Выставка отреставрированных произведений искусства открылась в Иркутском художественном музее

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #11 (949) от 18 марта 2020

Торжественное открытие выставки «Возрожденные шедевры» состоялось в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева. Экспозиция посвящена деятельности реставраторов, сохраняющих произведения искусства, которые уже казались навсегда утраченными, и приурочена к 150-летнему юбилею музея.

Работа, незаметная для зрителя

В экспозиции «Возрожденные шедевры» – она открылась в Иркутске 12 марта – собраны наиболее ценные экспонаты из музейного собрания, спасенные реставраторами всей страны. Чтобы вдохнуть в них новую жизнь, уходили годы, а порой и десятилетия. Уникальную выставку представила директор Иркутского областного художественного музея Наталья Сысоева.

— В экспозиции собраны и представлены пятьдесят наиболее ценных работ из фондов нашего музея, которые прошли через мастерские ведущих реставрационных центров России. Это и Государственный Эрмитаж, и Всероссийский научно-реставрационный центр имени Грабаря, и Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года, реставрационные мастерские Омска, Улан-Удэ, и, конечно, произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, отреставрированные замечательными реставраторами нашего музея, — сказала Наталья Сысоева.

Свою историю реставрационная мастерская Иркутского художественного музея начала в 1975 году. Тогда в областном центре Приангарья открыли филиал Всероссийского научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря. Инна Ивановна Рубцова, которая в день открытия выставки «Возрожденные шедевры» была среди почетных гостей, — представитель самого первого поколения иркутских реставраторов. Она проработала в музейных мастерских более сорока лет, вернув за это время к жизни десятки произведений.

Почетный гражданин Иркутска, заслуженный работник культуры РФ Ольга Куглянт напомнила собравшимся о роли в развитии Иркутского художественного музея Алексея Дементьевича Фатьянова, который 30 лет был бессменным руководителем этого учреждения культуры.

— Алексей Дементьевич приобрел для музея множество произведений. Только за первые два года своей работы — 1948-й и 1949-й — он привез из Москвы в Иркутск произведений больше, чем директора всех российских музеев, вместе взятые, — отметила Ольга Николаевна. — Многие шедевры нуждались в восстановлении. Позднее они были возвращены к жизни реставраторами, хотя их работа остается незаметной для зрителя. Открытие этой выставки — огромный праздник, благодаря которому мы имеем возможность воздать должное людям, чьими усилиями восстановлены эти прекрасные произведения искусства.

Кто они — «врачеватели» картин?

В день открытия экспозиции зрителям удалось пообщаться сразу с тремя поколениями иркутских реставраторов. Сегодня молодые специалисты — все они по образованию художники — проходят стажировки в ведущих реставрационных центрах России. В зависимости от специализации, указанной в дипломе о высшем образовании, мастера реставрируют либо графику, либо живописные полотна, либо произведения декоративно-прикладного искусства. Представители второго поколения иркутских реставраторов Светлана Тютикова и Галина Муравьева работают с картинами, написанными маслом. Восстановление таких полотен — процесс кропотливый и долгий. Например, на выставке «Возрожденные шедевры» представлено полотно «Сокольничий». По словам Светланы Тютиковой, его восстановление длится уже несколько лет. Картина, к сожалению, попала к реставраторам без подрамника, сложенная, как обычная ветошь, с серьезными повреждениями. Сейчас эта прекрасная работа художника Александра Литовченко, созданная в 1866 году, украшает выставку шедевров Иркутского областного художественного музея.

Было интересно, конечно, узнать, какая работа больше всего запомнилась Светлане за годы работы реставратором.

— В советское время мы, работая в Иркутске, числились сотрудниками Всероссийского научно-реставрационного центра им. Грабаря. Там мы учились, стажировались, а затем ездили по всей Сибири и Дальнему Востоку. В тот период, в начале 1980-х годов, я реставрировала в одном из музеев портрет Ермака. Это была очень сложная работа, я помню ее до сих пор, — рассказала Светлана Тютикова.

Из тех полотен, над которыми сейчас работает реставратор, особенно дорог впервые представленный на выставке зрителям «Сокольничий». Восстановление этой картины еще не завершено, после выставки она вновь вернется в мастерскую.

Кстати, чтобы воочию увидеть работу мастеров и узнать, как проходит реставрация произведений искусства, музей организовал цикл лекций. Проходить они будут по четвергам до 26 апреля.

Есть чем гордиться и представителям третьего поколения иркутских реставраторов. Александра Салонина, которая восстанавливает первоначальный вид произведений декоративно-прикладного искусства, работает в музее около 10 лет. Одна из самых сложных работ мастера — восстановленная фарфоровая чашка XIX века, сделанная на фабрике Перевалова, украшенная ручной росписью, с золоченой ручкой. Ее пришлось, по сути, заново воссоздавать из 35 кусочков. После реставрации кружка выглядит как новая, без единого дефекта.

Редчайшие из редких 

Среди работ, представленных в экспозиции, — живопись, графика, произведения декоративно-прикладного искусства, антикварная мебель. Здесь же размещены материалы и инструменты, которыми пользуются реставраторы. Особое внимание зрителей привлекли масштабные свитки китайских мастеров «Предки», созданные на рубеже XVIII–XIX веков. В нашу страну эти четыре работы были привезены в 1889 году ламой Гусиноозерского дацана Дампилом Гомбоевым и переданы в научный музей Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Однако состояние этих шедевров, в чьей основе бумага и шелк, оставляло желать лучшего — они нуждались в серьезной реставрации. В 1958 году свитки были отправлены в Москву. В Иркутск они возвращались по мере готовности. Полностью процесс завершился в 2008 году. Таким образом, на кропотливую и дорогостоящую работу ушло 50 лет.

Среди шедевров, представленных на выставке, — икона Владимирской Богоматери XVIII века, историческая картина «Ведут псов-рыцарей во Псков» Гавриила Горелова, любимого ученика Репина, а также кубок XVIII века, выполненный русскими мастерами из серебра и кокосового ореха, украшенный портретами Петра I, Екатерины I и Елизаветы Петровны.

Фото из архива Иркутского художественного музея им. В.П.Сукачева

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио