Как только в Иркутске потеплело, работники МУП «Иркутскавтодор» приступили к ямочному ремонту на наиболее проблемных участках дорог методом литого асфальта. Эта технология позволяет восстанавливать дорожное полотно даже при минусовых температурах. Поэтому работа началась 10 марта, и уже месяц ремонтные бригады «Иркутскавтодора» проверяют улицы города, высматривая ямы на перезимовавшем асфальте. На этой неделе к одной из бригад присоединилась и репортерская группа «Иркутска».
Когда мы подъехали к школе № 5 на бульваре Рябикова, бригада «Иркутскавтодора» уже приступила к ремонту. Рабочие специальным инструментом — дисковым бензорезом — делали из ям на дороге аккуратные прямоугольники большего размера, чтобы увеличить площадь сцепки с литым асфальтом. Затем отверстия зачистили от грязи и снега, подсушили и из специальной установки — рециклера (устройство, обеспечивающее повторное использование — рециркуляцию асфальтобетонной смеси. — Прим. авт.) в подготовленные ямы залили дымящийся состав. Сверху его еще посыпали щебнем, чтобы битум не оставался на колесах проезжающих автомобилей. Полностью такой асфальт застывает через 40 минут — и по свежим дорожным заплаткам можно ездить. Эту технологию при ямочном ремонте на дорогах Иркутска используют уже несколько лет.
— Первые весенние работы, которые начинает наше предприятие по восстановлению дорожного покрытия, — это ямочный ремонт, — объясняет мастер цеха асфальтобетонных работ МУП «Иркутскавтодор» Евгений Опарин. — Как только среднесуточная температура достигает -10 градусов по Цельсию, начинаем применять технологию литого асфальта. Это вид асфальтобетона, который производится в рециклерах.
Евгений подробно рассказал нам о технологии литого асфальта. В рециклер в самом начале смены, это восемь утра, заливают битум, щебень, песок и минеральный порошок и нагревают до 200 градусов. В установке состав постоянно перемешивается. Уже через три часа литой асфальт готов — и рабочие сразу выезжают на участок. Литым асфальт называют из-за повышенного содержания битума. Такой состав не нужно дополнительно укатывать дорожными катками. Температура кипящей смеси в 200 градусов в рециклерах сохраняется в течение всего времени работы, ее заливают в подготовленные выбоины, после остывания она становится прочной и надежно защищает дорогу.
Всего в Иркутске ямочным ремонтом сейчас занимаются четыре бригады по пять человек. Работают они в круглосуточном режиме. В первую очередь ремонтируют покрытие на участках с аварийными ситуациями, наибольшим автомобильным потоком и по маршрутам движения общественного транспорта. На центральных улицах работы ведутся по ночам.
Как отмечают опытные дорожники, в этом году ям в городе значительно больше, чем обычно — так всегда бывает после снежной зимы. Дело в том, что температура весной постоянно меняется, при плюсе снег и лед тают, вода попадает в мельчайшие отверстия и повреждения в асфальте, а вечером и ночью (при минусе) она замерзает и расширяется, разрывая дорожное покрытие. Днем поток машин еще сильнее усугубляет ситуацию. Этот процесс продолжается всю весну, а в этом году более интенсивно, потому что снега было втрое больше, чем обычно. И именно поэтому необходимо было как можно раньше начать ямочный ремонт — чтобы дороги не разрушались.
Чуть позже на улицы выйдут установки БЦМ на базе КАМАЗов, и ямочный ремонт продолжат уже по более современной инъекционно-струйной технологии. В этом случае отдельно подается битумная эмульсия, отдельно — щебень. Времени на застывание смеси не требуется, она пластичная, как клей, и машины могут сразу ехать по только что уложенному в ямы покрытию. Но эта технология может применяться только при постоянных плюсовых температурах. Ориентировочно с 15 апреля запустят производство на асфальтобетонном заводе, и с этого момента начнется полномасштабный ремонт улиц Иркутска большими картами с применением катков и асфальтоукладчиков.
— В период межсезонья, когда плюсовые температуры еще не установились, для оперативного восстановления дорожного полотна, чтобы снизить аварийность, чтобы люди не отрывали колеса на своих машинах, мы используем ямочный ремонт, — пояснил директор МУП «Иркутскавтодор» Василий Ефремов. — По технологии литого асфальта по контракту заложен ямочный ремонт на двух тысячах квадратных метров, половину мы уже сделали. Еще 20 тысяч квадратных метров ямочного ремонта сделаем по всему городу по инъекционно-струйной технологии — начнем примерно с 15 апреля. На ремонт большими картами до конца строительного сезона заложено 34 тысячи квадратных метров. Основной объем этих работ выпадает на период с апреля по июнь, но в любом случае после ливней появляются новые выбоины на дорогах, и ямочный ремонт продолжается в течение всего сезона. Кроме этого, МУП «Иркутскавтодор» проведет ремонт 7 из 16 объектов по национальной программе «Безопасные качественные дороги» — там будет меняться бортовой камень, асфальтовое покрытие, где-то основание, где-то трубы, наноситься разметка.
На сегодняшний день асфальтовое покрытие с применением технологии литого асфальта восстановлено на улицах Рабочего Штаба, Чкалова, Дзержинского, Баррикад, 2-я Железнодорожная, Карла Маркса, Байкальская, Трилиссера, Лермонтова, Мелентьева, Академическая, Верхняя Набережная и других.
Ольга Королева
Фото Валентин Карпов
Прежде чем начать работу, все улицы города тщательно обследовали, чтобы выявить максимально поврежденные участки. Как только ремонтная бригада МУП «Иркутскавтодор» приезжает на место, первым делом рабочие каждую яму на отрезках дорожного полотна обрезают — придают ей правильную прямоугольную форму. По размеру этот прямоугольник получается больше, чем выбоина, которая была. По словам дорожников, ямы выпиливают, чтобы увеличить площадь соприкосновения и обеспечить наилучший «зацеп». Затем эта заготовка зачищается от влаги, льда и остатков деформированного асфальта
После того как яма сформирована и очищена, ее подсушивают и заполняют литым асфальтом. Для этого к ней подгоняют рециклер, в котором как раз готовят и перевозят асфальтобетонную смесь. Ее температура — 180–200 градусов. Технология хороша тем, что не требует специального уплотнения и застывает на протяжении 40 минут. Это позволяет выходить на ямочный ремонт в максимально ранние сроки весной, уже при температуре –10 градусов по Цельсию