
Не все бойцы, которые служат сейчас в зоне специальной военной операции, удостоятся золотых звезд. Но все они, вне всяких сомнений, самые настоящие герои, потому что с риском для жизни отстаивают мир и суверенитет нашей Родины. Сегодня мы расскажем о праправнуке знаменитого командира Нестора Каландаришвили — иркутянине Николае Черных, который в декабре прошлого года ушел добровольцем на фронт. Там он стал снайпером, получил ранение и сейчас восстанавливает здоровье в отпуске. Наша встреча состоялась в одном из центров по работе с населением МКУ «ГОРОД» на улице Пролетарской. Инициаторами ее стали представители различных общественных организаций.
— Знаю Николая с 1970-х годов, мы жили в одном доме, общались, он помогал мне освоить компьютер, когда они только появились в нашей стране, — рассказал «Иркутску» старший по дому № 2 на улице Нижняя Набережная Алексей Огородников. — Николай Александрович — очень интересный человек, наследник Нестора Каландаришвили по маме. Ирина Вацлавовна — правнучка известного революционера, чтобы сохранить память о нем, выйдя замуж, оставила девичью фамилию. Николай — старший из троих ее детей. Мы пригласили его, чтобы из первых уст узнать, что происходит на передовой.
Второй целью собравшихся было предложить помощь и через общественные организации собрать гуманитарный груз для однополчан Николая Александровича.
По медицинским показаниям Николай Черных был ограниченно годен к военной службе, поэтому не смог пойти на фронт ни в 2022, ни в 2023 годах. Но все же в итоге убедил комиссию взять его добровольцем. Контракт с Министерством обороны РФ он подписал в декабре 2024 года, самолетом его направили в Ростов-на-Дону, где распределили в полк, в котором оказалось много сибиряков, так как изначально он формировался в Новосибирске.
Практически сразу новобранцев отправили на передовую в Покровском направлении, они участвовали в закреплении позиций. Взятие Покровска являлось стратегической задачей для наших войск, потому что добытый здесь уголь ВСУ направляли в Европу, в том числе в обмен на оружие и боеприпасы. Соответственно, противник собрал там максимум сил, включая элитные воинские подразделения.
— Людям моего поколения гораздо легче, чем молодежи, вливаться в боевую действительность, потому что мы в советское время прошли срочную службу в армии и, как выяснилось, ничего не забыли, — поясняет Николай Черных. — Фактически против России на Украине воюет весь западный мир, в ВСУ почти не осталось так называемых идейных украинцев, очень много наемников. Но есть нюанс: наемники за деньги любят убивать, но не любят защищать интересы «своей» армии, тем более с риском для жизни. А с изменением позиции США для них вообще пропал смысл ведения боевых действий.
Николай Александрович считает, что ему повезло попасть в отдельную снайперскую роту, которую постепенно подводили к линии боевого соприкосновения. Их главной боевой задачей было уничтожение вражеских БПЛА, днем это были FPV‑дроны (беспилотные летательные аппараты, оснащенные камерой, которая передает видео с помощью беспроводной связи на очки виртуальной реальности или видеоочки пилота. — Прим. ред.), а ночью — «Баба Яга» (общее прозвище сельскохозяйственных мультикоптеров, переоборудованных в бомбардировщики, все они снабжены тепловизорами для работы по ночам. — Прим. ред.).
Снайперскому делу Николая Черных обучил гражданин Бразилии. И здесь очень пригодилось знание английского языка, полученное во время учебы на сибирско-американском факультете ИГУ. В подразделении служил полицейский из далекой южноамериканской страны, пришедший воевать за интересы России по идеологическим и семейным соображениям: его жена — русская. Перед отправкой на передовую Дэвид на протяжении полугода проходил серьезную военную подготовку: изучал снайперское дело и управление дронами, полевую медицину. Но командирам взаимодействовать с ним было сложно, пока не появился Николай, который фактически стал переводчиком и учил бразильца русскому языку. А Дэвид в свою очередь передавал ему навыки снайперского дела.
— Из мест, где мы закреплялись, выбить нас было уже невозможно. Пехоты у ВСУ немного, идет война дронов — их огромное количество. Если вначале они атаковали в основном танки и машины, то потом беспилотники стали использовать против пехоты и даже одиночных бойцов. А уж на российских офицеров и снайперов идет настоящая охота, поэтому знаки отличия во время боевых действий стараются не светить, — говорит Николай Александрович.
Наши военнослужащие для быстроты передвижения на передовой активно применяют багги. Их скорость и маневренность позволяют уходить из-под артобстрелов и уклоняться от FPV‑дронов. Легкие автомобили высокой проходимости также используются для высадки десанта и эвакуации раненых. Благодаря малым габаритам автомобиля у бойцов больше шансов пройти по маршруту незамеченными.
В зоне боевых действий в каждой лесополосе много брошенного обеими сторонами подбитого вооружения и техники — эвакуировать их, находясь под постоянным прицелом БПЛА, невозможно: любое скопление людей мгновенно обнаруживается и подвергается атаке дронов. Поэтому на передовой наши воины передвигаются только малыми группами по пять человек.
Последней боевой задачей Николая Черных было сохранить заклинивший в лесополосе российский танк — отстреливать врага, если он попытается забрать или уничтожить машину. Все шло по плану, пока Николай не получил серьезное ранение в плечо.
— Одно из сильнейших преимуществ нашей армии — это прекрасная военно-полевая медицина, «безжалостная», но эффективная. Если боец получил даже самое тяжелое ранение, но сумел добраться до медицинской помощи, он практически на сто процентов останется в живых, — уверен Николай Александрович. — Мне очень повезло, подъехали ребята из нашего полка и довезли меня до эвакуационного центра. Если бы они опоздали даже на полчаса, я мог умереть от потери крови.
Ольга Королева
Фото Валентина Карпова и из архива героя публикации

На фото — Николай Черных (справа) со своим сослуживцем Дэвидом. Полицейский из Бразилии прошел серьезную подготовку, прежде чем отправиться на фронт, и научил снайперскому делу Николая Александровича. А тот в свою очередь служит переводчиком для Дэвида и командиров, так как знает английский язык. Пригодились знания, полученные во время учебы на сибирско-американском факультете ИГУ

Общественники устроили Николаю Черных теплую встречу и с большим вниманием слушали истории о боевых буднях военнослужащих в зоне СВО. Николай Александрович рассказал, что российские разработчики создали дроны на оптоволокне, которые не могут обнаружить вражеские системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Как показывает практика, даже самые современные РЭБ, снятые с боевых машин «Брэдли», не действуют против наших оптоволоконных беспилотников

"Иркутск гордится каждым бойцом, который отстаивает интересы России, борется с фашизмом в зоне СВО! Иркутяне всегда были мужественными защитниками Отечества, во всех битвах и сражениях проявляли доблесть, смелость и героизм. И сейчас, во время проведения специальной военной операции, наши земляки с честью выполняют свой воинский и гражданский долг. Уважаем наших бойцов за стойкость, мужество, профессионализм!"
Мэр Иркутска Руслан Болотов