Не каждый иркутский водитель знает, что вот уже около полугода по улицам нашего города курсирует комплекс «Дозор-М3». С ним мало кто из автомобилистов знаком лично, но некоторым уже довелось получить от него письмо. Только вот этим посланиям особо никто не рад: система строго следит за соблюдением правил парковки и «пишет» только тем, кто их нарушает. Сегодня в «Иркутске» расскажем о специальном комплексе, о том, как его не встретить на своем пути и на какой улице в городе больше всего штрафников.
«Я быстро!», «Все стоят — и я встану», «Опаздываю — припаркуюсь здесь» — примерно такие мысли крутятся в голове у водителей, когда они ищут место для парковки. В итоге не соблюдают правила: иногда из-за спешки, но чаще все же от лени — ведь хочется подъехать максимально близко к месту назначения. А нарушение… «Авось пронесет!»
Теперь надежды на «пронесет» почти нет: каждый будний день по Иркутску курсирует автомобиль, в котором установлена система «Дозор-М3» — так называется комплекс автоматической фиксации нарушений правил парковки. Работает он по принципу, схожему со стационарными камерами, только здесь система мобильна и перемещается по городу — вне расписания, но в рамках рабочего дня. Что касается самой машины-перевозчика — ее не распознать среди других в потоке движущегося транспорта: это обычный автомобиль, только внутри него находятся две небольшие камеры и программно-аппаратный комплекс с внешним монитором.
— Камеры — на лобовом стекле, сзади — все техническое обеспечение работы комплекса, рядом со мной — монитор, — показывает, как располагается система «Дозор-М3» в салоне, Дмитрий, водитель подрядной организации, обеспечивающей работу комплекса. — Выезжаю утром в рейс и курсирую по всем обозначенным улицам. Система работает автоматически и считывает нарушителей только в тех местах, которые внесены в ее базу.
В базе «Дозора» — 26 улиц и отрезков на них, самые протяженные — Байкальская, Трактовая, Ленина и Карла Маркса (посмотреть карту можно по ссылке: https://goo.su/YUH6bq). Ожидается, что в дальнейшем территория охвата расширится.
— Мы сейчас едем по улице Декабрьских Событий, — комментирует Дмитрий происходящее и наглядно показывает работу «Дозора». — На мониторе видим все, что попадает в поле зрения камер. Две камеры, четыре окна на экране: в верхних — то, что происходит на улице прямо сейчас, в нижних — стоп-кадром остаются машины-нарушители. Обратите внимание — сейчас в правом верхнем окне появились белая рамочка и знак дорожного движения «Стоянка запрещена». Это означает, что мы въехали в зону действия системы, если сейчас встретим нарушителя, то «Дозор-М3» его зафиксирует — и машина, припаркованная не по правилам, окажется в нижнем правом окне.
Удивительно, но во время нашего совместного рейда на всех участках улицы Декабрьских Событий были только добропорядочные автомобилисты. Не было нарушителей ПДД и на улицах Карла Маркса и Желябова. Зато неправильную парковку камера зафиксировала на Халтурина.
— Но это еще не означает, что собственник автомобиля получит штраф, — объясняет Дмитрий. — На исправление ему даются пять минут. Система учитывает, что иногда водитель просто притормаживает, чтобы, например, свериться с картой или высадить человека, то есть не планирует нарушать правила дорожного движения и оставлять здесь машину. Чтобы понять, нарушитель это или нет, я должен сделать еще один проезд по улице, но не раньше чем через пять минут. Если машина останется на том же самом месте, система зарегистрирует ее, а затем данные отправятся на обработку. И только после этого владелец автомобиля получит административный протокол о нарушении.
Тем временем машина с системой «Дозор-М3» продолжает курсировать по улицам. В поле зрения камер — большая территория города, в некоторых частях удастся проехать два-три раза, где-то чаще.
— Уже сейчас я вижу, что иркутяне почувствовали присутствие «Дозора» на улицах, — делится своими наблюдениями Дмитрий. — Например, на улице Красных Мадьяр проблема с нарушениями правил парковки почти исчезла. Видимо, все, кто здесь живет или приезжает на работу, уже получили штрафы и начали соблюдать ПДД.
А самым «нарушаемым» местом Дмитрий называет улицу Сударева — на этом участке за один заезд парктрон фиксирует от 8 до 20 (!) припаркованных в неположенном месте автомобилей.
Кстати, некоторые водители могут попасть в поле зрения системы несколько раз за день!
— Комплекс через спутниковую связь фиксирует координаты конкретной машины на конкретном месте. Например, человек приехал на работу, оставил автомобиль в неположенном месте и в это время попал под камеры — это первый штраф. Потом водитель поехал на обед, вернулся и снова оставил машину в этом месте, но переместился на два метра — это уже другие координаты и новый штраф, — говорит Дмитрий.
