Чтобы минимизировать распространение коронавируса, в Иркутске регулярно обрабатывают остановки общественного транспорта. Только за минувшую неделю на центральных улицах продезинфицировано больше 150 павильонов. И все эти дни в редакцию «Иркутска» звонили читатели с вопросами: каким образом и как часто проходит такая обработка? Не вреден ли состав дезинфицирующего средства людям и животным? Насколько это эффективно? За ответами журналист «Иркутска» отправилась на остановку.
— Раствор абсолютно безопасен для людей и животных! — сразу же ответил на главный вопрос Евгений Панов, начальник службы радиационно-химической защиты специализированной пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по Иркутской области. — «ДезХлор», который мы используем, — просто хлорированный раствор. Конечно, нюхать и лизать его не надо, но в целом это намного безопаснее тех же реагентов, которым посыпают дороги. При этом он уничтожает не только коронавирус, но и все условно-патогенные инфекции, возбудителей опасных болезней (таких, как туберкулез), плесень, паразитические грибки. Проще говоря, после обработки таким раствором территория становится не просто безопасной, а почти стерильной.
Мы беседуем с Евгением на остановке «Улица Советская». Место встречи выбирали специально: здесь широкая дорога, а значит, огромная машина (для дезинфекции привлечена спецтехника Главного управления МЧС по Иркутской области) не создает помех движению.
— Это главная и единственная трудность в обработке остановок, — поясняет Евгений Панов. — Особенно в центре города. Порой сложно подъехать и встать так, чтобы никому не мешать. Впрочем, в основном люди относятся к нашей работе с пониманием и уступают дорогу.
Команда дезинфекторов состоит из четырех человек: два бойца МЧС, водитель и руководитель. Экипаж, кроме Евгения Панова, находится на суточном дежурстве.
— Обработка выполняется по установленному плану, — продолжает Евгений. — За первый день мы продезинфицировали 16 остановок на Байкальской и Советской. На второй день обошли часть центральных улиц — Чкалова, Сухэ-Батора, Карла Либкнехта, Ленина, Софьи Перовской. Уже сегодня захватим часть Рабочего Штаба. Далее — Свердловский и Ленинский округа. В целом планируем обрабатывать до 25 остановок в день.
На каждом объекте на всю процедуру уходит примерно по полчаса. 15 минут на то, чтобы припарковаться, протянуть и подключить шланги (или рукава, как их называют сотрудники МЧС) и еще столько же — на саму обработку. При этом у каждого бойца — свои обязанности. Пока один занимается оборудованием, второй экипируется в защитный костюм и приступает к дезинфекции.
— А зачем костюм химзащиты, если раствор безвреден? — задаю я вопрос, который наверняка возникнет и у читателей.
— Потому что жидкость может и в глаза попасть, и на кожу, — объясняет мой собеседник. — Не смертельно, но если это будет происходить в течение дня, то может появиться слезоточивость и раздражение на коже. Меры предосторожности никому не помешают.
"
Первым делом на всех остановках обрабатывают места, к которым часто прикасаются: лавочки и поручни. Также дезинфицируются урны и близстоящие здания — в основном торговые павильоны. На них тоже необходимо обрабатывать все, к чему прикасаются люди — ручки, двери, стекла.
Во время работы место, кстати, не оцепляют. Лишь стараются объяснить горожанам, чтобы не подходили близко. Насос автомобиля МЧС может выдавать давление до восьми атмосфер (этого достаточно даже для тушения пожаров), но при дезинфекции, разумеется, раствор подается тонкой струйкой. В процессе в воздухе появляется запах дезинфицирующего средства — нерезкий, даже немного приятный. Я бы назвала его «запахом чистоты».
— А вот сейчас ветер поднялся — он вам не мешает? — задаю возникший вопрос.
— Нисколько, — отвечает Семен Фадюшин, один из бойцов экипажа. — При усилении ветра мы всегда можем увеличить напор. Хотя от погоды мы все же зависим. В дождь, например, эффективность обработок снижается. При низких температурах на остановках будет образовываться ледяная корка — это травмоопасно. А вот солнышко и теплая погода очень нам помогают.
Отдельного упоминания заслуживает специальный автомобиль МЧС, с помощью которого идет весь процесс. Это первая в области машина, чей функционал направлен специально на обеззараживание поверхностей, в основном на обработку объектов после радиационных и химических аварий.
— В нашу часть автомобиль поступил только в декабре прошлого года, — поясняет Евгений Панов. — В автоцистерне две емкости — на две и четыре тонны. В меньшую мы заливаем чистую воду, а в большой разводим химические растворы. В более суровых условиях (при химическом или радиационном загрязнении) этим оборудованием можно проводить обработку одежды и помывку личного состава. А еще у автомобиля есть насадка, с помощью которой можно дезинфицировать дороги.
Становится понятно, что для бойцов специализированной пожарной части ГУ МЧС по Иркутской области, чей основной профиль — тушение особо крупных пожаров, обработка остановок от коронавирусной инфекции — задача на самом деле простая. И справляются они с ней играючи. Мне пообещали, что за две недели продезинфицируют все остановки общественного транспорта в Иркутске. А их у нас больше 600.
— В Иркутске более 150 остановок, через которые проходит наиболее интенсивный пассажиропоток, — комментирует Екатерина Зарубина, исполняющая обязанности начальника отдела организации пассажирских перевозок комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города. — Их обработали в первую очередь. До понижения среднесуточных температур будут дезинфицированы все остальные остановки.
По словам Екатерины Зарубиной, с начала пандемии подобные мероприятия в нашем городе проходят регулярно, в зависимости от ухудшения эпидемиологической ситуации. В последний раз, например, они проводились весной. Кроме того, в ежедневном режиме обрабатывается общественный транспорт. Салоны автобусов, троллейбусов и трамваев дезинфицируют перед выходом на линии и после возвращения в гараж. После каждого рейса водители или технический персонал обрабатывают поручни и сиденья.
Марина Александрова
Фото автора
На каждой остановке в Иркутске прежде всего дезинфицируют поверхности, к которым могут прикасаться прохожие: лавочки, поручни, стены и даже доски с объявлениями. В результате уничтожаются не только вирусы, но и многие другие патогенные организмы. На фото — химик-дегазатор специализированной пожарно-спасательной части ГУ МЧС России по Иркутской области Семен Фадюшин обрабатывает остановку «Улица Советская»
Каждая из команд МЧС, которая принимает участие в обработке остановок общественного транспорта, прекрасно знает свое дело. Ежедневно после работы в городе они вновь заступают на боевое дежурство и в случае необходимости едут тушить пожары. На фото — один из таких экипажей. Слева направо: химик-дегазатор Семен Фадюшин, старший инструктор радиационно-химической разведки Денис Нербушев и начальник службы радиационно-химической защиты Евгений Панов