Эх… Последняя неделя каникул! Но есть и хорошие новости: школы Иркутска готовы к 1 сентября
Общество
Газета «Иркутск» #32 (1118) от 25 августа 2023
image
None

О том, как город готовится к новому учебному году (пока родители школьников выбирают пиджаки, юбки-брюки и форму на физкультуру. — Прим. ред.), «Иркутску» рассказала Анжела Головко — главная в областном центре «по школам и детским садам». Анжела Анатольевна — руководитель департамента образования администрации города, и на прошлой неделе она побывала в редакции «Иркутска». Говорили не только о ремонте школ к 1 сентября, но и о том, как привлечь в школу молодых специалистов, насколько важна роль родителей в жизни общеобразовательного учреждения и о том, почему иркутские конкурсы «Лучший учитель года» и «Лучший воспитатель года» беспрецедентны для России.

— Анжела Анатольевна, конец августа — трудное время, ответственное: только что комиссия проверила школы города на готовность к новому учебному году. Каковы результаты?

— Действительно, работа проведена большая и серьезная: проверяли более 70 школ. В состав межведомственной комиссии входят сотрудники администрации города, прокуратуры, Роспотребнадзора и ряда других ведомств. Все (!) образовательные организации приняты без замечаний. Хочется отметить, что это отрадный итог усилий очень многих людей. В течение июня на базе школ работают пункты проведения экзаменов, лагеря летнего пребывания детей, поэтому на ремонт было отведено менее двух месяцев. За этот небольшой срок школы Иркутска полностью приведены в порядок и ждут своих учеников.

В этом году на ремонт было выделено из бюджетов трех уровней — федерального, областного и муниципального — около 600 миллионов рублей. Это практически в три раза больше, чем в прежние годы. Половина денег — 300 миллионов рублей — выделено из городской казны.

— Благодаря чему удалось выделить на подготовку школ такие средства?

— Наш департамент образования своевременно подготовил все необходимые обоснования. Была проведена слаженная управленческая работа. В итоге при поддержке главы администрации Руслана Николаевича Болотова и депутатского корпуса средства на ремонт были выделены в полном объеме.

Также важно отметить, что гимназия № 1 и школа № 31 Иркутска принимают участие в федеральной программе «Модернизация школьных систем». Это позволило провести в зданиях капитальной ремонт.

— Безопасности школ и детских садов сегодня уделяется повышенное внимание. Как в нашем городе решаются вопросы с охраной образовательных учреждений?

— Вопросы безопасности традиционно в приоритете городских властей. На проведение антитеррористических мероприятий в этом году выделено 8 миллионов рублей: они включают модернизацию систем видеонаблюдения, установку турникетов, систем контроля управления доступом, стационарных кнопок сигнализации.

Дополнительной возможностью для наших учреждений стало также участие в инициативных проектах. Восемь из них по этим программам получили более 10 миллионов рублей. По проекту «Народные инициативы», в котором приняли участие 11 образовательных учреждений, было привлечено из областного и местного бюджетов 19 миллионов рублей. По этим программам обустроили спортивные и игровые площадки, приобрели необходимое оборудование.

— Родители активно участвуют в жизни школ, какую помощь они оказывают при подготовке к учебному году?

— Представить работу школы без участия родителей сегодня невозможно. В каждом учреждении города созданы коллегиальные органы управления — родительские комитеты, советы родителей, советы отцов. Мнение родителей для нас очень важно, мы обсуждаем с ними самые разные вопросы на собраниях, на открытых дискуссионных площадках в течение всего года. Нас очень интересует мнение родителей, их критические замечания, мы их учитываем при принятии управленческих решений. Такое общение снимает напряжение и позволяет совместно решать задачи. Сегодня родители — это полноценные участники образовательного процесса.

— В городе начато строительство школы на улице Ярославского в микрорайоне Ново-Ленино на 1550 мест. По подобному проекту будут возведены школы в микрорайонах «Союз» и Нижняя Лисиха. Мэр Иркутска постоянно контролирует ход работ на стройплощадках. Насколько, по вашему мнению, глава города погружен в проблемы школьного образования?

