За белыми медведями и пропавшими кораблями. Иркутянин Станислав Толстнев побывал в экспедиции на Северном полюсе

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #3 (1139) от 26 января 2024

Кто-то уже давно сказал, что на карте мира не осталось белых пятен. Казалось бы, все крупные географические открытия сделаны еще в прошлых веках, а снимки спутников из космоса стали цифровыми аналогами путевых заметок первопроходцев и закрывают последние прорехи в атласе. И все же в нашем техногенном XXI веке остается место для путешественников-исследователей. Так, иркутский фотограф и видеооператор Станислав Толстнев этой осенью побывал в настоящем арктическом походе: вместе с участниками комплексной экспедиции он прошел на корабле три моря, наблюдал новые земли, еще не нанесенные на карту, снимал на камеру ледники и их обитателей — моржей, тюленей и белых медведей.

Исследовательская экспедиция гидрографического судна «Ромуальд Муклевич», организованная Русским географическим обществом (РГО) совместно с Северным флотом, на протяжении полутора месяцев проводила изыскания на территории Арктики. В интересы полярников входили исправления навигационных карт еще 1950-х годов, руководств и пособий для плавания, испытания новой океанографической техники российского производства, взятие проб грунта, поиск затонувших во время боев Великой Отечественной войны кораблей и съемки документального фильма.

— Меня пригласили в состав киногруппы под руководством известного режиссера Леонида Круглова — он завершает подготовку широкоформатного документального фильма «В Арктику!», над которым работал на протяжении пяти лет. Картина выйдет на экраны в феврале. Я снимал на видео­камеру недостающие кадры: рутину на корабле, как происходят исследования РГО. Из-за глобального потепления сильно сократились размеры айсбергов, граница ледового поля отодвинулась на 10 километров, оголились новые земли, появились острова, которые раньше находились под ледником. Их сейчас изучают, измеряют, наносят на карты, — рассказал Станислав Толстнев.

Станислав — опытный путешественник, но в Русской Арктике был впервые. Он организовывал фототуры в Монголию, вел съемки в Киргизии, Грузии, на Алтае, Сахалине, Камчатке — снимал для зарубежного режиссера видео о жизни бурых медведей. Часто и подолгу бывает на Байкале — популярным туристическим маршрутам предпочитает дикую природу. Его видео вошло в известный фильм о нерпенке 2021 года «Байкал. Удивительные приключения Юмы». У Станислава есть свои документальные короткометражки, с которыми он участвовал в Байкальском фестивале регионального кино.

— В моем первом фильме были уникальные кадры — северное сияние на Байкале, случайно снял его в 2015 году. В тот раз было мощное магнитное солнечное излучение. У нас оно бывает редко и в красном спектре, а в северных широтах — в зеленом, и лишь немного красного — корона. За 48 дней, что мы были в Арктике, только три-четыре раза ночью стояла ясная погода. Поэтому северное сияние я видел лишь однажды, но зато какое! Небо полыхало два часа, то тише, то ярче разгоралось, всполохи красиво отражались в воде. Я не уходил с палубы до самого конца — фотографировал, — вспоминает Станислав.

Экспедиция проходила с сентября по октябрь, в это время года в Арктике не так холодно, как обычно представляют: температура воздуха понижалась максимум до минус 8 градусов, в воде — 0 градусов. Но было ветрено и пасмурно. Корабль прошел по морям Баренцеву, Карскому и Лаптевых 7300 морских миль — это более 12 000 километров. Изучать бухты, заливы и проливы выходили на шлюпках, высаживались на островах Северной Земли, Земли Франца-Иосифа и Новой Земли, шли вдоль кромки ледовых полей.

— Такие места — просто фантастика. Я раньше мечтал попасть в Антарктиду, а попал в Арктику. Воочию наблюдал то, что раньше видел только на фото: айсберги высотой с многоэтажный дом — и это только их верхушка, ледники, сползающие с гор с огромным грохотом — будто кто из пушки стреляет. Такая мощь! Близко к ним подходить было нельзя. Капитан нам часто говорил, что от сошедшего в воду ледника может подняться волна, которая захлестнет лодку и может перевернуть ее, — делится впечатлениями Станислав. — Мы зашли как-то на новообразовавшийся после обрушения ледника остров и нашли там нычку медведя — кости и мясо, закопанное льдинами, чтобы чайки не съели. Хозяин этого богатства убежал, но находился неподалеку.

Станиславу приходилось непросто в плане работы, оператор снимал сразу для двух картин. С ним заключил контракт немецкий кинорежиссер, который не смог отправиться в экспедицию, но дал четкое представление, что должно быть в кадре — жизнь полярных животных: белых медведей, моржей, тюленей. Диких героев документального кино снимали с воды, подходили к ним на лодке на расстояние 50–100 метров. На берегу снимать было сложнее, так как из шлюпки высаживалось сразу по 30 человек, и те же медведи, завидев столько чужаков, убегали. Были свои особенности и с техникой: когда животное двигалось в кадре вперед или назад, нужно было быстро реагировать, перестраивать вручную опции на камере и удерживать его в фокусе.

— На моей работе нужно быть терпеливым. Приходится много ходить и подолгу сидеть на одном месте, снимать терабайты материала. Порой кажется, что снимаешь одно по одному, две-три недели съемки… Вроде бы уже все нужное снял, но нет — из тонн материалов киношники выуживают только самые лучшие, характерные кадры: особенный взгляд, движение зверя. Для меня это было открытие и ценный опыт, — признается оператор.

В прошлом Станислав снимал для документального кино бурых медведей на Камчатке. Тогда его сопровождал на съемках биолог-охотовед — рассказывал о медвежьих повадках, предупреждал об опасности.

— Мы подбирались к зверю на расстояние 18 метров, важно было считать вовремя его настроение, потому что медведь мог добраться до нас в один прыжок. Там я узнал: когда медведь начинает зевать, это не значит, что он хочет спать, так он показывает — ему надоело присутствие человека рядом, предупреждает, чтобы мы уходили, — делится знаниями Станислав.

В арктической экспедиции принимал участие известный историк Никита Кузнецов, и Станислав вспоминает, что благодаря рассказам ученого узнал много нового. И даже стал свидетелем важного события — с помощью техники специалисты на корабле обнаружили транспортное судно «Диксон», затонувшее в 1943 году в ходе боевого столкновения с немецкой подводной лодкой, и спасательное судно «Шквал», затонувшее в том же году после подрыва на вражеских минах. Ранее было известно лишь приблизительное их местоположение. В кадре — венок и гудок корабля над местом гибели. Так прощаются моряки с погибшими героями.

Еще одно открытие участников экспедиции — остров у архипелага Новая Земля в районе бухты Заячьей. Сотрудники научной группы высадились там, где еще ни разу не ступала нога человека, обследовали остров и нанесли его на карту. Эти кадры также попадут в фильм об Арктике.

— Все эти земли, где мы побывали, необитаемые. Северные народности приходили на острова на промысел, даже зимовали в некоторых местах, но круглогодично не жили. Сейчас в Русской Арктике большинство земель имеет военное значение, поэтому во многие места, даже имея свою яхту, не попадешь. Это закрытые территории. Поэтому участие в экспедиции — редкий шанс все увидеть, — поясняет Станислав.

Елизавета Клинова

Фото Станислава Толстнева и Владимира Филлипова

Это фото сделал второй оператор полярной экспедиции Владимир Филлипов (снимал с дрона). Пока длилось путешествие, Станислав делил с коллегой каюту на 90-метровом гидрографическом судне «Ромуальд Муклевич» — на берегу ночевок не устраивали. В экспедиции участвовали 59 человек. Поход был посвящен 290-летию Северного флота, 150-летию открытия Земли Франца-Иосифа, а также 110-летию открытия Северной Земли и 100-летию Северной гидрографической экспедиции

Зачем фотографы и операторы отправляются в сложные походы? У иркутянина Станислава Толстнева есть свой ответ:— Меня вдохновляет съемка пейзажей. Нравится просто проводить время на природе и запечатлевать ее. И каждый раз ставлю себе более высокую планку — как оператор и режиссер. А еще есть творческий азарт, который позволяет развиваться в профессии

Больше всего в Арктике Станислава Толстнева впечатлили ледники: «Я часто бываю на Байкале и не раз снимал байкальский лед — весной он распадается иголками. Арктический лед сильно отличается по структуре, по внешнему виду, возможно, из-за взаимодействия с соленой водой. Но он остается пресным. Я попробовал ледышку — обычная на вкус. И масштабы другие — байкальские торосы максимум три метра, а в Арктике ледники с пятиэтажку!»

Иркутянин Станислав Толстнев начал снимать камерой в 12 лет, но профессионально занялся съемкой лишь в 2010 году. Сейчас ему 49 лет, за плечами несколько интересных проектов, в том числе трехнедельное путешествие по Байкалу на собранном им вручную катамаране, и большие планы на будущее. Станислав снимает дикую природу и работу свою очень любит. Среди минусов профессии называет съемки в любую погоду: ветер, снег, дождь, мороз — и тяжелую аппаратуру. Летом он отправится в Казахстан снимать тянь-шаньских медведей для документального фильма

У этого оптического явления есть несколько названий: полярное, северное сияние, южное сияние, аврора и уже устаревшее поморское «пáзори». Чаще всего (до 200–250 ночей в году) аврору можно наблюдать на Аляске и в Гренландии. Участники экспедиции смогли увидеть ее лишь в одну из ночей

А это карта путешествия исследовательской экспедиции гидрографического судна «Ромуальд Муклевич», организованной Русским географическим обществом совместно с Северным флотом, по территории Русской Арктики.

Посмотреть фильмы и ролики Станислава Толстнева можно на его YouTube-канале: путешествия

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио