«Дозор» научит нас парковаться. Как на дорогах Иркутска работает система автофиксации нарушений правил стоянки автомобилей
Общество
18 января 2024
image
None

Не каждый иркутский водитель знает, что вот уже около полугода по улицам нашего города курсирует комплекс «Дозор-М3». С ним мало кто из автомобилистов знаком лично, но некоторым уже довелось получить от него письмо. Только вот этим посланиям особо никто не рад: система строго следит за соблюдением правил парковки и «пишет» только тем, кто их нарушает. Сегодня в «Иркутске» расскажем о специальном комплексе, о том, как его не встретить на своем пути и на какой улице в городе больше всего штрафников.

«Я быстро!», «Все стоят — и я встану», «Опаздываю — припаркуюсь здесь» — примерно такие мысли крутятся в голове у водителей, когда они ищут место для парковки. В итоге не соблюдают правила: иногда из-за спешки, но чаще все же от лени — ведь хочется подъехать максимально близко к месту назначения. А нарушение… «Авось пронесет!»

Теперь надежды на «пронесет» почти нет: каждый будний день по Иркутску курсирует автомобиль, в котором установлена система «Дозор-М3» — так называется комплекс автоматической фиксации нарушений правил парковки. Работает он по принципу, схожему со стационарными камерами, только здесь система мобильна и перемещается по городу — вне расписания, но в рамках рабочего дня. Что касается самой машины-перевозчика — ее не распознать среди других в потоке движущегося транспорта: это обычный автомобиль, только внутри него находятся две небольшие камеры и программно-аппаратный комплекс с внешним монитором.

— Камеры — на лобовом стекле, сзади — все техническое обеспечение работы комплекса, рядом со мной — монитор, — показывает, как располагается система «Дозор-М3» в салоне, Дмитрий, водитель подрядной организации, обеспечивающей работу комплекса. — Выезжаю утром в рейс и курсирую по всем обозначенным улицам. Система работает автоматически и считывает нарушителей только в тех местах, которые внесены в ее базу.

В базе «Дозора» — 26 улиц и отрезков на них, самые протяженные — Байкальская, Трактовая, Ленина и Карла Маркса (посмотреть карту можно по ссылке: https://goo.su/YUH6bq). Ожидается, что в дальнейшем территория охвата расширится.

— Мы сейчас едем по улице Декабрьских Событий, — комментирует Дмитрий происходящее и наглядно показывает работу «Дозора». — На мониторе видим все, что попадает в поле зрения камер. Две камеры, четыре окна на экране: в верхних — то, что происходит на улице прямо сейчас, в нижних — стоп-кадром остаются машины-нарушители. Обратите внимание — сейчас в правом верхнем окне появились белая рамочка и знак дорожного движения «Стоянка запрещена». Это означает, что мы въехали в зону действия системы, если сейчас встретим нарушителя, то «Дозор-М3» его зафиксирует — и машина, припаркованная не по правилам, окажется в нижнем правом окне.

Удивительно, но во время нашего совместного рейда на всех участках улицы Декабрьских Событий были только добропорядочные автомобилисты. Не было нарушителей ПДД и на улицах Карла Маркса и Желябова. Зато неправильную парковку камера зафиксировала на Халтурина.

— Но это еще не означает, что собственник автомобиля получит штраф, — объясняет Дмитрий. — На исправление ему даются пять минут. Система учитывает, что иногда водитель просто притормаживает, чтобы, например, свериться с картой или высадить человека, то есть не планирует нарушать правила дорожного движения и оставлять здесь машину. Чтобы понять, нарушитель это или нет, я должен сделать еще один проезд по улице, но не раньше чем через пять минут. Если машина останется на том же самом месте, система зарегистрирует ее, а затем данные отправятся на обработку. И только после этого владелец автомобиля получит административный протокол о нарушении.

Тем временем машина с системой «Дозор-М3» продолжает курсировать по улицам. В поле зрения камер — большая территория города, в некоторых частях удастся проехать два-три раза, где-то чаще.

— Уже сейчас я вижу, что иркутяне почувствовали присутствие «Дозора» на улицах, — делится своими наблюдениями Дмитрий. — Например, на улице Красных Мадьяр проблема с нарушениями правил парковки почти исчезла. Видимо, все, кто здесь живет или приезжает на работу, уже получили штрафы и начали соблюдать ПДД.

А самым «нарушаемым» местом Дмитрий называет улицу Сударева — на этом участке за один заезд парктрон фиксирует от 8 до 20 (!) припаркованных в неположенном месте автомобилей.

Кстати, некоторые водители могут попасть в поле зрения системы несколько раз за день!

— Комплекс через спутниковую связь фиксирует координаты конкретной машины на конкретном месте. Например, человек приехал на работу, оставил автомобиль в неположенном месте и в это время попал под камеры — это первый штраф. Потом водитель поехал на обед, вернулся и снова оставил машину в этом месте, но переместился на два метра — это уже другие координаты и новый штраф, — говорит Дмитрий.

В целом, замечает он, иркутские водители стараются не нарушать ПДД — кто-то остерегается эвакуаторов, кого-то соблюдать правила заставляют камеры видеонаблюдения, которыми город наполняется все больше и больше с каждым годом.

— Это справедливая, непредвзятая система. Каждый водитель обязан соблюдать правила вне зависимости от того, есть камеры на пути или нет. Ну а если идешь на нарушение, будь готов заплатить штраф, — убежден Дмитрий.

Эффективность работы комплекса «Дозор» отмечают и в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области.

— Мобильный комплекс автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения «Дозор-М3» куплен давно, но какое-то время не эксплуатировался из-за определенных организационных трудностей. Теперь эти вопросы решены, для бесперебойного обеспечения работы системы мы заключили государственный контракт с фирмой-подрядчиком, — рассказывает заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона Виктор Цишковский. — Комплекс прошел поверку, он полностью исправен и введен в эксплуатацию: ежедневно в установленные часы водитель, имеющий специальный допуск к работе с оборудованием, выходит в рейс и курсирует по обозначенным улицам.

Комплекс «Дозор-М3» снабжен сим-картой, через которую по специальным защищенным каналам связи вся информация о нарушениях в автоматическом режиме напрямую передается на сервер Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) — на промежуточном этапе никто не имеет доступа к данным.

— А дальше во избежание ошибок и спорных моментов все нарушения проходят предобработку, и только после этого штраф направляется собственнику, — поясняет Виктор Юрьевич. — Эта схема отработана на стационарных камерах фиксации нарушений, которые установлены в городе и за его пределами уже много лет.

В министерстве говорят, что готовы расширять количество внесенных в реестр улиц и время курсирования «Дозора-М3».

Ирина Покоева

Фото автора

КАСАЕТСЯ КАЖДОГО

Комплекс «Дозор-М3» позволяет фиксировать следующие виды нарушений:

  • стоянка и остановка в зонах действия запрещающих знаков;
  • стоянка во втором ряду и на тротуаре;
  • стоянка на остановках маршрутного транспорта;
  • стоянка на пешеходном переходе;
  • остановка на железнодорожном переезде;
  • остановка в тоннеле и на мосту;
  • проезд и стоянка на полосе, предназначенной для маршрутного транспорта;
  • движение по полосе встречного направления;
  • проезд на запрещающий сигнал светофора;
  • непредоставление преимущества пешеходу на пешеходном переходе;
  • нарушения в сфере благоустройства (размещение транспортных средств в запрещенных местах (газоны, парки, скверы), несанкционированные свалки)

Улица Красноармейская, 4. Нарушение парковки очевидно не только «Дозору» или полицейскому, но и пешеходу — автомобиль оставлен владельцем прямо на тротуаре. Интересно то, что на этом месте водители паркуются ежедневно

Дороги под видеонаблюдением

  • В ближайшее время в Иркутске будет увеличено количество камер, фиксирующих разговор водителя по телефону (сейчас в городе всего одно такое устройство).
  • До 89 штук увеличится количество камер, фиксирующих непристегнутые ремни безопасности, — они будут запущены поэтапно в течение года.
  • На улице Трактовой заработали девять видеокамер, фиксирующих нарушения ПДД по выделенной полосе. Комплексы под названием «Страж» установлены как в направлении Ленинского округа, так и в сторону Иркутного моста. За нарушение грозит штраф в размере 1500 рублей.
  • На улице Трактовой, 7 запущен комплекс «Фактор», который регистрирует движение по железнодорожному переезду на запрещающий сигнал светофора.
  • В районе остановки «Бакалея» установлен комплекс «Оракул» с расширенным функционалом, камера фиксирует в том числе выезд на встречную полосу и превышение скоростного режима

Этот монитор комплекса «Дозор-М3» установлен в автомобиле, который ежедневно курсирует по Иркутску. На экране — четыре окна: в двух верхних отображается обстановка на дороге, в двух нижних — последние из зафиксированных нарушителей. Прямо из автомобиля информация отправляется в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений, а оттуда, после обработки информации специалистами, штрафы отправляются владельцам автомобилей

Это фрагмент карты, на которой отмечены участки улиц, где действует комплекс автоматической фиксации нарушений правил парковки «Дозор-М3». За время работы системы в Иркутске (около шести месяцев 2023 года) вынесено 5268 постановлений за остановку в неположенном месте. Штраф — от 500 до 5000 рублей в зависимости от нарушения. Традиционно, оплачивая его вовремя, можно получить скидку 50%. Все собранные за административные нарушения средства поступают в бюджет Иркутской области

Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Виктор Цишковский: «Оборудование введено в эксплуатацию для улучшения дорожной обстановки в областном центре. Маршруты разработаны совместно с ГИБДД в зависимости от загруженности и количества заторов»

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg