Берег с историей: на Цесовскую набережную иркутяне ездили торговать пушниной, мыться и кататься на теплоходах
Общество
Газета «Иркутск» #46 (1033) от 3 декабря 2021
image
None

Скоро иркутяне смогут гулять вдоль Ангары с размахом. Цесовскую набережную, которая больше ста лет была скрыта за высоким забором, приведут в порядок, и она наконец станет доступной для всех. Идея столь масштабных преобразований принадлежит компании En+ Group, которая сейчас активно воплощает эти планы в жизнь. Для горожан сделают прогулочные зоны, обустроенные дорожки для велосипедистов, магазины и кафе, удобный спуск к воде, арт-пространства. Восстановят и знаменитые Курбатовские бани, а еще построят современный жилой квартал, который спроектировал известный во всем мире архитектор Кенго Кума. Так что уровень проекта можно смело назвать международным. Участие в нем одного из самых почитаемых зодчих тоже инициатива En+ Group.

Но изначально эта береговая зона служила вовсе не местом отдыха. Наши предки-земляки приходили сюда по делам. О том, как вместе с городом менялась набережная, рассказал доктор исторических наук, профессор кафедры истории России ИГУ Вадим Шахеров.

– Вадим Петрович, когда вы впервые побывали на Цесовской набережной?

– Мои родители приехали в Иркутск из Хабаровска, когда мне было несколько месяцев. Мое детство прошло в предместье Рабочем, но на Цесовской набережной мы бывали часто – ездили всей семьей в Курбатовские бани, где была еще и прачечная. Еще из детских воспоминаний – на набережной всегда был специфический запах от дрожжевого завода, и это было одно из самых оживленных мест в городе. Сюда приходили отдохнуть на берегу с кружкой вкусного кваса или пива – все это продавалось в местных кафе, которые в те годы называли стекляшками, потому что стены у них были сделаны из стекла. И кроме того, на набережной было несколько пристаней, которые обеспечивали транспортное сообщение с населенными пунктами Иркутской области. Можно сказать, что с Цесовской набережной для многих начиналось знакомство с городом. Моя тетя работала на одном из теплоходов и однажды взяла меня в путешествие до Братска – для меня это было очень интересное приключение.

– Какую ценность набережная представляет для историков?

– Большая часть городов России, в том числе и в Сибири, строились и развивались по берегам рек. Вдоль рек строили ясачные зимовья, остроги, даже свои названия города получали от рек, и Иркутск не исключение. Наличие рек было очень важно, потому что это транспортные артерии, источник воды и переправа зимой. Был и ряд дополнительных функций. Например, в XVIII веке на лед Ангары вывозили весь мусор. Весной, после вскрытия льда, он либо уходил на дно, либо его уносило течением, то есть происходила естественная утилизация отходов. Набережным старались придать достойный вид еще и потому, что это первое место в городе, которое видели путешественники. Когда я был директором Музея истории Иркутска, мы создали диорамы, которые отражали взгляд на город примерно с одной точки, но с разницей по времени: от XVII до XIX века. По ним можно было проследить эволюцию Иркутска через набережную Ангары: сначала небольшой острожек, потом он расширяется, потом над городом начинают возвышаться храмы. Кстати, когда при гражданском губернаторе Николае Ивановиче Трескине происходила знаменитая «архитектурная революция» застройки города, она затронула и береговую часть. Все началось с того, что императрица Екатерина II потребовала строить города по планам, в которых должны быть четко обозначены площади, кварталы, улицы. Иркутским властям не оставалось ничего другого, кроме как заняться выправлением города. Так как жители протестовали против приведения своих построек в соответствие с генпланом, по распоряжению губернатора Трескина ночью наемные рабочие с пилами и топорами просто начали отрубать дома, которые выступали за линии, отмеченные в плане. Всего пострадало три домохозяйства, но новость облетела весь город, а жители после этого стали выполнять распоряжения власти.

– Вы, наверное, уже видели масштабный проект благоустройства Цесовской набережной. А в прошлые века иркутяне пытались как-то облагородить эту территорию?

– Специфика рельефа и характер Ангары постоянно требовали внедрения различных инженерных решений, но главной задачей всегда было берегоукрепление. Для этого делали обрубы из лиственных бревен, а промежутки между ними и берегом засыпали битым камнем. Такая конструкция служила около пятидесяти-шестидесяти лет, поэтому периодически их приходилось обновлять, так как набережная попадала в зону подтопления, особенно во время весеннего вскрытия льда. По этой причине несколько зданий, которые стояли близко к воде, пришлось убрать. К примеру, под снос из-за угрозы обрушения попало и первое каменное здание воеводской канцелярии. Работы по укреплению берега шли больше ста лет, и за счет этого берег постепенно расширялся в сторону Ангары. Первоначально берег был там, где сейчас расположен мост над дорогой, ведущий от Вечного огня на набережную. Тем не менее центральная территория активно развивалась. Основная часть купцов проживали в первой и второй частях города – на современных улицах Халтурина, Сурикова, Чкалова.

– Что было здесь во времена становления и развития города?

– Уже с конца XVIII века на Цесовской набережной сформировался деловой квартал. За счет того, что здесь находилась иркутская таможня, все товары доставлялись туда. Самый значительный товарооборот происходил между Россией и Китаем. В Иркутске формировались торговые караваны с пушниной и кожей в Пекин. А из Китая приходили шелковые и хлопчатобумажные ткани, пряности, чай. Кроме того, на набережной работала контора Российско-Американской компании, которая занималась развитием предпринимательства в Русской Америке. Помимо этого, в шаговой доступности от набережной находилась административная часть Иркутска – здание казначейства, дома губернаторов, городская дума. Квартал за собором Богоявления облюбовало духовенство – там находились духовная семинария и консистория, дома священников и монахов. Там, где сейчас находится гостиница «Ангара», в 1783 году было построено первое здание публичной библиотеки.

– Вадим Петрович, а что скажете о продукции чаеразвесочной фабрики, которая тоже была на Цесовской набережной?

– Там делали чай на любой вкус и кошелек. Элита предпочитала более дорогие сорта чая – байховый, цветочный. Самым доступным по цене был прессованный плиточный чай. Наверное, старшее поколение иркутян помнит чай в упаковке с изображением слонов. В Музее города Иркутска есть экспонаты, которые были переданы из музея чаеразвесочной фабрики.

– Какой, по вашему мнению, должна быть обновленная Цесовская набережная?

– Удобной и комфортной и для тех, кто там живет, и для тех, кто приходит отдохнуть. Для этого должна быть создана инфраструктура, соответствующая различным интересам горожан. Если набережную еще и озеленят, создадут ландшафт, это не только сделает образ города интересным и красивым, но, думаю, и жителям расположенных рядом домов очень улучшит настроение. И конечно же, мне, как историку, важно, чтобы восстанавливались достопримечательности города. Очень хорошо, что первоначальный внешний облик Курбатовских бань и их предназначение останутся прежними. Благодаря этому люди увидят их такими, какими они были больше ста лет назад. Ведь все это – летопись Иркутска, которая создается на наших глазах.

Елена Машкова

Фото из архива Ефима Россихина  и Вадима Шахерова

Узнаете Цесовскую набережную? Именно так она выглядела в XIX веке. На берегу Ангары сформировался торгово-деловой квартал. К пристаням причаливали корабли, которые везли в Иркутск товары. Обратите внимание, каким невысоким был наш город — только одно- и двухэтажные здания, над которыми величественно возвышались храмы. Чудотворская церковь стояла почти на самом берегу Ангары. В 1930 году храм закрыли, снесли и построили на том месте жилой дом. Именно в честь этой церкви несколько лет назад улице Бограда вернули ее первоначальное название — Чудотворская

С развитием Иркутска Цесовская набережная превратилась в промышленную зону. Интересно, что за время своего существования она сменила несколько названий — Береговая, Набережная, Николаевская набережная. В итоге ее назвали в честь центральной электрической станции (ЦЭС), огромная дымящая труба которой хоть и выбивалась из общего образа Иркутска, но долгое время была визитной карточкой нашего города

СРЕДОТОЧИЕ ЗНАТИ

Основная часть иркутских купцов жила на современных улицах Халтурина, Сурикова, Чкалова. Здесь, в частности, жили купец 1-й гильдии, благотворитель Иван Логгинович Медведников, один из основателей пушного промысла на Дальнем Востоке Николай Прокофьевич Мыльников, семья предпринимателей и меценатов Сибиряковых. Иногда расширять свои владения в центре города у них получалось после крупных пожаров. Если у погорельца не было денег восстановить дом, купцы выкупали землю, а бывший хозяин строил себе жилье на окраине Иркутска, которая по современным меркам тоже находится в центре — не дальше 130-го квартала.

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg