«А сейчас вы будете спасать пациента с ожогом дыхательных путей, для этого ему необходимо быстро и аккуратно, ничего не повредив, вставить в трахею эндотрахеальную трубку, чтобы дать ему возможность дышать!» Кандидат медицинских наук, доцент кафедры анестезиологии-реаниматологии Иркутского государственного медицинского университета Людмила Сорокина протянула пластиковую трубку слегка оробевшим ребятам из 10 «Б» — профильного медицинского класса школы № 15. Впрочем, заминка длилась всего пару секунд — к специальному манекену вышла Анжела Новохатько и бесстрашно, но при этом очень осторожно провела интубацию (так называется этот процесс. — Прим. авт.), «больной» начал свободно дышать. «Идеально, вы прирожденный анестезиолог!» — оценила ее работу куратор. Такие медицинские манипуляции ребята из профильного класса школы № 15, выбравшие своей будущей профессией медицину, будут практиковать регулярно, обучают их лучшие профессионалы своего дела из ИГМУ. Интересный опыт вместе с ними удалось получить и журналисту «Иркутска».
Медицинский класс открылся на базе иркутской школы № 15 в 2013 году, именно тогда был заключен двусторонний договор с ИГМУ. Ребята, выбирающие профильное медицинское обучение в течение десятого и одиннадцатого классов, поступают в школу № 15 со всего Иркутска по итогам рейтингового набора. И практически все 100% из них впоследствии выбирают медицину или что-то близкое ей: например, психологию или ветеринарию.
Начиная с апреля десятиклассники-медики, уже изучавшие в школе в теории сестринское дело, латынь, физику человека, химию в медицине и другие дисциплины, перешли к практике. На базе Иркутской городской клинической больницы № 1 педагоги из Иркутского государственного медицинского университета знакомят их с профессией. На первом занятии школьникам показывали нюансы УЗИ диагностики, а потом на специальном манекене учили делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Второе занятие было посвящено оказанию первой помощи пациентам с ожогами — и много жизненно важного по этой теме узнали не только подростки, но и взрослый журналист «Иркутска»!
Например, что человека с ожоговым шоком и раневыми поверхностями ни в коем случае нельзя трогать до приезда медиков. Главное, что ему необходимо — это охлаждение, давать побольше воды, потому что он теряет жидкую часть крови, и, возможно, обезболивание. По той же причине мамам, у которых ребенок обварился кипятком, противопоказано снимать с него одежду, кожа может сходить вместе с ней пластами. Этим могут заниматься только специалисты. До их приезда нужно посадить малыша в ванную с водой комнатной температуры. Звучит это все для неподготовленного человека, прямо скажем, неприятно. Но ребята и бровью не повели, не зря же они выбрали профессию врача.
— Вам, как будущим медикам и, возможно, анестезиологам-реаниматологам, необходимо держать протокол лечения в голове! Вы должны уже на подсознательном уровне знать, какие действия и в какой последовательности проводить, какие препараты давать, зачем, почему и что за этим последует. Чтобы при экстренных случаях не терять ни секунды на размышления, от этих секунд может зависеть жизнь человека, — наставляла ребят Людмила Сорокина.
Затем 10 «Б» практиковался на манекенах. Они тут особенные — полностью повторяют организм человека и его реакции на постороннее вмешательство. Десятиклассники проводили реанимацию пациента вчетвером: один делал искусственное дыхание, другой проводил непрямой массаж сердца, затем по очереди проводили интубацию, о ней уже сказано выше. И сразу поверилось: эти дети — будущие врачи. Никто не смеялся, не шутил (как это свойственно подросткам. — Прим. авт.), они вели себя так, как будто перед ними не манекен, а реальный пациент, и от каждого их движения зависит его жизнь.
Классный руководитель профильного медицинского класса Елена Седова подтверждает эту мысль: «При первом знакомстве я всегда спрашиваю ребят, для чего они выбрали эту специализацию, и всегда поражаюсь их мотивированности и осознанности выбора. Нет ни одного, кто не знал бы, для чего он сюда пришел. Поэтому и к занятиям они относятся очень серьезно, и в достижении своей цели — стать врачом — демонстрируют завидную целеустремленность».
После практики ребята защищали свои проекты на медицинскую тематику, это тоже часть программы обучения в профильном медицинском классе. Темы они выбрали самые разные — «Питание при спортивных нагрузках», «Сон и сновидения», «Аммонификация продуктов питания» (речь идет о гниении. — Прим. авт.), «Техники запоминания». Это были пусть небольшие, но серьезные исследования. Все докладчики получили пятерки, более того, их пригласили выступить на конференции молодых ученых и студентов.
После окончания учебного года, в конце мая, ученики профильного медицинского класса пойдут на еще более углубленную практику. Как рассказала профессор кафедры медицинской и биологической физики ИГМУ, руководитель центра довузовской подготовки Елена Шевченко, у них в центре школьники изучат азы оказания первой медицинской помощи. Обучаться будут на манекенах-симуляторах, которые стоят миллионы рублей. На этих аппаратах можно рассмотреть любую болезнь и отработать навыки оказания первой помощи, вплоть до принятия родов. Уже посмотрев, с каким интересом и желанием они работают на занятиях, не сомневаемся, что и практику они закончат на «отлично», а самое главное — в случае необходимости со знанием дела помогут и живому человеку.
Ольга Королева
Фото автора
Манекены на кафедре анестезиологии-реаниматологии Иркутского государственного медицинского университета — особенные. Один из них — «Анна реанимационная», он произведен в Швеции и стоит около двух миллионов рублей. Есть даже медицинская легенда о его происхождении. Прообразом манекена послужила широко известная посмертная маска неизвестной девушки, утонувшей в реке Сене в Париже в конце XIX века. Ее лицо было так прекрасно, что его решили запечатлеть навечно. Теперь в шутку этот манекен называют самой целуемой девушкой в мире — ведь на манекене учатся делать искусственное дыхание
«Я хочу быть хирургом. Трудновато дается латинский язык, много времени уделяем профильным предметам, но каждый из нас понимает, что в дальнейшем это все очень пригодится. Учиться очень интересно, мы бываем на экскурсиях и на занятиях в медицинском техникуме, теперь вот в Иркутской городской клинической больнице № 1», — рассказал «Иркутску» ученик 10 «Б» школы № 15 Борис Плетников
Занятие со школьниками из медицинского профильного класса школы № 15 ведет доцент кафедры анестезиологии-реаниматологии Иркутского государственного медицинского университета Людмила Сорокина. По ее словам, дети уже с тринадцати лет способны провести комплекс базовой реанимации, это уже хорошо изученная практика. Но все же, чтобы вставить в трахею пластиковую трубку, нужна тренировка. Десятиклассница Анжела Новохатько (на фото справа) справилась с поставленной задачей после пятиминутной теории! Куратор Людмила Сорокина оценила способности школьницы и поставила ей высшую оценку
ОТЛИЧНЫЙ ШАНС НА ПОСТУПЛЕНИЕ
Одиннадцатиклассники из профильного медицинского класса школы № 15 осенью 2021 года участвовали в квесте ИГМУ по репродуктивному просвещению человека и заняли первое место. Сейчас обсуждается вопрос, чтобы победителям добавить один балл при поступлении в Иркутский государственный медицинский университет. В прошлом году в центре довузовской подготовки учились восемь ребят, семь из них поступили в ИГМУ.