Девяносто лет набирая высоту. 24 августа исполняется 90 лет со дня торжественного пуска Иркутского авиазавода
Технологии
23 августа 2024
image
None

Ныне филиал ПАО «Яковлев» — Иркутский авиа­ционный завод — одно из самых современных и высокопроизводительных предприятий авиастроительной отрасли России. В его структуру входят металлургическое, заготовительно-штамповочное, механосборочное, агрегатно-сборочное и монтажно-испытательное производства. ИАЗ — это около 100 цехов и отделов, без малого 13 000 сотрудников, и набор новых кадров продолжается.

Производство сертифицировано по международным стандартам. Высокий научно-производственный потенциал ИАЗ оказывает существенное влияние на развитие отраслевой науки и технологий, инновационной деятельности. Только за последние годы на предприятии получено более 30 свидетельств и патентов на изобретения. Коллектив ИАЗ своевременно и с высоким качеством выполняет контракты на поставку авиационной техники по государственному заказу и иностранным заказчикам.

Основная продукция предприятия — истребители Су‑30СМ и Су‑30МК, учебно-боевые самолеты Як‑130, ближне- и среднемагистральные пассажирские самолеты семейства МС‑21.

История завода поистине уникальна. Только в августе 1934 года предприятие было введено в строй действующих, а в феврале 1935 года с грунтовой взлетно-посадочной полосы заводского аэродрома уже поднялся в небо первенец иркутских авиастроителей — истребитель И‑14. В разное время завод работал со всеми ведущими КБ страны, сотрудничал с легендарными советскими авиаконструкторами — в 1949–1952 годах на заводе представителем КБ Туполева был лично Павел Осипович Сухой.

Главной задачей иркутских авиастроителей изначально был выпуск военной техники, предназначенной для защиты воздушных рубежей страны, особенно в годы Великой Отечественной войны. С 1941 по 1945 год предприятие выпустило почти 2200 боевых самолетов Пе‑2, Пе‑3бис, Ил‑4, Ер‑2. Также по инициативе и на средства, собранные иркутскими комсомольцами, заводская молодежь построила колонну из 12 танков, которая была отправлена на Северо-Западный фронт. За ударную работу завод 12 раз был удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего, а в 1943 году получил Красное Знамя Государственного комитета обороны, которое удерживал около года. Повторно врученное в 1944 году знамя ГКО было решено оставить на заводе навечно.

В послевоенное время особой страницей в истории не только завода, но и всего отечественного самолетостроения стало создание на основе Су‑27 легендарного многофункционального истребителя Су‑30МК и целого ряда его модификаций, которых реализовано иностранным заказчикам на сумму, превышающую 10 млрд долларов.

С 2012 года многофункциональные истребители Су‑30СМ (специально доработанная с учетом требования МО РФ модификация Су‑30МК) и учебно-боевые самолеты Як‑130 эскадрильями поставляются ВКС России. За эти 12 лет в строевые части и летные училища МО РФ отправлено более 200 самолетов Су‑30СМ и Як‑130.

А всего за 90 лет работы ИАЗ руками иркутских авиастроителей собрано порядка 8000 крылатых машин около 30 типов и модификаций. Завод входит в десятку крупнейших промышленных предприятий Восточной Сибири. Продукция ИАЗ — гордость отечественного машиностроения — в разные годы поставлялась в 40 стран мира.

В настоящее время на предприятии разворачивается серийное производство первого в истории ИАЗ гражданского лайнера МС‑21. В рамках подготовки к реализации прорывного проекта на ИАЗ проведена масштабная реконструкция и модернизация производства с внедрением новейших авиационных технологий. На заводе создана уникальная линия сборки МС‑21, проведен капитальный ремонт существующих производственных мощностей, построены новые корпуса, ангар для наземной отработки и кастомизации лайнеров МС‑21. Работа продолжается: на предприятии идет реализация около 20 инвестиционных проектов по техническому перевооружению ИАЗ по программе МС‑21. На территории ИАЗ в рамках проекта МС‑21 возводится несколько производственных объектов, кроме того, планируется закладка в текущем году новых корпусов.

