Три года у нас только и было разговоров, что о маловодье Байкала. С обоих его берегов доносились тревожные голоса, в которых тонули слова ученых о цикличности природного наполнения озера. И вот теперь — противоположная проблема. Обильные весенне-летние дожди и высокий снежный покров сделали свое дело: реки, ручьи и подземные воды, питающие Байкал, разлились, уровень озера поднялся, и прибрежные территории, в том числе по Ангаре, начало топить.
Этой зимой фотография острова Елизовский, что расположен прямо посреди Ангары — на него открывается чудный вид с Академического моста, — стала фаворитом конкурса журнала National Geographic «Россия, которую вы еще не видели». Ангара не замерзает даже зимой, но остров покрывается куржаком и выглядит так, будто здесь поселилась сказка. Красив он и в другие сезоны, а летом Елизовский, который многие и многие годы назад облюбовали дачники, и вовсе напоминал остров-сад. Люди здесь живут одной семьей, все друг друга знают не один десяток лет. И оттого, что в нынешнем году часть из них терпит настоящее бедствие, переживают все.
Валентина Петровна Стрекочинская едва сдерживает слезы, рассказывая журналисту «Иркутска» о том, как большая вода погубила ее собственный сад — плод многолетних трудов. Свои десять соток на Елизовском вместе с мужем они приобрели больше трех десятков лет назад, и постепенно дача на острове, оторванном от городской суеты, стала ежегодной летней резиденцией семьи.
— Мы все теплое время проводили там: с марта-с апреля и до конца ноября, пока есть навигация (до острова с «большой земли» можно добраться только на лодке. — Прим. ред.). Дети собирались, внуки, друзья-приятели приезжали, братья-сестры. Для нас это был остров-рай, — рассказывает иркутянка.
Тридцать лет назад Ангара впервые испытала семью Стрекочинских на прочность, затопив остров. Впрочем, это не было так критично: вода быстро ушла. Снова столкнуться со стихией пришлось в прошлом году, но тогда хотя бы успели убрать практически весь урожай. Этим летом участок Стрекочинских ушел под воду целиком, добралась река до дома и бани.
— Я за много лет добилась успеха на огороде, всегда был неплохой урожай: большая теплица с помидорами, чуть поменьше — с огурцами и перцами, баклажаны в парничке, морковку всегда три грядки садила, чеснок, лук, капуста всех сортов. Из плодово-ягодных у нас были и смородина, и крыжовник, три яблони, которые плодоносили очень богато. Сливы, вишни — с них урожай снимали, еще когда мои дети маленькие были. Самое больное — мои коллеги 10 лет назад мне на юбилей дарили голубую ель. Она выросла шикарной, но тоже однозначно пропадет. Сакуру мне дарили — тоже пропала. Еще мы для себя держали кур, и они погибли, остались три только, — тяжело вздыхает Валентина Петровна, перечисляя потери.
Всего на острове Елизовском к вечеру 26 июля были подтоплены 31 участок и 19 дачных домов. Это стало результатом наращивания расходов воды через Иркутскую ГЭС. В этом году их увеличивают постепенно по решению Енисейского бассейнового водного управления Росводресурсов. В минувший понедельник это сделали в шестой (!) раз за июль, доведя сбросы до 3,3 тысячи кубометров в секунду. По словам специалистов, иначе поступить нельзя. Но местные жители, конечно, находятся в шоковом состоянии.
— Когда нас так сильно затопило тридцать лет назад, это было не так больно. Не было еще таких масштабных посадок, и мы были моложе гораздо. А сейчас нам за шестьдесят. За это время много было сделано, столько трудов вложено. И все пропало. У нас сейчас и не те силы, чтобы все опять восстанавливать, — делится Валентина Стрекочинская.
И беспокоятся иркутяне не только за свои огороды и дома. Как говорит Валентина Петровна, с острова видно, что уровень воды в Ангаре уже превысил максимальную отметку, нанесенную на Академический мост.
ПОЧЕМУ ПОДНЯЛАСЬ АНГАРА?
Ситуация с подъемом уровня Байкала, а значит, и Ангары, была спрогнозирована еще в прошлом году, когда уровень воды в водоеме достиг максимальной отметки в 457,27 м над уровнем моря. К началу весеннего половодья его необходимо было понизить на 1,12 м. Но к маю 2021 года уровень все равно оказался на пять сантиметров выше нормы. Фактически, ту воду, которая накопилась в прошлом году, «сработать» не успели, потому весной попытались повышенными расходами «догнать» необходимые показатели. Еще в апреле сбросные расходы на Иркутской ГЭС начали повышать. Тогда надеялись, что до худшего варианта — до 3–3,2 тысячи кубометров в сутки, которые и приводят к подтоплениям в нижнем бьефе Ангары, — дело не дойдет. Но реальная ситуация превысила все возможные прогнозы.
— На сегодня уровень озера Байкал превышает отметку прошлого года на 30 см. В последние дни на территории Монголии шли осадки, как и сегодня по Селенге, а это основной приток озера Байкал, в итоге уровень воды повысился еще на 10 сантиметров. По прогнозу в июле ждем полезный приток в Байкал выше средних многолетних значений на 35–37%. До 10 августа мы уточним прогноз полезного притока на III квартал — скорее всего, еще в большую сторону, — рассказал на пресс-конференции начальник Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Азат Насыров. — Поэтому можно смело говорить, что повышение уровня воды в озере Байкал будет продолжаться примерно до середины сентября.
В администрации Иркутска с самого начала просили организации, принимающие соответствующие решения, до последнего не повышать объемы сбросов через ГЭС. Глава города Руслан Болотов прекрасно понимал, чем это обернется. Сегодня, говорит первый заместитель мэра Иркутска Андрей Южаков, администрация Иркутска серьезно обеспокоена ситуацией, коль скоро она — и это очевидно — сейчас непрогнозируемая.
— Увеличение уровня воды в Байкале и в Ангаре сказались и на притоках реки — Ушаковке и Иркуте, в связи с чем с начала нынешнего года наблюдается подъем уровня грунтовых вод. У нас действовали режимы ЧС в Пади Грязнуха и поселке Горького, где были подтоплены 400 участков. Сегодня мы фиксируем серьезную ситуацию по острову Елизовский. А на нем 120 участков, где проживают наши иркутяне, они там прописаны, — говорит Андрей Владимирович.
В таком положении остается одно: переводить экстренные службы в режим повышенной готовности. Что и было сделано в соответствии с поручением мэра Руслана Болотова. Специалисты МКУ «Безопасный город» раз в два часа проводят мониторинг всех островов, где возможны подтопления. Для возможной эвакуации жителей подготовлены пункты временного размещения, которые могут принять три тысячи шестьсот человек. На усиленный вариант несения службы переведены и структуры МЧС. В резерве спасательных служб — более трехсот единиц техники и девятьсот сотрудников.
— Подтверждаю, что остановка в нижнем бьефе Ангары очень сложная. Она намного сложнее, чем в прошлом году, хотя он тоже был многоводный. Мы работаем в тесном взаимодействии с администрацией города Иркутска, Иркутского района. Ежедневно проводим мониторинг с применением современным бесплатных электронных систем, которые стоят на вооружении, всю информацию предоставляем во все органы, — прокомментировал заместитель начальника главного управления МЧС России по Иркутской области Евгений Гоголев.
Алена Кашпарова
Фото из архива героев публикации
Так выглядит сейчас дачный участок иркутянки Валентины Стрекочинской на острове Елизовский на Ангаре. Все огородные насаждения, кустарники и деревья стоят в воде. Последний раз остров топило 30 лет назад, но тогда вода быстро ушла
Вода стоит не только в огороде, но и в доме. Все, что можно было поднять из домашнего скарба, подняли; теперь жители Елизовского ждут ухода воды. А впереди — осень, зима и сырой дом
Действительно, райское место — дача на острове Елизовский. Чужие здесь не ходят, все свои, — добраться можно только на лодке. Беда пришла с водой: вынужденное понижение уровня Байкала и сброс «лишней» воды в Ангару уничтожили многолетний дачно-островной комфорт
«Мы каждые четыре часа объезжаем территории нижнего бьефа Ангары, постоянно на связи с председателями садоводств на Елизовском острове. Если иркутянам понадобится помощь, звоните: 520-112, 56-34-20, 56-34-30», — сообщил мэр Руслан Болотов.