Чайки в городе. Почему в преимущественно сухопутном Иркутске в последнее время так много этих птиц?
Наука
Газета «Иркутск» #32 (1019) от 20 августа 2021
image
None

На этот счет высказываются разные версии. Одни считают, что птиц на городские улицы гонит голод — рыбы в Ангаре мало. Другие полагают, что птицы поселились в городе, потому что затопило острова, где они раньше гнездились. Третьи уверены, что всему виной нерасторопность компаний по вывозу мусора. Газета «Иркутск» обратилась за комментариями к эксперту-орнитологу, научному сотруднику Иркутского государственного университета Игорю Фефелову.

В мире существуют десятки видов чаек, которые отличаются друг от друга размерами, окрасом, ареалом, пищевыми пристрастиями и т. д. Есть чайки морские, а есть озерные. Последних как раз и видят иркутяне из своих окон.

По словам Игоря Владимировича, озерные чайки уже около тридцати лет гнездятся в городской черте — на островах и болотах.

— Чайки живут до 30 лет, наверняка они родились уже в Иркутске и знают, что к чему, — объясняет орнитолог.

Надо отметить, что чайки неплохо уживаются с человеком и используют то, что он невольно им предоставляет. Они успешно осваивают мусорные полигоны, свалки и вот теперь — дворовые контейнерные площадки.

Выведя птенцов, озерные чайки улетают на зимовку в Китай и Вьетнам, довольно далеко. Зимовать в Иркутске они пока не могут. По словам Игоря Фефелова, зимой для них слишком холодно, а свалки недостаточно мощные для кормежки. Кстати, в естественной среде чайки питаются беспозвоночными: дождевыми червями, стрекозами, жуками и их личинками и мелкой рыбой.

Интересно, что озерные чайки весят всего 150–200 г, но со стороны за счет длинных крыльев выглядят довольно крупными птицами.

Горожан, которые звонят в редакцию «Иркутска», конечно, больше всего волнует, опасно ли для человека соседство с чайками, не переносят ли они разные инфекции и паразитов? Игорь Владимирович говорит, что если будут мощные вспышки птичьего гриппа, способного передаваться человеку, то определенная эпидемиологическая угроза существует, ее всегда нужно иметь в виду. Кстати, наш противочумный институт постоянно мониторит ситуацию. Ну и, конечно, людям необходимо соблюдать правила санитарии и гигиены.

Еще интересный вопрос: могут ли чайки вытеснить другие виды птиц из города?

— Сомневаюсь, — отвечает Игорь Фефелов. — В Иркутске много чаек, потому что стало мало других птиц. Например, на ново-ленинских болотах 30–35 лет назад было очень много куликов и уток. Сейчас уток стало меньше, а куликов практически не осталось. Зато появились чайки. Свято место пусто не бывает, так что про вытеснение речи быть не может. Более того, некрупные чайки еще и помогают уткам и другим водным птицам в размножении. Утки любят гнездиться в колониях мелких чаек, потому что чайки не разоряют гнезда уток и при этом защищают свою колонию от мелких хищников. Уткам это на руку. При появлении врага чайки первыми поднимают тревогу, и утки успевают затаиться или укрыть гнездо пухом и потихоньку уйти  — своеобразная разновидность симбиоза.

У чаек есть естественные враги, на них охотятся более крупные хищники: ястребы, соколы, сапсаны. Кстати, в Иркутске лет десять назад гнездились сапсаны на одном из зданий в районе набережной, и молодые чайки становились их жертвами.

Но самый грозный враг чаек — сам человек. В 2016 году широкий резонанс получила история варварского истребления почти тысячи яиц чаек на одном из островов на Ангаре. Неизвестный мужчина добрался до острова, где гнездились чайки, и методично уничтожил все гнезда. Крушил их палкой, топтал ногами. С какой целью — неизвестно. Возможно, его раздражали их крики? Или думал, что без чаек в реке будет больше рыбы? Здесь вспоминается история массового уничтожения воробьев в Китае при Мао Цзэдуне. Рассчитывали, что воробьи прекратят поедать зерно, но без птиц весь урожай сожрала саранча и гусеницы. В результате китайские власти вынуждены были покупать партии живых воробьев из СССР и Канады!

Чайки — тоже важное звено экосистемы, они настоящие природные санитары. В городе Солт-Лейк-Сити (США) даже установили пятиметровый монумент чайкам, спасшим поселенцев от саранчи в середине XIX века.

И последний, пожалуй, главный вопрос: нужно ли что-то делать с помойками, чтобы чайкам не было доступа к пищевым отходам?

— По-хорошему — да, — считает Игорь Фефелов. — Надо думать, как технически решить эту проблему, чтобы контейнеры закрывались, чтобы собаки не растаскивали отходы. Ведь там не только чайки кормятся, но и крысы. Кстати, с изменением системы сбора мусора крыс на наших помойках стало больше: им есть чем питаться и где прятаться.

Елизавета Старшинина

Фото Игоря Фефелова

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОЛЕТ

Вот как описывал чаек писатель Владимир Арсеньев в своей книге «В горах Сихотэ-Алиня»:

«Чайки — удивительно стройные птицы. С изумительной легкостью они садятся на воду и так же легко поднимаются в воздух. Они превосходно летают и, подобно хищникам, могут парить, не производя движений крыльями. Они плавают кокетливо, мелко сидят на воде, чуть только брюшком касаясь поверхности моря, и не менее они изящны, когда на своих стройных ножках стоят на камнях и равнодушно поглядывают на проходящие мимо лодки».

Озерные чайки — небольшие, изящного сложения птицы со светло-серой мантией. Длина 40 см, масса 200–350 г, размах крыльев 90–100 см. Весной и летом голова темно-коричневая (издалека кажется черной), капюшон оканчивается на затылке, вокруг глаз узкие белые «очки»

Иркутский орнитолог Игорь Фефелов снял этих чаек возле мусорных контейнеров прямо из окна своей квартиры. При нынешней системе сбора отходов они выполняют полезную функцию мусорщиков. Кстати, иркутские чайки не гнездятся на крышах домов. А вот в Приморье и Прибалтике гнезда чаек на крышах — привычная картина

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg