В прошлые выходные, 11 и 12 сентября, в городе в пятый раз прошел свой «Том Сойер Фест». Раз в году иркутяне — бизнесмены, домохозяйки, ученые, школьники и даже мэр — берутся за кисти и превращаются в маляров-реставраторов. На благотворительных началах они обновляют фасады старых «кружевных» домов. За время существования акции горожане вернули былой лоск 100 деревянным усадьбам. Журналист «Иркутска» наблюдал за масштабными покрасочными работами и восхищался настроением волонтеров, их трудоспособностью и желанием участвовать в переменах к лучшему.
В 2017 году некоммерческая организация «Иркутские кварталы» (та самая, что разработала проект регенерации исторического центра и добилась переноса «шанхайки») придумала акцию «Фасадник» и привлекла к ней первых волонтеров и спонсоров. За два месяца 42 дома изменились до неузнаваемости. С 2018 года «Фасадник» стал проводиться в формате городской двухдневной акции. 11 и 12 сентября волонтеры обновили 12 домов, из них 10 — это объекты культурного наследия.
Реставратор Александра Захарова пару лет назад участвовала в «Фасаднике» и красила усадьбу на улице Подгорной. А сегодня волонтеры красят ее собственный дом на Декабрьских Событий, 20 — памятник деревянного зодчества, в котором родился и вырос известный советский авиаконструктор Николай Камов.
— Мы купили здесь квартиру шесть лет назад. Специально искали в центре, и желательно в памятнике. Сейчас нам принадлежит весь второй этаж: в одной квартире живем сами, вторую приобрели для художественной мастерской, — рассказывает Александра. — Когда выбирали, смотрели, чтобы дом был не просевший и не перекошенный. Как сказал мой муж: «Сто лет простоял и еще сто лет простоит».
В этом особняке до сих пор нет централизованного отопления, зато сохранилась старинная печка, которую Захаровы превратили в камин. В усадьбе еще гуляет ветер и подтекает крыша, но зато царит дух купеческого города XIX века, есть собственная веранда и дворик в центре Иркутска. Статус памятника накладывает большую ответственность — собственники и гвоздя не могут забить без согласования со Службой по охране культурного наследия. По словам Александры, чтобы поменять окна в квартире, им пришлось заказывать деревянные стеклопакеты с рисунком, повторяющим исторический узор. А покрасить фасады и того сложнее, ведь цвет и материалы должны быть строго подобраны и согласованы. Поэтому участие в «Фасаднике» для жильцов — прекрасный выход и экономия средств. Захаровы вложили 15 тысяч рублей, остальные расходы на себя взяли спонсоры.
— Обязательное условие — собственники должны включаться в работу. Сделать это можно разными способами. Кто-то участвует финансово, кто-то выходит красить с волонтерами, кто-то готовит волонтерам обеды, угощает чаем, предоставляет комнату для переодевания и уборную. В данном случае жильцы вышли всей семьей на покраску плюс организовали питание, — комментирует Наталья Севостьянова, руководитель оргкомитета «Фасадник 2021». — Так как акция проводится на добровольных началах, то многое зависит от партнеров. Как они вложатся, так объект и будет покрашен. Этому дому повезло: спонсором выступила управляющая компания, усадьба будет покрашена с трех сторон. Одних только материалов здесь на 200 тысяч рублей. Это инструменты, краска, строительные леса. А сколько людей работают бесплатно — это вообще бесценно!
Среди волонтеров — команда школьников и учителей, бизнесмены, сотрудники информационно-туристской службы Иркутска, глава города Руслан Болотов, который пришел на «Фасадник» с сыном Николаем.
— Все участники этой акции — люди, неравнодушные к истории Иркутска. Меняются поколения, меняются люди, меняются руководители, а акция продолжается. Вопрос преемственности для Иркутска очень важен, особенно в таких вещах. «Фасадник» — это хорошая, правильная связь с историей нашего города и историей нашей страны, — отмечает Руслан Николаевич, орудуя кисточкой, и попутно обращается к куратору. — А эту часть каким цветом красить?
Для каждого фасада разработан свой колористический паспорт, согласованный со Службой по охране объектов культурного наследия. Чтобы подготовить цветовое решение, архитекторы проводили зондаж: снимали старые слои краски, смотрели, каким этот дом был раньше, собирали исторические справки и фотографии. На эту работу у оргкомитета ушло три месяца.
— В этом доме используются очень близкие оттенки желтого и горчичного. Если кто-то возьмет не тот оттенок — элемент придется перекрашивать. Поэтому мы школьников ставим на заборы, а взрослых волонтеров — на сам памятник, чтобы ничего не перепутать, — объясняет Татьяна Леонтьева, координатор на объекте Декабрьских Событий, 20. — За правильностью исполнения слежу я и закрепленный архитектор.
Весь фронт работ был разбит на два дня. Суббота ушла на то, чтобы снять старую краску — причем ручным способом, потому что памятники архитектуры механически чистить нельзя. Затем по деревянной поверхности прошлись влажными тряпочками, обеспылили, пропитали специальной грунтовкой. В воскресенье приступили к покраске.
— Вчера одиннадцатилетний сын помогал мне шкурить, а сегодня трехлетняя дочь помогает красить, — говорит руководитель информационно-туристской службы города Иркутска Ксения Пономарева, которая стояла у истоков «Фасадника». — Все началось двенадцать лет назад, когда я занималась реконструкцией заброшенного сквера на пересечении Сурикова и Гершевича. Потом мой старший ребенок по пути в школу всегда говорил: «Это мамин сквер». Когда я предложила ему пойти на «Фасадник», он сначала не понял, зачем ему это надо. А вчера пришел довольный: «Мама, я ошибался, это прикольно». Волонтерство — это такая история, когда все, что у нас внутри, в душе, в сердце есть в изобилии, мы отдаем безвозмездно, с удовольствием. Если пройтись сегодня по центру, чувствуется всеобщее настроение праздника. Мне кажется, любовь к городу начинается именно с таких вот дел.
Яна Шутова
Фото Дарьи Таракановой
ЧТО СДЕЛАНО?
За выходные волонтеры привели в порядок фасады и заборы усадьбы Мамонова (пер. Милицейский, 6), доходного дома Пуляевского (ул. Ударника, 3), усадьбы Орлова (ул. Некрасова, 9), жилого дома в усадьбе Леонтьевой (ул. Ударника, 1) и многих других.
«ФАСАДНИК» В ЦИФРАХ:
5 акций
1220 волонтеров
100 домов
7 тонн краски
Вот так, на взгляд прохожего, выглядит «Фасадник»: деревянный дом, строительные леса, ведра с краской, люди в рабочих комбинезонах, вооруженные кистями. Кстати, у акции «Фасадника» есть интересный аналог в России. Это фестиваль «Том Сойер Фест», который зародился в Самаре в 2015 году. Принцип похожий — волонтеры и спонсоры своими силами восстанавливают историческую среду, в первую очередь деревянные дома. Сегодня «Том Сойер Фест» охватывает более 40 городов России, а вот «Фасадник» — чисто иркутская история
В Иркутской области и в Иркутске в частности сконцентрировано 28 % всех памятников деревянного зодчества России. Каждый из них нуждается в нежном обращении и бережном обновлении. Чтобы вернуть «лицо» всем этим домам, государству понадобятся десятки лет, но волонтеры и спонсоры могут ускорить процесс. С этой мысли и начался «Фасадник» в 2017 году
Фасад — дело тонкое… Памятник архитектуры красится строго по колористическому паспорту, в котором прописан тон краски для каждого элемента, наличника, ставни. Поэтому покраску фасадов доверяют взрослым волонтерам, а обновление заборов — маленьким горожанам
Наравне с другими волонтерами на строительных лесах работал и мэр Иркутска Руслан Болотов: он красил дом на Декабрьских Событий, 20. «Здесь жил советский авиаконструктор, создатель вертолетов «Ка», доктор технических наук Николай Камов, — рассказывал мэр, орудуя кистью. — Уже не первый год принимаю участие в этой акции. Радует, что желающих сделать наш город красивее и лучше с каждым годом становится все больше. Да и сами работы выходят на новый уровень: если изначально занимались только покраской, то сейчас проводится еще и ремонт фасадов»