В целом, замечает он, иркутские водители стараются не нарушать ПДД — кто-то остерегается эвакуаторов, кого-то соблюдать правила заставляют камеры видеонаблюдения, которыми город наполняется все больше и больше с каждым годом.
— Это справедливая, непредвзятая система. Каждый водитель обязан соблюдать правила вне зависимости от того, есть камеры на пути или нет. Ну а если идешь на нарушение, будь готов заплатить штраф, — убежден Дмитрий.
Эффективность работы комплекса «Дозор» отмечают и в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области.
— Мобильный комплекс автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения «Дозор-М3» куплен давно, но какое-то время не эксплуатировался из-за определенных организационных трудностей. Теперь эти вопросы решены, для бесперебойного обеспечения работы системы мы заключили государственный контракт с фирмой-подрядчиком, — рассказывает заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона Виктор Цишковский. — Комплекс прошел поверку, он полностью исправен и введен в эксплуатацию: ежедневно в установленные часы водитель, имеющий специальный допуск к работе с оборудованием, выходит в рейс и курсирует по обозначенным улицам.
Комплекс «Дозор-М3» снабжен сим-картой, через которую по специальным защищенным каналам связи вся информация о нарушениях в автоматическом режиме напрямую передается на сервер Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) — на промежуточном этапе никто не имеет доступа к данным.
— А дальше во избежание ошибок и спорных моментов все нарушения проходят предобработку, и только после этого штраф направляется собственнику, — поясняет Виктор Юрьевич. — Эта схема отработана на стационарных камерах фиксации нарушений, которые установлены в городе и за его пределами уже много лет.
В министерстве говорят, что готовы расширять количество внесенных в реестр улиц и время курсирования «Дозора-М3».
Ирина Покоева
Фото автора
КАСАЕТСЯ КАЖДОГО
Комплекс «Дозор-М3» позволяет фиксировать следующие виды нарушений:
- стоянка и остановка в зонах действия запрещающих знаков;
- стоянка во втором ряду и на тротуаре;
- стоянка на остановках маршрутного транспорта;
- стоянка на пешеходном переходе;
- остановка на железнодорожном переезде;
- остановка в тоннеле и на мосту;
- проезд и стоянка на полосе, предназначенной для маршрутного транспорта;
- движение по полосе встречного направления;
- проезд на запрещающий сигнал светофора;
- непредоставление преимущества пешеходу на пешеходном переходе;
- нарушения в сфере благоустройства (размещение транспортных средств в запрещенных местах (газоны, парки, скверы), несанкционированные свалки)
Улица Красноармейская, 4. Нарушение парковки очевидно не только «Дозору» или полицейскому, но и пешеходу — автомобиль оставлен владельцем прямо на тротуаре. Интересно то, что на этом месте водители паркуются ежедневно
Дороги под видеонаблюдением
- В ближайшее время в Иркутске будет увеличено количество камер, фиксирующих разговор водителя по телефону (сейчас в городе всего одно такое устройство).
- До 89 штук увеличится количество камер, фиксирующих непристегнутые ремни безопасности, — они будут запущены поэтапно в течение года.
- На улице Трактовой заработали девять видеокамер, фиксирующих нарушения ПДД по выделенной полосе. Комплексы под названием «Страж» установлены как в направлении Ленинского округа, так и в сторону Иркутного моста. За нарушение грозит штраф в размере 1500 рублей.
- На улице Трактовой, 7 запущен комплекс «Фактор», который регистрирует движение по железнодорожному переезду на запрещающий сигнал светофора.
- В районе остановки «Бакалея» установлен комплекс «Оракул» с расширенным функционалом, камера фиксирует в том числе выезд на встречную полосу и превышение скоростного режима
Этот монитор комплекса «Дозор-М3» установлен в автомобиле, который ежедневно курсирует по Иркутску. На экране — четыре окна: в двух верхних отображается обстановка на дороге, в двух нижних — последние из зафиксированных нарушителей. Прямо из автомобиля информация отправляется в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений, а оттуда, после обработки информации специалистами, штрафы отправляются владельцам автомобилей
Это фрагмент карты, на которой отмечены участки улиц, где действует комплекс автоматической фиксации нарушений правил парковки «Дозор-М3». За время работы системы в Иркутске (около шести месяцев 2023 года) вынесено 5268 постановлений за остановку в неположенном месте. Штраф — от 500 до 5000 рублей в зависимости от нарушения. Традиционно, оплачивая его вовремя, можно получить скидку 50%. Все собранные за административные нарушения средства поступают в бюджет Иркутской области
Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Виктор Цишковский: «Оборудование введено в эксплуатацию для улучшения дорожной обстановки в областном центре. Маршруты разработаны совместно с ГИБДД в зависимости от загруженности и количества заторов»