На протяжении своей истории завод не только строил самолеты. За 90 лет работы предприятия вокруг него вырос красивый и уютный поселок авиастроителей. Даже в самые трудные годы завод сумел сохранить всю социальную инфраструктуру. ИАЗ постоянно финансирует работу спортивно-оздоровительного центра «Иркут-Зенит», Дворца культуры имени Юрия Гагарина, санатория-профилактория «Иркут», базы отдыха «Чайка», детского и спортивного оздоровительных лагерей. Иркутский авиационный завод входит в число крупнейших налогоплательщиков Иркутской области, кроме того, предприятие оказывает финансовую и организационную поддержку целому ряду социальных учреждений Иркутска.

Александр Вепрев, генеральный директор Иркутского авиационного завода, — заместитель генерального директора ПАО «Яковлев», депутат Законодательного Собрания Иркутской области, председатель Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России:

— В истории нашего предприятия за 90 лет не было ни одного случая, чтобы самолет, производство которого было поручено иркутским авиастроителям, не полетел! Ценой огромных усилий руководства и коллектива ИАЗ в трудные 90-е годы мы сохранили авиационный профиль предприятия, сохранили и нарастили технический и технологический потенциал, сберегли костяк трудового коллектива. Важно и то, что на завод пришла талантливая молодежь, и теперь многие из тех «новобранцев» уже возглавляют ведущие производства ИАЗ. Уверен, что юбилей родного предприятия для большинства заводчан — это фактически личный, а для многих заводских династий и настоящий семейный праздник. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить заводской коллектив, каждого нашего работника в отдельности за вклад в родной завод! Нет сомнений, что и впредь самолеты, построенные на Иркутском авиационном заводе, будут служить предметом национальной гордости, послужат росту транспортной доступности регионов России и надежной защите воздушных рубежей нашей страны!

Виктор Верхозин

Фото пресс-службы Иркутского авиационного завода

На Иркутском авиационном заводе готовятся к серийному выпуску магистрального самолета XXI века — МС‑21. Уже девять планеров МС‑21 находятся на монтажно-сборочном производстве. По словам гендиректора Иркутского авиационного завода Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в госкорпорацию «Ростех») Александра Вепрева, помимо планеров уже изготовлены детали на 18-й борт: «На сегодняшний день у нас в монтажно-испытательном производстве девять планеров в различной степени готовности. В агрегатно-сборочном производстве ведется изготовление следующих четырех, а детали изготовлены у нас уже на 16–18-ю машину»

Великая Отечественная война застала Иркутский авиазавод (тогда — Завод № 125 имени И. Сталина) за изготовлением головной серии бомбардировщиков Пе‑2. Уже в первой декаде июня 1941-го в цехах предприятия завершили окончательную сборку двух бомбардировщиков, которые 25 июня были переданы на летные испытания. А всего в годы Великой Отечественной наш авиазавод отправил на передовую без малого 2200 боевых самолетов

«Мы по праву гордимся тем, что самолеты ИАЗ обеспечивают надежную защиту и обороноспособность нашего государства!

Иркутский авиазавод стоял у истоков создания национальной авиастроительной промышленности, внес весомый вклад в Победу в Великой Отечественной войне, поставляя стране боевые самолеты. За проявленные в те годы трудовой героизм и самоотверженность, в том числе рабочих авиазавода, Иркутск удостоен почетного звания «Город трудовой доблести».

Сегодня Иркутский авиационный завод оснащен самым современным оборудованием и использует в работе передовые технологии. Это флагман оте­чественного самолетостроения, а его сотрудники, которых отличают высокий профессионализм и ответственный подход к делу, — часть научно-технической элиты России в области строительства летательных аппаратов.

Желаю Иркутскому авиационному заводу дальнейшего процветания, а всему коллективу и ветеранам предприятия — успехов в работе, сил и энергии для достижения поставленных целей!»

Мэр Иркутска Руслан Болотов

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg