Девятиэтажная любовь в Ново-Ленино. Мини-расследование нашего корреспондента, посвященное созданию мурала «Признание»
Общество
Газета «Иркутск» #40 (1126) от 20 октября 2023
image
None

Иркутск, микрорайон Ново-Ленино, улица Розы Люксембург, 193. Два монументальных портрета — он и она. Парень и девушка находятся на расстоянии, молча смотрят друг на друга, а мы — случайные свидетели этой немой сцены, и каждому чудятся свои истории об этой паре. «Мне кажется, сейчас между ними решается что-то серьезное, что-то такое, от чего зависит, быть им вместе или нет», — размышляет прохожая Светлана Ковальчук. Какая история скрывается за портретами и что вдохновило автора на создание этого диптиха, узнавала корреспондент «Иркутска».

Фестиваль уличного искусства «Голос улиц» продолжался 10 дней и оставил после себя 10 монументальных работ на фасадах различных строений в Иркутске и области. Ново-ленинский диптих «Признание», пожалуй, самая большая работа в Прибайкалье, его автор — Павел Орез из Благовещенска.

— Когда организаторы фестиваля рассылали фотографии фасадов, на которых предстояло рисовать, я заметил на одном из них сердце — оно отчетливо виднелось на снимке. А вот надпись, видимо, за счет прошедших лет была не такой различимой — мне удалось прочитать «Я тебя люблю», обращение «Звездочка моя» разобрал, уже находясь непосредственно у дома в Иркутске, — вспоминает Павел. — Авторская подпись была закрашена, но и без нее сразу стало понятно, что когда-то кто-то вот так масштабно признавался в любви. Это и определило мой выбор — я решил, что история отлично подойдет для диптиха. Моя работа — отражение той истории любви.

Павел рассказывает, когда приехал в Иркутск, пытался узнать подробности появления надписи, но те, с кем он говорил, не добавили деталей. Зато эти подробности знаем мы!

Признание «Звездочка моя, я тебя люблю. Твой Люша» появилось на фасаде дома № 93 в 2008 году в ночь с 13 на 14 февраля. Влюбленный иркутянин по имени Илья с помощью альпинистского снаряжения, краски и друга Артема таким образом поздравил свою девушку с Днем святого Валентина. Илья спускался по стене дома с красками, а Артем руководил его действиями снизу. Чтобы не ошибиться, парни расчертили листок бумаги на девять частей — в соответствии с этажностью — и уже заранее знали, где какая буква будет располагаться. В ту ночь работа заняла три часа.

Гораздо больше времени ушло на продолжение этой истории — художник Павел Орез потратил на оба фасада полных семь дней, и это без учета установки и перемещения подвесной люльки и грузов.

— Сейчас на двух фасадах нанесены два профиля — это собирательные образы влюбленных парня и девушки. Мне хотелось задокументировать, зафиксировать эту историю любви в таком монументальном воплощении, — поясняет Павел. — Я не знаю, как сложилась судьба тех ребят, но для меня, как художника, те события, та надпись — идеальный посыл для фантазии. С учетом того, что в моем распоряжении были именно два фасада, все получилось так, будто их история ждала продолжения. Теперь она воплотилась в этих образах.

Что касается технической стороны вопроса, то для нанесения картин автор использовал не только фасадный подъемник, но и проектор, с помощью которого был сделан эскиз работы.

— Портреты очень масштабные, время ограниченное, поэтому прибегаем к помощи техники, — продолжает Павел. — Большое видится на расстоянии, а в условиях работы при сжатых сроках на такой площади удобнее сделать предварительные наброски.

Кстати, фасадный подъемник и краски для художников были предоставлены организаторами фестиваля.

— Иногда мы работаем с автовышки, но в данном случае использовался фасадный подъемник — он ездит как лифт по фасаду. И размер на всю ширину — это удобно, — объясняет художник-монументалист.

Наносил краску Павел с помощью краско­пульта.

— По фотографиям я не понял, что фактура фасада пористая — из мелкой каменной крошки, планировал рисовать валиками и кистями. В общем, пришлось на месте адаптироваться — в итоге вся работа сделана краскопультом.

Работа выполнена в красно-синих оттенках.

— Помните сумку челнока? Это такой сине-красный баул в клеточку, который приехал к нам вместе с товарами из Китая. Этими сумками до сих пор пользуются в хозяйстве по всей стране — ее узнает каждый, пожалуй. Собственно, цветовую палитру я взял от нее, и мне интересно было работать именно в оттенках синего и красного, тем самым ограничивая себя, — говорит Павел.

«Признание» не первая и не единственная работа в таком стиле и цвете. Уже несколько лет Павел использует этот прием — его работы легко выделить среди остальных муралов.

— Это моя отличительная черта, которая обозначает меня на фоне работ других художников. Я выбрал этот вариант, чтобы иметь свое личное отличие. И это не только стилистика цветовых блоков, но еще и ограниченность цвета — все вместе это дает понимание, кто автор работы. Вполне возможно, что в будущем я уйду от этих оттенков, но сейчас мне хочется продолжить серию работ на холстах именно в этой гамме и пойти дальше. Иркутское «Признание» войдет в эту серию.

Предыдущее признание продержалось на доме полтора десятка лет, хотя и потеряло со временем свою яркость и отчетливость. Сколько лет продержится в первозданном виде «Признание» Павла Ореза — покажет время.

— Уличные художники, паблик-арт-монументалисты, понимают, что их искусство недолговечно и, мне кажется, проще относятся к своим работам, чем ребята, работающие на холстах. Мы в большинстве своем готовы к тому, что спустя время картина будет уничтожена. А дожди, солнце, мороз и зной, вносящие свои коррективы в картины, даже придают своеобразный шарм полотнам. Какие-то цвета становятся более приглушенными, какие-то более тусклыми… Что касается конкретно этой работы, то при желании ее можно будет восстанавливать — если там какие-то части выпадут или еще что-то случится, — уверен Павел.

— Я хорошо помню ту историю — соседская девчонка встречалась с парнем, и он очень-очень ее любил, — вспоминает жительница дома Галина Николаевна. — Вот он тогда и написал это признание. Я точно знаю, что девчушка та сейчас замужем, а вот за тем парнем или нет — сказать точно не могу. Когда надпись появилась, конечно, в доме размышляли, кто ее автор, кому посвящено признание. Потом разговоры стихли — все привыкли. Прошло 15 лет, и теперь мы радуемся новой работе — красиво! И тема очень светлая, хорошая — любовь!

Мы рассказали Павлу все, что знаем о появлении признания в любви в 2008 году. Художник улыбнулся и сказал: «Возможно, многие парни с именем Илья выдавали эту работу за свою. Здорово, если это признание кто-то еще принял на свой счет. И прекрасно, что люди способны на такие поступки во имя любви. Думаю, история того признания задокументирована в этом диптихе, и пусть эта работа будет памятником настоящей любви».

Ирина Покоева

Фото автора и из архива Павла Ореза

В ближайших номерах нашего еженедельника мы расскажем о других муралах, появившихся этим летом в Иркутске.

Монументальный диптих на улице Розы Люксембург, 193 появился в конце августа. Работа посвящена самому большому (в прямом смысле слова) признанию в любви в Иркутске — 15 лет назад, в 2008 году, на День всех влюбленных молодой иркутянин написал на весь фасад девятиэтажки: «Звездочка моя, я тебя люблю. Твой Люша». Надпись позже была частично закрашена, но художнику Павлу Орезу хватило оставшихся слов, чтобы вдохновиться и создать работу, посвященную настоящей любви, ради которой люди идут на безумные, но красивые поступки

Художник-монументалист Павел Орез из Благовещенска создал свой диптих «Признание» как памятник настоящей любви. Свою работу он посвятил неизвестному иркутянину, который в 2008 году написал слова о любви огромными буквами на торце девятиэтажного дома в Ново-Ленино

Галина Николаевна, жительница дома № 193 на улице Розы Люксембург, прекрасно помнит историю 2008 года: «Насколько мне известно, эта надпись посвящена нашей соседке. У нее был молодой человек, который очень ее любил»

Этот снимок иркутский журналист Сергей Солоненко сделал в 2008 году. Надпись стала самой большой «валентинкой» — такое признание в любви ко Дню святого Валентина оказалось настоящим сюрпризом не только для получательницы признания, но и для всего микрорайона. Полицейские назвали ночную работу неизвестного иркутянина вандализмом, а коммунальщики спустя время закрасили часть слов

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg