Время идти в музей. В Иркутском областном художественном музее открылись сразу две выставки шедевров русского искусства

Экспозиция работ выдающегося русского художника конца XIX — начала XX века Валентина Серова прибыла в наш город из Санкт-Петербурга. Это уже вторая выставка из собраний Русского музея. Год назад в иркутской Галерее сибирского искусства были представлены шедевры русского авангарда. Из собраний московского Музея имени Андрея Рублева в Иркутск доставлены редчайшие иконы XVII — начала XVIII столетия.

Картины художника Валентина Серова наверняка известны даже тем, кто никогда не интересовался живописью. «Девочка с персиками» и «Похищение Европы» во второй половине XX века в буквальном смысле стали предметами масскультуры.

Государственный Русский музей привез в Иркутск 47 произведений художника, еще пять работ, дополнивших экспозицию, представлены Иркутским художественным музеем имени В. П. Сукачева из своих собраний.

При всем многообразии таланта Валентина Серова наиболее ярко он проявился в жанре портрета. Не случайно во всем мире живописца считают наиболее популярным портретистом русского модерна рубежа XIX–XX веков. Зафиксировано несколько сенсационных фактов продажи портретов живописца на аукционах. Так, в 2012 году на американском аукционе FAAM «Портрет Оскара и Розы Грузенберг», который считали утраченным, ушел на торгах за 4,1 миллиона долларов. Через два года Christie’s выставил на торги портрет Марии Цетлиной, и он был продан за рекордные 14,5 миллиона долларов, превысив первоначальную стоимость в четыре раза.

На выставке в Иркутске можно увидеть знаменитые «Портрет Александра III с рапортом в руке», исполненный в графике «Портрет Ольги Константиновны Орловой», «Портрет князя Ф. Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона» и другие.

Великий портретист был не менее замечательным мастером пейзажа. Наглядный пример тому образец русского импрессионизма — работа «Старая баня в Домотканове». По словам заведующего экспозиционно-выставочным отделом Русского музея Дениса Селянина, экспозицию формировали так, чтобы представить и графику, и живопись, и рисунки, и ранние работы, и поздние. По ней можно проследить творческие поиски мастера на протяжении 30 лет, его движение от импрессионизма к модерну, отражение которого особенно ярко просматривается в театральных работах и произведениях, вдохновленных античностью.

В конце XIX века Серов обратился к русской истории, создав цикл произведений в разных техниках. Представленные на выставке небольшие композиции кажутся написанными с натуры — «Петр I на псовой охоте», «Выезд Екатерины II на соколиную охоту».

Ведущий научный сотрудник Русского музея Владимир Круглов на открытии экспозиции в Иркутске отметил, что произведения Валентина Серова, собранные в стенах музея за 125 лет его существования, являются достоянием мировой цивилизации. У иркутян есть редкая возможность увидеть их в Галерее сибирского искусства до 12 ноября.

Нельзя пропустить и вторую выставку, которая проходит в главном здании Иркутского художественного музея,— «Окно в Россию. Религиозное искусство эпохи Петра I». В экспозиции представлены 40 произведений иконописи XVII–XVIII веков из собрания Музея имени Андрея Рублева. Здесь можно увидеть датированные подписные образы, например, икону 1705 года «Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский» выдающегося царского изографа Оружейной палаты Кирилла Иванова Уланова; иконы «Апостолы Петр и Павел», «Святой Иоанн Предтеча и преподобный Алексий человек Божий» иконописца Посольского приказа Карпа Золотарева.

На этой выставке московского Музея имени Андрея Рублева представлены и новаторские для петровских времен иконы, созданные в технике масляной живописи по европейскому образцу Карпом Золотаревым. В экспозицию также вошли фрагменты стенописного иконостаса не сохранившейся до нашего времени Благовещенской церкви в Юрьевце Повольском, выполненного ярославскими художниками в первой трети XVIII века.

По словам главного хранителя Музея имени Андрея Рублева, куратора выставки Оксаны Смирновой, эпоха Петра I — это время глобальных перемен, которые коснулись абсолютно всех сторон жизни государства. Она не могла не отразиться и на церковном искусстве. Выработался новый стиль, возникла новая техника масляной живописи, появилось множество новых сюжетов. Большое внимание стало уделяться пейзажу, мелким деталям.

На открытии митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан подчеркнул, что «на выставке все подобрано для того, чтобы человек мог ощутить соприкосновение с миром Небесным». Владыка преподнес в дар музею имени Андрея Рублева книги о святителе Иннокентии Иркутском и иркутских иконописцах XVII века.

Добавим, что Музей имени Андрея Рублева впервые представляет в Иркутске экспозицию из своих собраний.

Нина Александрова

Фото Валентина Карпова

Выставка «Окно в Россию. Религиозное искусство эпохи Петра I» открыта в главном здании художественного музея на улице Ленина, 5. Выставка «Валентин Серов. Из собрания Русского музея» — в Галерее сибирского искусства на Карла Маркса, 23. Обе выставки работают до 12 ноября.

Парадные портреты занимают особое место в творчестве выдающегося русского художника Валентина Серова. Среди них наиболее известные «Портрет Александра III с рапортом в руках» (1900) и «Портрет князя Ф. Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона» (1903)

Великий портретист был не менее замечательным мастером пейзажа. Наглядный пример тому — работа «Старая баня в Домотканове» (1888). Валентин Серов часто приезжал в усадьбу в Домотканово, что недалеко от Твери, и подолгу жил там. Здесь он создал около 30 живописных работ и бессчетное количество рисунков

Картина Валентина Серова «Линейка из Москвы в Кузьминки» написана в 1892 году. Конные линейки в конце XIX века были городским общественным транспортом, но в летнее время их маршруты продляли до популярных дачных мест. Кузьминки пользовались у москвичей большой популярностью во многом благодаря знаменитым владельцам — князьям Голицыным, которых неоднократно удостаивали посещением царственные особы

Написание иконы с изображением Иоанна Богослова — одного из ближайших учеников Спасителя, автора четвертого Евангелия, из коллекции Музея имени Иоанна Богослова датируется первой половиной XVIII столетия

Икона «Гос­подь Вседержитель на престоле» (начало XVIII века) относится к редчайшим дошедшим до нас произведениям эпохи домонгольской Руси. В музей имени Андрея Рублева была передана с многочисленными поздними записями. Восстанавливая икону, реставраторы обнаружили настоящий шедевр

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио