За СИМ* наказывают. Иркутяне начали получать первые штрафы за нарушения правил использования электросамокатов

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #22 (1158) от 21 июня 2024

До 18 лет — нельзя, вдвоем — нельзя, проезжать по пешеходному переходу — нельзя! Штрафы от 500 до 150 000 (!) рублей ждут пользователей арендованных самокатов: фирмы кикшеринга (система краткосрочной аренды электросамокатов. — Прим. авт.) в начале сезона установили единую штрафную сетку по России и уже начали взыскивать платежи с нарушителей. Досталось и иркутянам — ежедневно сотрудники компаний выявляют от 20 (!) клиентов, которым грозят штрафы и/или блокировка. Какие правила не соблюдаются чаще всего, куда можно сообщить о нарушителе и сколько штрафов уже выписано — об этом и многом другом говорили в прошлую пятницу, 14 июня, на пресс-конференции по безопасности движения на электросамокатах в Иркутске.

В последние три года с приходом тепла город наполняется стройными рядами электросамокатов. Для удобства пользователей они расставлены в разных точках Иркутска и призваны сокращать время в пути или просто скрашивать досуг. Горожане относятся к самокатам по-разному: кто-то сам с удовольствием пользуется кикшерингом, а кто-то из-за опасений попасть под колеса мечтает, чтобы эти устройства навсегда исчезли из парков и с тротуаров. Впрочем, электросамокаты и прочие средства индивидуальной мобильности (СИМ) прочно входят в нашу жизнь, и, похоже, пришла пора учиться добрососедствовать.

Напомнить правила дорожного движения (ПДД), обсудить внутренние порядки компаний-прокатчиков, а также поговорить о несовершеннолетних пользователях СИМ собрались начальник управления Госавтоинспекции Главного управления МВД России по Иркутской области Вадим Кригер, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области Светлана Тимофеева, главный советник аппарата уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области Ксения Мальцева, операционный управляющий локацией «Иркутск» кикшеринговой компании «Вуш» (желтые самокаты) Кирилл Назаров и начальник службы безопасности ООО «Кикшеринг» («Юрент», сиреневые самокаты) Дмитрий Селяндин.

— Сегодня средства индивидуальной мобильности — электросамокаты, моноколеса, гироскутеры, сибвеи — вызывают у сотрудников Госавтоинспекции большую озабоченность, — со вступительным словом выступил Вадим Федорович Кригер, глава региональной ГАИ. — Их становится все больше, но не всегда граждане знают и соблюдают правила дорожного движения, относящиеся к этой категории участников. По официальной статистике, за 2023 год зафиксировано 16 ДТП с участием СИМ, 15 человек были травмированы, один погиб. В этом году мы уже имеем 10 аварий, в том числе с одним летальным исходом. Среди пострадавших девять детей — это вызывает наибольшую тревогу: у подростков сейчас каникулы, зачастую они предоставлены сами себе и, как мы видим на улицах Иркутска, являются едва ли не самыми активными пользователями электросамокатов.

Собственно, как уточняют представители кикшеринга, во многом как раз из-за подростков, а также недобросовестных взрослых и введены такие серьезные штрафы.

— С начала этого сезона мы выявили 961 нарушение правил. Три основные проблемы — неспешивание, езда вдвоем и несовершеннолетние за рулем самокатов, — перечисляет Кирилл Назаров, представитель компании-кикшеринга «Вуш». — Сотни аккаунтов, оформленных на несовершеннолетних, мы уже заблокировали. Раньше у нас не было возможности определять это, теперь благодаря сотрудничеству с банками мы знаем возраст владельца карты, которую добавляют при регистрации в нашем приложении. Таким образом мы хотим сократить количество несовершеннолетних пользователей сервиса — оградить их самих от возможных проблем, а также защитить пешеходов от беспечного стиля вождения подростков.

Голосуют за дисциплину вождения и в фирме «Юрент».

— Сотрудники наших компаний активно работают «в полях» — мы называем их скаутами. Они смотрят за порядком на парковках, меняют аккумуляторы, но в то же время активно следят за поведением пользователей, фиксируют нарушения и передают данные в компанию, — рассказывает Дмитрий Селяндин, представитель компании «Юрент». — Мы очень рассчитываем на поддержку неравнодушных иркутян. Если вы столкнулись с некорректным поведением самокатчика, сообщите нам! Для этого в мессенджере Телеграм создан чат-бот, куда любой горожанин может отправить информацию о нарушении. Лучше всего, если это будет зафиксировано на фото или видео. Все обращения направляются в службу поддержки, обрабатываются, а дальше выносится решение: если правила пользования действительно нарушены, то владельца аккаунта, через который самокат был взят в аренду, ждет штраф или блокировка, а в отдельных случаях и то, и другое.

Размеры штрафов, по словам сотрудников компаний кикшеринга, должны принудительно повысить культуру вождения и ответственность пользователей.

— Мы стремимся к тому, чтобы электросамокаты стали безопаснее для всех участников дорожного движения, и надеемся, что неотвратимость финансового наказания воздействует на нарушителей, — говорят в компаниях «Вуш» и «Юрент». — Кроме того, важно помнить о собственной безопасности, безопасности окружающих и штрафах за некорректное использование и порчу электросамокатов.

Нужно отметить, что размеры штрафов впечатляют: пересечение пешеходного перехода без спешивания — тысяча рублей, поездка вдвоем — пять тысяч, передача электросамоката несовершеннолетнему — десять тысяч. Сегодня такие штрафы действуют по всей России, однако компании делают оговорку насчет несовершеннолетних пользователей.

— Если ребенок катается в безлюдном месте под присмотром родителей, то нарушением это считаться не будет. Только родители должны быть готовы доказать совместный досуг — фотографиями, например, — уточняет Кирилл Назаров. — Кроме того, в будущем, когда культура вождения повысится, мы готовы рассмотреть возможность снижения допустимого возраста до 16 лет, а пока наша оферта позволяет пользоваться электросамокатами только совершеннолетним.

Всем, кто использует СИМ, участники пресс-конференции рекомендовали вспомнить (или изучить) правила дорожного движения для этого вида транспорта.

— Электросамокаты, как и другие СИМ, схожи с велосипедами, а значит, для них действуют те же правила дорожного движения, — напомнила Светлана Тимофеева, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области. — Если едешь по пешеходной дорожке — пешеход в приоритете. Движешься по велодорожке — будь внимателен, подавай знаки поворота и остановки. Если нет ни тротуара, ни велодорожки — можно ехать по обочине проезжей части, но тогда нужно строго соблюдать те же правила, что и автомобилисты! Всем участникам движения нужно перечитать, запомнить ПДД и строго их соблюдать!

Упомянули спикеры и профилактическое мероприятие «Безопасное лето», в котором задействовано множество служб и ведомств, направленное в том числе на соблюдение школьниками правил дорожного движения.

— В последние дни этого учебного года ученикам и их родителям были прочитаны лекции о правилах использования СИМ, а также обыкновенных самокатов, роликов, скейтов, велосипедов, — добавила Ксения Мальцева, главный советник аппарата уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области. — Есть надежда, что и дети, и их родители освежили в памяти элементарные правила и будут их придерживаться.

К слову, чтобы электросамокаты стали еще более безопасными, владельцы по согласованию с администрацией Иркутска снизили их скоростной режим. Теперь максимально допустимая скорость передвижения на электросамокатах в городе — 25 км/ч. Более того, в общественных местах их скорость не поднимется выше 15–17 км/ч — эти настройки действуют автоматически в зависимости от локации. Также в Иркутске есть запрещенные для катания территории: например, самокаты не должны заезжать на кладбища и скейт-площадки.

Кроме того что нарушителей могут отфиксировать скауты, сотрудники службы безопасности и обычные горожане, нужно помнить и о сотрудниках Госавтоинспекции, которые тоже следят за порядком на дорогах, — штрафы от инспекторов варьируются от 800 до 1500 рублей.

— Правила пользования электросамокатами и размеры штрафов, которые были введены и вступили в силу этой весной, указаны в договоре использования. Когда человек подтверждает, что он согласен с условиями оферты, он автоматически берет на себя обязательства оплачивать штрафы за перечисленные нарушения. Здесь всем взрослым нужно быть очень внимательными — прежде чем передать свой аккаунт несовершеннолетнему, подумайте, готовы ли вы оплатить нарушения, — подчеркивают представители кикшеринга.

— Сейчас ситуация с электросамокатами находится на контроле, ей уделяется много внимания, а правила использования и повышение административного наказания за их нарушение рассматриваются в Госдуме. Думаю, если законопроект вступит в силу, граждане станут более сознательно относиться к покупке СИМ для себя и своих детей, а также будут более ответственно вести себя на дорогах за рулем самокатов из кикшеринга, — подытожил Вадим Кригер. — Мы все помним два печальных случая этого лета, когда в ДТП погибли мужчина на самокате и 12-летний мальчик, управлявший личным квадроциклом. Наша задача — не допустить беды для самих пользователей современными средствами передвижения и от них. Будьте бережнее к себе, своим детям и окружающим.

Ирина Покоева, Ирина Белец

Фото Ирины Белец

* Средства индивидуальной мобильности (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие).

На фотографии корреспондента «Иркутска» зафиксированы сразу два нарушения: электросамокатами компании «Юрент» управляют несовершеннолетние, что запрещено правилами — штраф 10 тысяч рублей; кроме того, подростки пересекают пешеходный переход, не сходя с транспортного средства, — штраф тысяча рублей. Если отправить этот кадр в чат-бот Телеграма «Самокаты: общественный контроль» с указанием города, места, даты и времени, то служба безопасности отследит пользователей и спишет с прикрепленной банковской карты сразу два штрафа. Скидок за своевременную оплату, как у Госавтоинспекции, здесь не существует

Куда пожаловаться?

Чат-бот Телеграма для жалоб можно найти по названию «Самокаты: общественный контроль» или по ссылке https://t.me/Samokat_ru_bot . Оказавшись в чате, нужно последовательно ответить на вопросы — и ваша жалоба будет принята.

Парковки электросамокатов можно встретить в самых неожиданных местах города — от центра до самых дальних окраин спальных районов. Все они нанесены на карту, которую можно найти в приложении компании-прокатчика. Оставлять транспортное средство можно только на специальных площадках, а за парковку в неустановленных местах пользователь получит штраф в размере 500 рублей. По статистике, это самое популярное нарушение правил оферты

Как видно из нашей таблицы, в 2024 году штрафы от компаний кикшеринга для нарушителей правил дорожного движения выросли в разы. Надо сказать, что размер их впечатляет! В частности, выросли наказания за неспешивание на переходе, передачу управления транспортом ребенку, поездки в состоянии опьянения, а также за действия, которые привели к аварии. Дополнительно к штрафу может быть применена блокировка аккаунта на некоторый срок или навсегда

Как правильно?

Ежедневно на дорогах, тротуарах и в парках Иркутска в доступе около 3500 электросамокатов. Ознакомиться с правилами их использования можно, например, здесь: Кроме того, этим летом будут проходить школы вождения электросамокатов на бульваре Гагарина — запланировано более десятка бесплатных встреч.

«Все нужно делать с умом!»

На этой неделе мы спросили у прохожих на улицах Иркутска: «А вы катались на электросамокате? Что об этом думаете?»

Екатерина, сотрудник банка:

— Я каталась, пробовала ради интереса. В целом это увлекательно и удобно. Но только если вокруг мало народу. Если мероприятия или выходные, лучше пешком, потому что опасно — есть риск на кого-то наехать. Я каталась на острове Юность, и там как раз было большое скопление людей. Вроде дорожки даже специальные выделены, но и дети, и взрослые, и животные то и дело на них заходят. Здорово было бы, чтобы для этих самокатов была бы отдельная инфраструктура — это ведь реально удобное изобретение. А пока ее нет, всем нужно быть максимально внимательными, тем более что ими пользуются беспечные подростки — того и гляди вылетят на дорогу или прохожего столкнут.

Андрей, водитель-грузчик:

— Пробовал, хулиганил — ездили вдвоем с супругой по дороге. Знаю, что так нельзя, но было позднее время, машины уже почти не появлялись, а у меня большой водительский стаж, я был в трезвом виде и хорошо оценивал обстановку. Никому не советую повторять! Вижу, что по городу активно самокатами пользуются, вижу подростков на них — вот это уже другой уровень ответственности, страшно за них и за окружающих. Проблема в том, что многие родители с детьми совсем не разговаривают, не объясняют, да даже и не знают, чем они занимаются, пока взрослые на работе. Отцов в семьях мало, которые должны этим заниматься, учить, говорить. Хорошо бы, чтобы каждый повторил правила дорожного движения дома.

Галина, воспитатель детского сада:

— Да, я каталась на элетросамокате на острове Юность! Просто взяли, оформили и поехали. Это весело, удобно, доступно — нам понравилось! Но мы катались на отдельной площадке, где никого не было — нам никто не мешал, и мы никому не мешали и не боялись кого-нибудь сбить. Я, как пешеход, понимаю, что это очень опасно — ездить среди людей. Человек может внезапно шагнуть в сторону, пойти налево или направо — это не предугадать! А тем более если на дороге дети! Моего трехлетнего ребенка чуть не сбили вот так. К счастью, обошлось, лишь в плечо толкнули, но он устоял.

Виталий, авиационный техник:

— Нет, я не катался. Приехал в Иркутск на сессию, учусь, а живу на Чукотке — у нас там нет самокатов. В целом к ним положительно отношусь — это удобное средство: если ты торопишься — считал QR‑код, оформил, поехал. Но в неумелых руках самокат небезопасен. Города, к сожалению, не все достаточно оборудованы для этого вида транспорта. Здорово бы иметь отдельную сеть дорожек для самокатов, велосипедов и так далее, но увы… А значит, все, кто ими пользуется, должны быть очень внимательными и острожными. Я видел мужчину на нем лет 60: с сумкой наперевес, седые волосы, очки — смотрится классно, и понятно, что он владеет ситуацией, а вот школьники, дети вряд ли так же здраво оценивают обстановку вокруг.

Шухрат, сварщик:

— Нет, сам я пока ни разу не пользовался. Не было такого желания. Вижу, что многие катаются — кто-то по делу, кто-то просто развлекается. В целом почему бы и нет? Это удобно, интересно. Лишь бы все были аккуратными! Кто-то хорошо водит, кто-то плохо знает правила, у кого-то реакция плохая. Все нужно делать с умом — и все будет хорошо!

С прохожими беседовала Ирина Белец

Фото автора

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио