных легких. Термин «фридайвинг» английский: free – свободно и dive – нырять.
Наедине с водой
Дмитрию Соколову 47 лет. Он работает инженером-электриком, нырянием без акваланга занимается пять лет:
— Однажды зашел в магазин подводной охоты посмотреть, что продают, и там разговорился с иркутскими фридайверами. Мне интересно все, что связано с водой, плаванием, поэтому, когда меня пригласили на тренировку понырять, я сразу согласился. И довольно быстро испытал этот особый драйв: один вдох — а потом только ты, вода и твои необыкновенные ощущения.
Новичков выпускают в открытые водоемы только после тренировочных погружений в бассейне. У иркутских ныряльщиков боевое крещение происходит на Байкале, как правило, в конце мая — начале июня. У многих дебютантов возникает паника, ведь на глубине Байкал выглядит совсем не таким привлекательным, как на поверхности: темно-синяя с сероватым отливом бездна, серо-зеленые камни и мрачноватые скалы. Да и приятное ощущение расслабленности возникает далеко не сразу.
Сначала испытываешь сильное давление на барабанные перепонки и нужно научиться с ним справляться. Во фридайвинге остаются лишь те, кто смог преодолеть страх и физический дискомфорт.
— Важно правильно рассчитать свои возможности, — говорит Дмитрий. — Воздуха должно хватить не только на погружение, но и на подъем — возвращение из подводного мира. Никаких дополнительных аппаратов с кислородом у фридайверов нет. Первый раз я погрузился на пятнадцать метров. Страха не было. Наоборот, глубина манила как магнит. И я понял, что фридайвинг — это мое.
Время замедляется
Сейчас на счету Соколова тысячи погружений на глубину. Он видел бездну Красного моря, изучал подводную пещеру в Пермском крае.
— Нырять можно везде, где есть вода. Конечно, ощущения при погружении в теплую и холодную воду разные. В теплой воде все проще, — признается мой собеседник. — На Байкале же приходится быть в теплом толстом гидрокостюме, который работает, как воздушная подушка. Поэтому, чтобы нырнуть как можно глубже, надо увеличить вес грузов. В некоторых случаях дополнительный вес может составлять до десяти килограммов. Но все сложности растворяются в непередаваемых эмоциях, которые испытывает фридайвер. Это нечто на грани страха и удовольствия. Главное — остановить поток мыслей, расслабить тело и тогда получается самый классный нырок: глотнул воздуха, ушел на глубину, поймал драйв и вернулся к жизни. Кстати, по ощущениям время на глубине замедляется. Кажется, что ты находишься под водой давно, а вынырнул — прошла всего пара минут.
На Малом море в январе этого года, где Дмитрий показал лучший результат, фридайверы ныряли не в глубину, а в длину.
— Если при погружении на глубину дискомфорт начинается практически сразу, то при заплыве в длину сначала вполне комфортно, а затем начинается гипоксия. Наступает так называемая фаза преодоления. При этом ты можешь видеть свой результат, еще находясь под водой. По дну направляется трос с отметками в метрах. На этот раз максимальная отметка была восемьдесят метров, и я ее достиг.
Сейчас иркутские фридайверы готовятся к очередным соревнованиям, которые пройдут в феврале в Листвянке. Они повторят заплывы под водой и на этот раз собираются официально зарегистрировать свои рекорды. А в апреле выступят на чемпионате России по фридайвингу, который состоится в Москве.
Фото Валентина Карпова и Дмитрия Рогового
Кстати
Самая большая глубина на Байкале, которую покорил Дмитрий Соколов, составила 38 метров. При этом он пробыл под водой 2 минуты 14 секунд. В теплых водах Красного моря он погружался на 43 метра за 2 минуты 10 секунд. Самая большая задержка дыхания у спортсмена в статике (без движения на поверхности воды) составила 4 минуты 17 секунд.
Поделиться в соцсетях: