None
На зеленой лужайке неподалеку от Площади декабристов расположились резчики по дереву. Перед ними стоят розовые от смолы сосновые чурбаки ростом с человека. Это – будущие скульптуры, которые украсят фестиваль «Звездная ладья», а потом будут установлены в скверике возле Дома ремесел, отдела Музея города Иркутска. Три опытных мастера -- Евгений Мирский, Олег Гамаюнов и Александр Защепин – завершают черновую отделку будущих скульптур. В руках у них пилы и долото: с помощью этих нехитрых инструментов от чурок отсекается все лишнее и наружу робко проглядывают лики сказочных персонажей.
Первым по порядку стоит Лев. Пока, конечно, будущий, потому что его контуры едва угадываются в сосновой чурке. Мастер, резчик по дереву, Евгений Мирский, показывает свою работу и поясняет, почему возникла такая идея – украсить город новыми скульптурами из дерева:
-- Тема нашего фестиваля – «Религия и фольклор». А назвали мы его «Звездная ладья» потому, что одним из спонсоров выступил кинотеатр «Звездный». Я, например, делаю фигуру льва. Дело в том, что многие древнерусские церкви ХII – ХIII веков украшались фигурками львов. В убранстве многих белокаменных храмов львы играли решающую роль. Но, так как никто из русских зодчих живого льва в глаза не видел, то фигурки эти были фантазийными, такими стилизованными. Вот такой и у меня лев – стилизованный сказочный персонаж. Для меня ведь главное сейчас – вписать фигурку в бревно и ничем ей не повредить.
Дело в том, что Лев в живописи катакомб Древнего Рима был символом Христа – его силы и могущества. Поэтому фигура льва часто украшала и царские врата в храмах, и первые иконы. Лев был и символом одного из евангелистов – Марка. Можно вспомнить здесь и удивительные «Хроники Нарнии», добрые сказки Клайва Льюиса, где под образом Льва тоже подразумевается Христос.
Второй фигуркой будет скульптура девушки из племени эвенков. Ее создатель – Олег Гамаюнов. Он уже вырезал из дерева круглое лицо, большие удлиненные глаза и удивленный рот.
-- Моя девушка – это символ местных аборигенов, это такой тотем, -- поясняет свою творческую задумку мастер. – Я вырезаю луноликую красавицу. Это собирательный образ. Может, она дочь эвенка, может – якута или бурята. Главное, передать ее таинственную душу. Ведь по фольклору мы изучаем нашу древнюю историю, узнаем, откуда мы и куда мы идем.
Третья скульптура будет тоже связана с религией, но на этот раз – с древнерусским язычеством. Она изображает забавного медвежонка, скрестившего лапы и насторожившего уши. Но, оказывается это не просто медведь – это образ языческого бога Велеса.
-- Велес – «скотий бог», -- рассказывает о своей работе ее автор, Александр Иванович Защепин, -- Это покровитель скота, богатства. Древние славяне приносили Велесу быков и овец. Велес от слова «волохатый» или волосатый. Поэтому он часто изображался в виде оборотня – косматого медведя. А вот бог Лель, например, часто изображался в виде лисы. Такие аллегории были приняты у древних славян. Из всех зверей ближе по характеру и значимости к Велесу все-таки медведь.
Александр Иванович признался, что занимается резьбой по дереву с детских лет. Работал художником-оформителем, потом окончил курсы дизайнеров и преподавал резьбу по дереву в училище-интернате для детей-инвалидов. Занимался всем: и садово-парковой скульптурой, и строительством беседок и даже домов, украшенных кружевной деревянной резьбой.
-- Я с удовольствием занимаюсь резьбой по дереву, можно сказать -- это мое любимое дело в жизни!
Это прекрасно, что наш город украсят новые деревянные скульптуры, выполненные настоящими художниками с большим мастерством, выдумкой и изяществом. Территория вокруг Дома ремесел преобразится: в скором времени тут появится и деревянная арка. А нам остается ждать открытия фестиваля «Звездная ладья», чтобы увидеть эти работы в законченном виде.
Фото Валентина Карпова
Поделиться в соцсетях: