Пилотный проект по автоматическому информированию запущен в июле в Правобережном и Свердловском округах, в дальнейшем полученный опыт планируется распространить на весь город. О том, как именно работает автодозвон и насколько он эффективен борьбе с визуальным мусором, мы поговорили с Натальей Шевченко, начальником отдела коммунального хозяйства управления ЖКХ комитета по управлению Правобережным округом администрации города Иркутска.
— Наталья, давайте сразу объясним нашим читателям, как именно действует автодозвон.
— Все просто. Если кто-то разместит в неположенном месте объявление, указанный в нем телефон занесут в базу для автодозвона. Далее через специальную программу на этот номер будут поступать звонки со следующим текстом: «Вами нарушено правило благоустройства территории города Иркутска, вы разместили информационные рекламные материалы вне отведенных для этого мест. Чтобы снять автоматический дозвон, вам необходимо обратиться в комитет по управлению Правобережным округом». Звонить владельцу телефона будут до тех пор, пока он не уберет рекламу.
— И сразу же возникает вопрос: подобные навязчивые звонки законны?
— В нашем случае — да. Мы действуем в рамках положения «Порядок и организация осуществления автоматического информирования на территории города Иркутска», утвержденного постановлением администрации областного центра. В соответствии с этим положением мы как раз и наделены такими полномочиями, как автоматическое информирование населения.
— Почему возникла необходимость в запуске такой системы?
— В Иркутске сейчас активно создают комфортную городскую среду для горожан, однако сложно говорить о каком-либо комфорте, когда весь город облеплен какими-то бумажками. Ведь для рекламных листовок и объявлений есть разрешенные места. Это городские афиши, информационные доски возле подъездов многоквартирных домов, тумбы на остановочных пунктах. Но люди клеят свои объявления везде, где есть такая возможность — на столбах, фасадах зданий, заборах…
Разумеется, мы давно уже ведем борьбу с визуальным мусором. В частности, в рамках выполнения работ по муниципальному контракту ежедневно очищаем опоры, заборы, подпорные стены, а также удаляем граффити. Только с начала этого года удалено более 6900 объявлений, закрашено более 70 квадратных метров граффити. Между прочим, недешевое удовольствие! В текущем году, например, в городской бюджет на это заложено около 800 тысяч рублей.
Раньше мы привлекали к административной ответственности собственников зданий и сооружений, где размещались эти листовки. Это было не совсем честно по отношению к собственникам (в конце концов, не они ведь портили внешний облик города), да и особой пользы не приносило. Наши подрядчики рассказывают: стоит им очистить какую-либо улицу от листовок, как буквально на следующий день там появляются новые.
Как раз чтобы сократить бюджетные траты (три месяца автодозвона обойдутся городскому бюджету в 150 тысяч рублей) и возложить ответственность на собственников объявлений, мы и решили попробовать такой способ борьбы, как автодозвон.
— Уже есть эффект?
— Когда телефон звонит не переставая, это очень подстегивает нарушителей! Дозвон осуществляется ежедневно с 8 утра до 22 ночи, в выходные — с 9 до 22 часов. Сначала мы звоним раз в час, потом — раз в полчаса. Когда звонки повторяются каждую минуту и у человека блокируется возможность пользоваться телефоном, все начинают быстро реагировать. Только за один вчерашний день к нам обратились 40 граждан и попросили снять их с автодозвона. И это из семидесяти поставленных на автодозвон телефонов! Снимаем с автодозвона, кстати, только по факту: предоставлению фотоматериалов и личному заявлению. То есть нужно лично прийти и показать, что объявление снято.
Пилотный проект мы запустили в конце июля. Пока на три месяца и только в двух округах (в том числе и в центре города, который просто обязан быть эстетически привлекательным). Если все пойдет удачно, запустим автодозвон по всему Иркутску.
— Но что помешает гражданину внести номер, с которого будет осуществляться автодозвон, в свой черный список?
— Как обойти блокировку — знает подрядчик. Есть, правда, проблема с многоканальными телефонами. Например, в случае массовой расклейки, где говорится о помощи наркоманам и алкоголикам. До них сложно дозвониться и блокировать их работу, поэтому в этом случае будем действовать по старинке. А вот агентства недвижимости, к примеру, реагируют сразу, потому что указывают рабочие телефоны.
— Наталья, как вы сами думаете — поможет ли автодозвон избавиться от визуального мусора?
— Уверена, что поможет! Граждане, конечно, реагируют по-разному. Одни приходят обиженные. Но есть и те, кто задает вопросы: «А почему? А разве нельзя? А где можно? А как правильно сделать?» То есть люди начинают задумываться, и в этом есть хороший воспитательный момент.
А еще мне вчера одна женщина сказала: «Я, оказывается, счастливый человек! Поняла это сегодня утром, когда начался ваш автодозвон. И я сразу пришла к вам — чтобы вернуть свое счастье».
Беседовала Наталья Федотова
Фото из архива героини публикации
«ТО, ЧТО НАПИСАНО НА ЗАБОРЕ, МЕНЯ НЕ ИНТЕРЕСУЕТ»
На этой неделе мы спросили прохожих: «А вы читаете объявления на улицах? Обращаете на них внимание?»
Людмила, пенсионерка
Нет, мне хватает и той рекламы, что приходит на телефон, а смотреть по сторонам мне неинтересно. У меня такой возраст, в котором можно сказать: «Все, чего хотела, уже исполнилось». Поэтому никакие объявления на заборах меня не интересуют. Я их даже не замечаю.
Виктор, бизнес-тренер
Нет, такие объявления не привлекают внимания. Я знаю, как работает реклама, и точно могу сказать: этот вид не работает. В век информационных технологий подобные методики просто устарели. А вот вид города они портят, с этим не поспоришь.
Юлия, студентка
Мне кажется, мало кто читает такие объявления — их слишком много. Я живу в спальном районе и постоянно вижу листовки на домах, на столбах освещения и даже в подъездах. Считаю, есть смысл запустить систему автодозвона по всему городу, чтобы это прекратить.
Саян, менеджер
Нет. Да и не вешают уже таких объявлений, как мне кажется. Даже не могу вспомнить, где я видел подобные в последний раз. Вот если оглядеться — ничего же не видно! Наверное, все-таки хорошо работают соответствующие службы.
Матвей, студент
Нет, не читаю. И мне не нравится, когда город ими оклеен. Это некрасиво и портит внешний вид любых сооружений. Поэтому главное — предложить альтернативу. Площадок, где можно легально разместить такие объявления, должно быть больше.
Над «Темой недели» работала Наталья Федотова