— Руслан Николаевич очень хорошо знает, чем живет сегодня система образования, что волнует педагогов, каковы чаяния родителей, что интересует современных детей. Он не пропускает ни одного образовательного события, активно участвует в наших дискуссионных площадках. И конечно, мы постоянно совместно выезжаем на объекты строительства — в школы, детские сады. Детально прорабатываем актуальную проблематику, и Руслан Николаевич привлекает всевозможные ресурсы для эффективной работы. Инфраструктура современной школы сегодня требует повышенного внимания от руководителя, от управленческой команды и, конечно, на всех уровнях требует профессионализма. Командная работа мэрии и депутатского корпуса отвечает этим требованиям в полной мере.

— Одна из актуальных городских проблем — доступность мест в детских садах. Как у нас сейчас с этим обстоят дела?

— На сегодняшний день для детей от полутора до трех лет доступность составляет 82 процента. Для детей от трех до семи лет — 99 процентов. Несмотря на то что эта проблема остается острой для города Иркутска, охват детей дошкольным образованием увеличивается. Это приоритетное направление в нашей работе. В конце августа мы завершаем процедуру основного комплектования детских садов на 2023–2024 год. И прогнозируем, что при имеющемся актуальном спросе мы сможем предложить свободные места всем желающим, которые зарегистрированы у нас в автоматической системе.

Этот учебный год ознаменовался открытием двух детских садов, которые стали структурными подразделениями общеобразовательных школ. В таких детсадах при переходе из дошкольного уровня в первый класс ребенок значительно быстрее адаптируется. Примеры таких комплексов — это детский сад «Лисенок» и школа № 33 в микрорайоне Лесном и детсад «Мамонтенок», который находится рядом со школой № 69 в Ново-Ленино. Эти детские сады полностью соответствуют всем требованиям, которые предъявляются к современным дошкольным учреждениям. Очень продуманно все распланировано, в группах комфортно, безопасно, работают профессиональные педагоги.

— Департамент образования, проводя анализ проблем образовательной системы, на чем особенно заостряет сегодня внимание?

— Главная проблема сегодня — переполненность школ. Особенно остро она стоит там, где идет активная жилая застройка. Один из вариантов решения уже найден — это возведение пристроев. В прошлом году мы ввели в строй дополнительный корпус школы № 14. Завершается блок к школе № 57, к концу года будет введен в эксплуатацию корпус школы № 53. Продолжается строительство пристроя к школе № 75. Речь в данном случае идет о полноценных школьных корпусах, рассчитанных на 500 учеников, где имеются и пищеблок, и медкабинет, и аудиторный фонд, актовый и спортивный залы. Это решение позволяет разгрузить основное здание.

Вторая важная проблема — нехватка педагогических кадров. Решается она комплексно. На базе четырех школ мы два года назад открыли педагогические классы. В прошлом году был первый выпуск. Есть ребята, которые дальше пошли учиться на факультеты психологии, социальных наук, филологии и в дальнейшем могут прийти работать в школы.

Нам очень важно, чтобы в учебных учреждениях закреплялись молодые специалисты. Мы заключили соглашение о сотрудничестве с Иркутским региональным колледжем, с педагогическим институтом Иркутского государственного университета о прохождении студентами практики в наших школах.

Хороший стимул для профессионального роста — конкурсы профмастерства. Признанием значимости педагогического труда в нашем городе стало вручение ключей от квартиры лучшему учителю и автомобиля — лучшему воспитателю. Таких прецедентов в России больше нет. Это стало возможным благодаря инициативе мэра Руслана Болотова.

Наши учителя активно участвуют во всероссийских образовательных событиях. В этом году впервые будет проходить конкурс «Лучшая педагогическая династия». В нем примут участие педагог гимназии № 44 Алина Вадимовна Шерстеникина и учителя школы № 19 Ирина Владимировна Щербак и Елена Александровна Нечепуренко.

— Что вы пожелаете нашим педагогам и школьникам накануне Дня знаний — 1 сентября?

— Нашим дорогим ученикам мне хочется пожелать усердия и целеустремленности, не пасовать перед трудностями. Понимать, что каждая трудность, каждое испытание прокладывают путь к успеху, путь к победе.

Родителям — взаимопонимания со своими детьми, слышать детей, чувствовать их, почаще вспоминать себя детьми. Родитель зачатую предъявляет к ребенку завышенные требования и торопит время. А у каждого своя траектория развития, своя минута славы, когда человек может реализоваться.

Учителям хочу пожелать смелых планов, творческих побед и общих проектов со своими учениками. Там, где слаженная команда, где тесный союз — там однозначно успех.

Алексей Буренин, с использованием подкастов irkutskinform.ru

Фото Андрея Федорова и пресс-службы администрации Иркутска

Телеграм-канал https://t.me/ruslanbolotov

«В этом году на ремонты из бюджетов всех уровней направили почти 600 млн рублей — это в три раза больше, чем в предыдущие годы. В 59 зданиях провели работы капитального характера. Еще в 73 — выполнили текущий. По федеральной программе «Модернизация школьных систем» обновляем школу № 31, гимназию № 1 и детский сад № 10»

В 18 образовательных организациях реализуем проекты партии «Единая Россия» «Народные инициативы» и «Инициативное бюджетирование»:

 детские сады № 18, 78, 84, 116, 31 — современные игровые комплексы;

 детские сады № 18, № 176, детский сад школы № 2 — новое игровое оборудование;

 детский сад № 186 — ремонт фундамента ограждения;

 детский сад № 183 — оборудование для обучения правилам дорожного движения;

 школа-интернат № 13, гимназии № 2 и № 3 и школа № 64 — современные спортивные площадки;

 школа № 31 — благоустройство хоккейного корта;

 школа № 29 — благоустройство спортивной площадки;

 Дворец детского и юношеского творчества — приобретение компьютеров.

В трех детских садах и 18 школах модернизировали системы видеонаблюдения, контроля и управления доступом, металлоискатели, турникеты. Комфорт и безопасность учеников, воспитанников и педагогов — приоритет, который остается неизменным.

Вот такие продуманные детали интерьера можно обнаружить в иркутских школах. На фото: лестница МБОУ «СОШ № 35» в микрорайоне Первомайском. Хочешь не хочешь, а таблицу умножения вызубришь, шагая по этим ступеням. Разглядывая этот снимок, мы в редакции «Иркутска» немедленно начали фантазировать: а можно ли так изучать стихи? Представляете, идешь и чеканишь: «Пусть, оскалясь короной! Вздымает британский лев вой! Коммуне не быть покоренной! Левой! Левой! Левой!»

«А вы где учились? В какой школе?»

Такой вопрос на этой неделе мы задавали прохожим на улицах Иркутска

Валентина Михайловна, пенсионерка, бывший работник торговли:

— Я училась в Шелехове. Начальные классы я заканчивала в 3-й школе, а когда построили школу № 6, то мы перешли туда, по месту жительства — три этажа, кирпичная, с рекреациями, просторная! У нас была замечательная школа, хорошие педагоги, замечательная атмосфера. Первым директором нашей школы была Галина Михайловна Бокмельдер — я вспоминаю ее с уважением. Нас было 35–40 человек в классе, и с нами учителя вполне справлялись. Мне посчастливилось очень — и у меня, и у моих детей были замечательные педагоги.

Алексей, дизайнер:

— Я учился в иркутской школе № 23. Сейчас того здания уже нет — его снесли и построили более вместительное. Думаю, правильно, что так сделали, это логично и закономерно. Я не очень люблю вспоминать школьные годы, отношения с одноклассниками у меня были не очень, они все время мешали учиться. Я даже класс менял. А в целом школа была хорошая, с историей.

Ольга Спартаковна, пенсионерка:

— Школу я оканчивала на Севере, в Якутске. Это была каменная двухэтажная школа средних размеров. Светлые классы, большой спортивный зал. Для того времени она была очень хорошей. Наша школа в Якутске была всегда на первом месте — сильные учителя, способные ученики — мне всегда нравилось учиться, хотя, как и другие дети, иногда не хотелось идти на какие-то предметы. А имя своей первой учительницы я помню до сих пор — Маргарита Ивановна Воробьева.

Борис Валентинович, пенсионер:

— Моя школа находится в предместье Марата — это школа № 3, и располагалась она рядом с военным госпиталем. В годы войны школу также занимали палаты для раненых бойцов, все четыре этажа. Наше историческое здание 1936 года снесли еще при губернаторе Говорине — он, кстати, тоже там учился, а затем построили новую, современную школу. Воспоминания о школе у меня хорошие, наверное, как у всех.

Наталья Аркадьевна, учитель:

— О нашей иркутской 9-й школе у меня самые положительные воспоминания! Яркие, классные, веселые! С тех пор, когда я училась, школа сильно изменилась — у нас была встреча выпускников, и я отметила перемены. Когда я училась, директором был Ислам Салахутдинович Сайфутдинов, а еще мы с ним соседями были, жили в одном подъезде. Школу я вспоминаю с теплом и радостью.

С горожанами беседовала Ирина Покоева

Фото автора

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg