Совсем взрослыми чувствуют себя школьники коррекционной школы № 12 Иркутска и другие участники проекта Иркутского отделения Сбербанка «Финансы для всех». Теперь они понимают, как работает банк, как отличить настоящую купюру от поддельной, сколько стоят продукты и одежда, как можно заплатить за свет и воду с помощью мобильного телефона. Подведение итогов учебного года состоялось в художественном музее имени В. П. Сукачева, где также организована выставка рисунков детей с особенностями развития.
Проект «Финансы для всех» смело можно назвать прорывом в инклюзивном образовании. С его помощью дети с особенностями развития получают представление о ценности денег, учатся грамотно вести бюджет, самостоятельно управлять расходами и доходами. Это помогает им в социализации и адаптации в современных экономических условиях.
— Образование — это самые выгодные инвестиции в будущее. Надеемся, что те знания, которые получили школьники, помогут им стать увереннее и принимать правильные решения, откроют для них новые возможности для роста и развития. Этот проект нас вдохновил и подарил много позитивной энергии, мы обязательно его продолжим, — пообещал Александр Абрамкин, председатель Байкальского банка ПАО Сбербанк.
Проект охватил 36 коррекционных школ в 16 населенных пунктах Иркутской области. За минувший учебный год финансовую грамотность изучили более 300 учеников 9-х классов. У каждой школы был свой куратор — сотрудник ближайшего офиса Сбербанка. Всего в образовательном процессе приняли участие 60 волонтеров банка.
— В основу обучения мы заложили игровые механики и прикладные техники. Состоялись выездные уроки в офисах Сбербанка. Нам важно было максимально понятно донести до детей основы финансовой грамотности, чтобы они не боялись денежных операций, в том числе по безналичному расчету. Иркутские школьники побывали на экскурсии в нашем музее и познакомились с историей сберегательного дела в России, — прокомментировала Юлия Кальвина, управляющий Иркутским отделением Сбербанка.
Педагоги коррекционных школ рассказали о самих уроках по финансовой грамотности. Классы состояли из 12 человек, что позволило уделить внимание каждому ученику. Сначала уроки длились 90 минут, но за это время дети сильно уставали, поэтому было принято решение сократить время до часа. Чтобы материал хорошо усваивался, его повторяли на каждом уроке. Во время учебы дети использовали специальные карточки по теме, выполняли различные задания в рабочих тетрадях.
— На самом деле участников проекта гораздо больше. Дети, когда приходят домой после школы, обязательно делятся впечатлениями с мамами и папами, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. Таким образом, в образовательный процесс по финансовой грамотности вовлечена вся семья. Опыт показывает, что готовить детей к взрослой жизни необходимо как можно раньше, чтобы в будущем у них все сложилось благополучно, — пояснил Максим Парфенов, министр образования Иркутской области.
Учитель коррекционной школы № 12 Зоя Крикса поделилась успехами учеников. Оказывается, проект «Финансы для всех» так захватил некоторых детей, что они приняли участие в областном дистанционном конкурсе математических проектов для учащихся с интеллектуальными нарушениями «Куда утекают деньги». Ученики получили диплом II степени.
Помимо уроков по финансовой грамотности были организованы экскурсии и мастер-классы по рисованию в художественном музее. Всего музей посетили 50 школьников. Результатом стала выставка детских рисунков.
— В музее создана структура, которая работает на стыке арт-терапии и педагогики, — информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». В центре проходят занятия для детей, студентов и взрослых, в том числе по методикам Российского центра музейной педагогики, — рассказала Наталья Сысоева, директор Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева. — Также на базе центра работает инклюзивная творческая лаборатория (ИТЛ) для людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы уделяем особое внимание детям с ограниченными возможностями, поэтому работа в рамках проекта Сбербанка была нам близка и интересна. Уверены, что искусство обладает исцеляющим действием, а арт-терапия позволяет вовлечь детей через творчество в реальную жизнь.
Много положительных откликов в адрес проекта прозвучало от первого заместителя министра финансов региона Екатерины Багайниковой. По ее мнению, это не только один из лучших опытов по популяризации финансовой культуры в стране — его можно и нужно тиражировать в общеобразовательных школах. Кстати, в сентябре из печати выйдет методический сборник, в котором будут собраны лучшие рекомендации участников проекта «Финансы для всех».
Марк Тихонов
Фото пресс-службы Иркутского областного художественного музея
Украшением проекта «Финансы для всех» стала выставка творческих работ школьников коррекционных школ в Иркутском областном художественном музее. На выставке побывали управляющий Иркутским отделением Сбербанка Юлия Кальвина, министр образования Иркутской области Максим Парфенов и председатель Байкальского банка ПАО Сбербанк Александр Абрамкин (на фото — в центре)