![image](/media/wp-content/uploads/2020/09/irkutskinform-import-113.jpg)
Мама Владимира родилась в 1928 году. По разговорам, ее отец был ламой. В 1920-е годы в Бурятии уничтожили около тысячи лам. Время было смутное: край захватывали то белые, то красные, простому народу житья не стало. Поэтому ее отец ушел в соседний Китай, а мать вскоре умерла. Девочку взял на воспитание брат ее умершей матери — Гончик.
…Степь. Изо дня в день одна и та же картина: синее небо, яркое солнце, вокруг горы, а рядом — телята. Степь — это место, где человек остается один на один с Богом. Однажды маленькому Володе приснился сон: будто бы к нему на велосипедах приезжают незнакомые люди. И он делает им массаж, потом раскрывает больному человеку живот — видит все внутренности, где и как они расположены. Сон поразил мальчика и запомнился надолго. История с паспортом Сны снами, а жизнь шла своим чередом. Поначалу Володя выбрал себе для учебы Ленинград. Поступил в техникум, выучился на экскаваторщика. Хотел навсегда остаться там: очень уж по душе пришелся ему красивый город на Неве, его музеи и парки. Но вдруг приехали два старших брата и заявили: «Возвращайся домой: у тебя долг перед семьей! Год попасешь баранов, а потом езжай обратно в свой Ленинград». Пришлось вернуться… — Год пасу баранов, второй, — рассказывает Владимир. — Надоело мне это! А у нас был знакомый лама, он предложил: «Набирают курс в Монголию, в дацане учиться на ламу. Поедешь?» Предложение было неожиданным. «Ну, раз на запад не получилось, поеду на восток», — решил он. — В Улан-Баторе на меня такая тоска навалилась по дому, — вспоминает целитель. — Но ламы Ганданхитского дацана провели обряд посвящения, и тоску как рукой сняло! Я даже удивился — как такое возможно?.. Удивительного было много. Например, Володя никак не мог первым встать, чтобы поприветствовать настоятеля дацана: 60-летние старики-ламы вскакивали, словно на пружинах, и застывали в молчаливом поклоне. А здоровый тренированный юноша едва успевал приподняться, когда входил учитель. Сказывалось воспитание: ни в школе, ни в училище не требовалось такого безропотного почитания.А здесь, в дацане, это было первое и самое главное условие. Научишься беспрекословно подчиняться старшим, слушаться и почитать лам-учителей — будет из тебя толк. А учиться было тяжело: предметы незнакомые — тибетский язык, буддийская философия, астрология и тибетская медицина.
— Но однажды я понял, что такое послушание, — замечает баряашан. — У меня украли сумку с деньгами, а там был паспорт. Я не на шутку испугался. Мы же в чужой стране. Если ты потерял паспорт — 24 часа, и все, ты уезжаешь из Монголии! «Как же так? — думал я. — Три года отучился, и вдруг — на тебе! Не окончить учебу, оказаться снова в степи с баранами…» Я со всех ног побежал к своему учителю. Лама Дагва Дорж утешил: «Не переживай, сейчас посмотрим, чем тебе можно помочь».
Старику было 75 лет тогда. Он налил немного водки в маленький стаканчик. Помолился над ним. Выпил. Снова налил, снова помолился, дал выпить ученику. Побрызгал.
— У тебя дома осталась девушка, — молвил он после ритуала. — Она вот какая (и дальше подробно описал). А рядом стоит ее мать… Они тебя домой тянут. Это твои долги.
Володя побледнел: «Не мог старик их видеть! И когда он мог попасть в Харашибирь? Он же никогда за пределы Монголии не выезжал!»
Лама продолжал: — Ладно, не волнуйся. Завтра встанешь в пять утра: хорошенько вымойся, причешись, костюм и рубашку выглади, ботинки начисти. Приведи себя в идеальный вид! И иди в русское посольство.
Как тогда дошел до общежития, он помнит плохо. Вошел в комнату и упал замертво. Утром проснулся — ботинки стоят рядом с кроватью: друг позаботился. Еще и покрывалом укрыл. Володя умылся, нагладил рубашку, пошел. Приходит в посольство, а там сидит русская девушка.
— Девушка была такая красивая, — вспоминает Володя. — Я сразу подумал: «Мне не повезет!» Стою, не могу через порог перешагнуть. А она заметила меня и спрашивает: «Вы по какому вопросу?» Я говорю: «Паспорт потерял! Фамилия — Гончиков». Она посмотрела в книге записей и говорит: «Есть такой! Давайте я вам новый выпишу?» Достает новый документ, записывает из книги все данные. «Вам какую визу? Временную или постоянную?» Я говорю: «Постоянную!» Она мне ставит визу, я бегу за фотографией. Приношу, она вклеивает фото, ставит печать и отдает мне паспорт.
…Через полчаса в русском посольстве стояло все общежитие дацана. Но за столом сидела уже не прекрасная девушка, а пожилой чиновник, у которого не то что визу — паспорт никогда не получишь. «Студенты дацана? Какую вам визу? А ну, пошли вон отсюда!» — закричал он на всех. Семинаристы подумали, что Гончикову просто повезло. А он тогда понял: учителя надо всегда слушать.
Трудный путь
Однажды в Улан-Батор приехал односельчанин из Харашибири.
— Есть тут агинские буряты? — спросил он в общежитии. Ему вывели Володю Гончикова. Приезжий рассказал: у сына припадки эпилепсии начались. Нужен врач. Парня долго лечили ламы в дацане. Через пару лет он снова приехал, привез фотографии парня:
— Не поверите, мой сын выздоровел! Стал чемпионом по карате! Вот фотографии, вот — медали…
Путь ламы-медика — один из самых тяжелых. За этот труд мало кто берется. И поначалу Батоцырен лама тоже сомневался, браться ли ему за это? Но предназначение у человека все-таки есть: против судьбы идти нельзя.// «Сначала было неприятно: пот, запах чужой — все это отвращало, — говорит Батоцырен-лама. — Но с 37 лет я начал понемногу заниматься лечебным массажем. Массажировать голову, шею. Моим учителем стал Бальжинима — бурят, живущий в провинции Хайлар в Китае, потомственный костоправ. Он научил, как исправлять растянутые сухожилия, как ставить кости на место, как определять источник болезни. Я у Бальжинимы учился, перенимал науку. Потом Матвей Чойбонов, ясновидящий, заместитель хомбо-ламы, сказал мне: «Лечи. Это твоя стезя — костоправство». У него с утра стояла очередь, а самых сложных пациентов он мне отправлял.
Основа его методики – тибетская медицина. Она имеет много разновидностей: прижигание, лечение природными лекарствами-порошками, компрессами. Владимир лечит руками. Знания тибетской медицины помогают правильно диагностировать пациента. Причины болезней бывают разными: ветер, жар, холод, инфекция, травмы сухожилий, суставов, мышц, внутренних органов. Все это влияет и на состояние позвоночника.
Искусство тибетской медицины передается от старших лам — ученикам. Этому направлению более трех тысяч лет. И, по убеждению Владимира Гончикова, необходимо много лет учиться, нужно знать строение организма, знать саму природу болезней, чтобы помогать людям. К своему предназначению он шел всю жизнь.
Фото Валентина Карпова