None
Джигитовка с прошлого года стала отдельной дисциплиной в конноспортивных соревнованиях. В Иркутске уже несколько лет работает школа джигитовки, что дает нашему городу шанс занять высокие позиции в этом виде спорта. Корреспондент нашей газеты приехал на тренировку в конноспортивный клуб «Битва», чтобы пообщаться с тренерами Константином и Софьей Гончаровыми и посмотреть, как здесь готовят иркутских джигитов.
Боевой гопак
В конноспортивном клубе «Битва», который находится в поселке Западном возле Ново-Ленино, идет отработка акробатических трюков на конях. Один из учеников ловко подбрасывает вверх шашку. Она делает в воздухе оборот и падает прямо в руки юного спортсмена. Тренировку ведет Константин Гончаров — председатель регионального отделения Всероссийской федерации конноспортивной джигитовки. Он демонстрирует, как нужно делать стойку в седле, и после сальто лихо спрыгивает на землю. В казачьей папахе и с серьгой в ухе Константин напоминает героя «Тихого Дона».
Тренировки в клубе начинаются с… гопака. Этот танец должен разогреть мышцы и суставы спортсменов. Под собственное исполнение казачьей песни «Ойся, ты ойся» все приплясывают — так укрепляется командный дух и «растанцовывается» тело. Дальше — обучение верховой езде.
— Одежда для джигитовки собрана от разных народов, — продолжает Константин. — В черкеске очень удобно сидеть в седле — полы длинные, но они не мешают управлять лошадью. Сапоги из мягкой кожи — ичиги — закрывают весь голеностоп. Шьются они строго индивидуально, мало того, с каждой ноги снимаются 18 размеров: от пальцев до колена. В такой обуви не поранишься о стремена и в то же время удобно делать трюки. А вот шашка используется преимущественно донская — у нее есть эфес с защищающей гардой, чтобы рука во время упражнений не соскользнула, — поясняет Константин.
Седла для джигитовки тоже особенные: на них две луки — специальные рукоятки в начале и в конце седла. Делают их Гончаровы сами, руководствуясь вековыми традициями русского казачества.
«Где ваши кони, казаки?..»
Гончаров приехал в Иркутск четыре года назад. Вырос он в Калининграде, по профессии моряк-спасатель, окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота.
— Я ходил по морям в Европе, Азии, Африке, по Балтике, — рассказывает Гончаров. — Да и сейчас время от времени отправляюсь с товарищами в рейсы. Наша задача — спасать тонущих людей. Делать это нужно очень быстро: в холодном море, как и на Байкале, можно продержаться не больше 10 минут.
Константин с детства занимался борьбой и рукопашным боем. Это очень помогло, когда он в 20 лет впервые сел на лошадь.
— Думаю, заговорили гены: мой дед Владимир был конюхом, а мама ухаживала за лошадьми с трех лет, — улыбается он. — Дед по отцовской линии — летчик-испытатель и мой полный тезка. Конечно, Калининград — не Ростов-батюшка, но и там есть казаки.
В родном городе Гончаров вошел в так называемый казачий спецназ — помогал охранять общественный порядок. Однажды с друзьями на улице услышал обидное: «Да вы все ряженые. Если вы казаки, то где ваши кони?..»
— Мы задумались и на другой день отправились в Калининградский конный клуб, — говорит Константин. — Стали чистить конюшни, таскать сено, а нас за это обучили верховой езде. Там я и увидел основы джигитовки и даже выступал со своим номером на манеже.
Начиная с советских времен цирковая династия Кантемировых и другие энтузиасты буквально по крупицам собирали традиции этого боевого искусства.
Показывать на скаку акробатические трюки, кидать кинжалы, рубить шашкой, стрелять из лука, владеть пикой — все эти навыки приходилось восстанавливать по редким кадрам кинохроники, фотографиям и воспоминаниям. Конечно, в казачьем уставе занятия джигитовкой и фланкировкой шашкой оставались во все времена. Но сегодня это искусство официально признано спортивной дисциплиной со своими положениями и правилами — в России уже защитились шесть мастеров спорта по джигитовке.
Настоящая Сибирь
В Иркутске Константин Гончаров возглавляет региональное отделение Всероссийской федерации конноспортивной джигитовки и тентпеггинга (когда пикой на скаку нужно подцепить маленький предмет). Он сотрудничает с разными конноспортивными клубами, принимает участие в показательных выступлениях, готовит учеников. В наш город он приехал вслед за своей женой Софьей: ее отец, военный офицер, переехал в Иркутск из Литвы.
— Софья мне во всем помогает: некоторые вещи у нее получаются лучше, чем у меня, — продолжает Константин. — Мы стараемся как можно больше делиться опытом. Недавно были в Шилке, в Забайкалье, там учили детей из малообеспеченных семей. Видели бы вы, как у них горели глаза, когда мы занимались с ними джигитовкой! Планируем провести в забайкальских степях межрегиональный казачий фестиваль, в рамках которого пройдут соревнования и по нашему спорту. А в Иркутске больше всего нуждаемся в крытом манеже: зимой далеко не каждый готов ехать учиться акробатике на конях в полевых условиях...
Первые иркутские ученики Гончаровых — гимнасты, акробаты, молодые казаки — были далеки от конного спорта, тем более от джигитовки. Практически никто из них не умел садиться на лошадь. Но сегодня они уже ловко джигитуют и рубят шашкой на галопе.
«Западным» джигитам Константину и Софье очень понравилось жить в Иркутске. Они говорят, что наш город, как и Калининград, не похож ни на какой другой: в нем смесь стилей, традиций и национальных культур.
— Здесь по-настоящему чувствуется исконная Сибирь, — говорит Константин Гончаров. — В Иркутске дышится широко. А какой простор! Тот, кто родился и вырос в Европе, в силах оценить его по достоинству.
Фото автора и из архива Гончаровых
Поделиться в соцсетях: