Чтобы дети не боялись будущего. В Иркутске прошла всероссийская педагогическая конференция
Общество
22 марта 2024
image
None

«Какое образование достойно современных детей?», «Как учить детей для будущего?» Такие вопросы, конечно, не для односложного ответа. Но именно в них лейтмотив всероссийской научно-практической конференции «Вальдорфская педагогика в середине Земли», которая недавно завершила работу в Иркутске. 135 участников из 17 городов России, гости из Пекина и Гамбурга в течение трех дней взаимодействовали, дискутировали и искали ответы на актуальные сегодня темы образования.

Что такое вальдорфская педагогика?

У сегодняшних детей много страхов. И к сожалению, это не просто боязнь темноты или экзаменов. К вполне естественным переживаниям прибавился страх за будущее: смогут ли они найти свое место в так стремительно меняющемся мире?

Конечно, готовых рецептов нет. Но поиском возможных путей и занимались участники конференции. Что поможет нашим детям не бояться и не страшиться будущего? Как сегодня учить детей, чтобы будущее их не пугало и чтобы оно не стало будущим со страниц романов-антиутопий? Какие задачи стоят перед педагогами сейчас наиболее остро?

Здесь самое время сделать ремарку и рассказать вкратце, что же такое вальдорфская педагогика, поскольку зачастую это словосочетание вызывает у непосвященного человека ассоциации, которые не всегда имеют отношение к делу.

Само название имеет чисто исторические корни и никак не намекает на европейскую, протестантскую или еще какую-то специфику. Возникло это направление в начале XX века на основе трудов австрийского философа и педагога Рудольфа Штайнера.

Первая школа открылась в Штутгарте для детей сотрудников фабрики «Вальдорф-Астория», отсюда и название «вальдорфская педагогика». Она строится на нескольких принципах. Например, изучая предметы, ученики наблюдают, делают собственные выводы, и только затем учитель объясняет природу явления. Это так называемый феноменологический подход.

В процесс обучения наравне с точными науками немалое внимание уделяется искусствам — музыке, живописи, театру. Еще один принцип — безоценочность: учащимся не ставят оценки.

Иркутская вальдорфская школа была открыта в 1994 году и долгое время являлась единственной на всей территории Сибири и Дальнего Востока. В Томске и Новосибирске, городах, которые по праву считаются городами науки и студенчества, позже появились вальдорфские инициативы. Однако полная школа с 1-го по 12-й класс (да-да, в этих школах двенадцатилетнее образование) есть только в Иркутске. Поэтому столица Восточной Сибири стала местом проведения конференции совсем не случайно.

Наши дети мало двигаются

Итак, о чем же в течение трех дней говорили педагоги — участники конференции, приехавшие из 15 регионов России и двух стран?

Современным детям все сложнее учиться, педагоги все чаще вынуждены искать особые подходы. И это несмотря на изобилие различных методик, педагогик, книг и руководств. Основная причина этих сложностей — неумелое тело. Наши дети стали мало двигаться. И если в деревнях и небольших поселках они по-прежнему много ходят пешком, то в городах школьники и дошкольники перемещаются преимущественно на машинах.

Но и там, и там практически исчезли дворовые игры, которые наполняли жизнь ребенка богатым набором движений: прыжки, бег, игры с мячом. Значительно увеличилось время, проводимое у экранов, в результате чего нарушается осанка, ухудшается зрение, спазмируются мышцы, мозг плохо кровоснабжается…

Другая сторона этой медали — желая компенсировать гиподинамию, детей рано отдают в спортивные секции. Ребенок там, конечно, развивается, наращивает мышцы, необходимые для гимнастики или фигурного катания, но тем самым формирует строго стереотипные реакции своего тела. Например, тренированная силовыми нагрузками детская рука плохо ощущает величину нажатия на карандаш или кисточку. Детям, особенно дошкольникам, нужно именно многообразие движений, чтобы каждая мышца могла раскрыть свой потенциал.

Тело ребенка — это инструмент

Когда ребенок приходит в школу, педагоги сталкиваются уже с последствиями, и им приходится в течение нескольких месяцев «подтягивать» и настраивать самый важный инструмент — тело ребенка. Поэтому на конференции особенно подчеркивалась роль родителей, важность их самообразования. В частности, в некоторых вальдорфских школах России проходят «школы для родителей», где мамам и папам не только рассказывают, но и показывают, что значит подготовка к школе.

Готовый к школе ребенок — это прежде всего ребенок, который хорошо чувствует себя в своем теле, хорошо им управляет. Увы, сейчас не редкость, когда будущий первоклассник не может усидеть на месте, повторить движение за учителем, управлять рукой. Он бы и рад, да только тело как будто деревянное…

Что такое современная школа?

В ходе конференции работали 11 рабочих групп, где обсуждались различные аспекты преподавания в школе, начиная с составления расписания уроков и заканчивая значимостью рисунков учителя на доске. На трех круглых столах поднимались философские аспекты образования, взаимодействие родителей и педагогов, анализировался методический опыт.

Учителя искали ответы на вопросы: «Какое образование можно назвать современным?», «Что такое действительно «современная школа»?» и «Как учить детей для будущего?»

Кто-то ратует за возвращение к корням, традициям. Но могут ли они помочь в стремительно меняющемся мире? Кто-то двумя руками за внедрение самых последних технологий. А не подталкивает ли это к тому, что мы доверим воспитание человека искусственному интеллекту?

Несмотря на большой объем информации и полученный опыт, конференция оставила участникам вопросы, на которые им придется искать ответы в своей повседневной жизни, каждый раз, когда они открывают дверь в класс, общаются с учениками…

И чтобы дети не боялись будущего, мало их научить каким-то навыкам, которые им пригодятся. Важно, чтобы у них не было страха самовыражения, страха ошибиться. И для этого нам, взрослым, нужно самим научиться справляться со страхами. А это, согласитесь, задача на всю жизнь.

Ольга Абдурашидова

Фото Елены Чернышевой

Во всероссийской научно-практической конференции «Вальдорфская педагогика в середине Земли» наравне с учителями принимали участие и родители учащихся. Об особенностях и важности такого взаимодействия говорил москвич Алексей Чеботок, отец троих учеников столичной вальдорфской школы

Искусствам — музыке, театру, живописи — в вальдорфской педагогике уделяется большое внимание, не меньше, чем алгебре и физике, например. Рисование мелками — до сих пор один из основных элементов образовательного процесса. В течение трех дней, пока проходила конференция, все желающие могли погрузиться в мир художественных образов, созданных от руки

Школьный концерт с участием учителей, родителей и самих учеников — так традиционно заканчиваются многие знаковые мероприятия. Педагогическая конференция ««Вальдорфская педагогика в середине Земли» не стала исключением — ее завершило творческое выступление участников

В мире сейчас свыше 1000 вальдорфских школ. В России первые школы возникли в начале 1990-х годов. Иркутская — одна из первых.

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg