Традиционные соревнования водителей городских автобусов вернулись в «Иркутскавтотранс» после четырехлетнего перерыва. Отмена их была связана с ковидными ограничениями, а в прошлом году состязания не состоялись по погодным условиям. И вот в субботу, 19 октября, конкурс водительского мастерства наконец состоялся! 12 смельчаков, в числе которых была и женская сборная команда, вышли на площадку помериться силами. Как проходили соревнования и кто стал лучшим из лучших — сегодня в «Иркутске».
Солнечное утро субботы, территория МУП «Иркутскавтотранс» на улице Тухачевского, 12 участников, несколько десятков зрителей, судейский стол и зеленый автобус — 12,5-метровый НЕФАЗ. Именно на нем предстоит пройти конкурсный маршрут каждому из водителей, а кроме этого, ответить на 20 теоретических вопросов.
Судьи объясняют правила (скорее зрителям, ведь для большинства участников это соревнование не первое): площадка разделена на несколько зон, каждая обозначена стойками — конкурсантам необходимо пройти все испытания, желательно без ошибок. Все промахи фиксируются, а при подсчете за них снимаются баллы. Скорость проезда также имеет значение — при равных баллах в лидеры выходит тот, кто быстрее.
То же самое с теоретической частью: сумма баллов зависит от количества правильных ответов плюс скорость, ведь на дороге очень важно уметь быстро принимать решения.
Конкурсанты разыгрывают очередность заездов, и начинается самая зрелищная часть соревнований — скоростное маневрирование и выполнение фигур.
— В соревнованиях принимают участие представители трех автоколонн — от каждой по три человека. Плюс женская сборная, — рассказывает директор МУП «Иркутскавтотранс» Алексей Колмаков. — Конечно, каждая колонна стремится к победе, а значит, выставляют на соревнования самых достойных и опытных специалистов.
Секундомер на старт — первый водитель отъезжает от судейского столика! Старт-линия, разворот и первая фигура — змейка. Участник проезжает ее сначала вперед, затем задним ходом. Второй этап — параллельная парковка, одно их самых сложных испытаний с учетом габаритов автобуса и отсутствия ориентиров, кроме маленьких полосатых стоек, обозначающих границы кармана. Третья позиция — стоп-линия: конкурсант должен подъехать к ней строго перпендикулярно и, наехав на нее передними колесами, остановиться. Заступ или недоезд карается штрафными баллами. Четвертое испытание — заезд задним ходом в узкий «гараж». Пятое — «остановочный пункт». И все это в хорошем темпе!
Отметим, что развивать скорость иркутские водители автобусов умеют. Правда, ездить так по маршруту нельзя — пассажиры не удержатся на своих местах.
— Но конкурс есть конкурс — здесь каждая секунда дорога, — улыбаются шоферы. — Пока заезжаешь в карман, держишь скорость на минималках, а между фигурами потерю надо догонять!
Водители сменяют один другого в строгом соответствии с очередностью: за три-пять минут проезжают трассу — и вот уже их встречают коллеги и болельщики!
— Мы пришли поддержать нашего сына, мужа, отца и зятя Дениса Козлова, — поясняет нам компания из пяти человек. — Он сейчас на площадке! Очень волнуемся, хотя и уверены в его силах.
Полминуты — и Денис, водитель маршрута № 13 «Ново-Ленино — Центральный рынок», рядом с родными.
— Я не первый раз участвую в конкурсе, были и призовые места, в том числе первое, — говорит он. — Сегодня на вождении допустил одну ошибку. Вроде был спокоен, но, видимо, поторопился. Посмотрим, как теорию сдам.
Кстати, о теории — всех конкурсантов разделили на две группы. Пока шесть человек сдают вождение, другие шесть отправились за компьютеры: у них 20 минут на 20 вопросов.
— Водители сдают теоретическую часть в режиме онлайн. Система сама следит за временем и подсчитывает количество правильных ответов — подыграть по дружбе не получится, — разъясняет Игорь Спартакович Суханов, главный специалист по безопасности дорожного движения. Его зона ответственности в конкурсе — принятие зачета по ПДД, он же — главный судья соревнований. — Справляются ребята очень хорошо. Времени на ответы затрачивают в разы меньше, чем отведено. Кто допустил ошибки, скорее всего, просто поторопились. Большинство знают правила на отлично!
Возвращаемся к тем, кто за рулем. Змейку водители проезжают «на раз» — ни один не допустил наезда на стойку. В «гараже» и на параллельной парковке ошибок чуть больше — несколько участников уронили по одному-два столбика и получили свои штрафные баллы.
— Я считаю, что в реальный гараж заехать проще, чем в тот, что обозначен невысокими стойками, — рассуждает Валерий Курагин, ведущий инженер-механик ремонтно-механических мастерских, судья конкурса. — Одно дело — ориентироваться на стены, совсем другое — рассмотреть с высоты низенькое обозначение позади 12-метрового автобуса! Но на ши водители — мастера высокого класса, справляются, притом на приличной скорости! И заезжают, как требуют правила, до самого конца, чтобы была возможность закрыть воображаемые ворота.
Довольно сложным испытанием оказалась «стоп-линия».
— Кто-то ориентируется интуитивно, другие выглядывают в окно, третьи смотрят в зеркала — у каждого свой метод, — комментирует Вячеслав Сергеевич Сизых, главный инженер предприятия и один из судей. — Впрочем, справиться с испытанием и остановиться ровно на 15-сантиметровой линии удалось не всем. Кто-то волнуется очень, а кого-то подвела излишняя самоуверенность.
— Я отвечаю за судейство на испытании «остановочный пункт», — говорит Олег Васильевич Ситников, заместитель директора по организации и обеспечению перевозок МУП «Иркутскавтотранс». — Остановка с двух сторон ограничена столбиками — это воображаемые коллеги конкурсантов, белая линия символизирует разделительную полосу проезжей части. Водитель должен включить поворот, пересечь белую линию всеми колесами, то есть подъехать к посадочной платформе, открыть двери для высадки и посадки пассажиров, закрыть двери, обозначить следующий маневр включением соответствующего сигнала, выехать с остановки и продолжить путь.
Надо сказать, этот этап стал самым трудным для водителей: то левая сторона автобуса оставалась за линией, то (вероятно, от волнения) участники забывали подавать сигнал поворота, то не открывали двери для пассажиров (строго говоря, их и не было ни в салоне, ни на «остановке»). Но судья на условности не смотрит: каждая ошибка — взмах красным флажком.
Как только водители прошли все испытания, судьи отправились подсчитывать баллы, а собравшихся угостили гречневой кашей с мясом, пловом, выпечкой и чаем. Во время праздничного обеда коллеги обсудили трассу, ее сложности, но в основном говорили о жизни и предстоящем Дне автомобилиста, в честь которого и устраиваются соревнования.
И вот звучат фамилии лучших из лучших. Абсолютным победителем конкурса был признан Андрей Слюнченко, водитель маршрута № 26 «Нефтебаза (ул. Полярная) — Авиазавод».
— Я знал, что в этом году победа моя! — улыбается Андрей. — Безошибочная езда и очень высокая скорость выполнения теоретической части решили все, оставалось услышать это из уст судьи! У нас все парни большие молодцы, но есть и явные лидеры, среди которых, как правило, и делятся призовые места. В этом году чуть больше повезло мне.
Официальный стаж Андрея Слюнченко — 24 года (из них 13 лет он работает в «ИАТ»), а впервые за руль автобуса он сел, по его словам, в семь лет — отец доверил сыну технику на полигоне: «Он был инструктором, работал на автобазе и меня научил».
— Конкурса не было четыре года, и, конечно, радостно, что его возобновили! — замечает победитель. — Это всегда интересно, добавляет красок в работе.
Соглашается с Андреем обладатель серебряной медали Алексей Ратнер, водитель маршрута № 28Р «Центральный рынок — Иркутск II». Нынче у Алексея второе место в личном первенстве.
В этом году всех удивила молодая смена — третье место занял новичок «Иркутскавтотранса» 26-летний Антон Артеменко. Он всего месяц на предприятии, но сумел обойти старших товарищей.
— Раньше также работал на пассажирском транспорте, только в коммерческом секторе. Пригласили в «ИАТ», и решился на смену места — отец работал здесь, водил, как и я, автобус по 14-му маршруту, — поясняет Антон. — Водительский стаж у меня шесть лет — этого хватило, чтобы перебороть волнение и занять третье место. И это очень радостно!
— Вы все большие молодцы и настоящие профессионалы! — подвел итог соревнованиям директор МУП «Иркутскавтотранс» Алексей Колмаков. — Спасибо, что участвуете в конкурсе, спасибо за ваш нелегкий труд. Я поздравляю всех победителей с новыми достижениями, а всех нас — с наступающим профессиональным праздником!
Кроме уважения, почета, дипломов и кубка трем лидерам личного первенства полагаются еще денежные призы, но главной наградой для абсолютного чемпиона водительского мастерства станет поездка на всероссийский этап конкурса в Санкт-Петербург.
— Весной Андрей Слюнченко отправится в город на Неве представлять сообщество иркутских водителей пассажирского транспорта, — добавляет Алексей Анатольевич. — Пожелаем ему достойного выступления, а пока поздравляем с победой!
Ирина Белец
Фото автора
Вот он — абсолютный чемпион соревнований водительского мастерства 2024 года Андрей Слюнченко! Победитель принимает поздравления от руководителя «Иркутскавтотранса» Алексея Колмакова (на фото справа). Андрей Слюнченко стал первым в номинации «Знание правил дорожного движения», ответив на 20 теоретических вопросов всего за 48 (!) секунд. В испытании «Скоростное маневрирование» он занял второе место, а по сумме баллов вышел в безоговорочные лидеры среди соперников!
Испытание для участников соревнований «Стоп-линия». Задача конкурсантов — наехать передней парой колес на белую полосу и остановиться. Ширина стоп-линии — всего 15 сантиметров, а значит, нужно максимально сконцентрироваться, почувствовать машину и нажать педаль тормоза так, чтобы не переехать полоску и не остановиться раньше. В общем, с заданием справились обладатели железных нервов и выдержки
Команда в красных куртках — это представители автоколонны № 3: трое участников соревнований и их руководитель Александр Примчук с чемпионским кубком в руках. В команде — сплошные звезды! Крайний слева — Максим Филин, обладатель первого места в испытании «Скоростное маневрирование». В номинации «Знание правил дорожного движения» третье и второе места заняли Алексей Ратнер и Антон Артеменко (на фото справа). По сумме всех баллов мужчины стали обладателями первого места в номинации «Командное первенство». Поздравляем!
За рулем автобуса — Анастасия Юдина, участница женской команды соревнований. Анастасия — водитель первого класса, работает на маршруте № 36к — курсирует между микрорайоном Березовым и поселком Мамоны. В мае Анастасия вместе с напарницей Ольгой Божко принимала участие в XXVI Международном конкурсе профессионального мастерства водителей автобусов в Санкт-Петербурге, заняли шестое и восьмое места из 69! К слову, всего в «Иркутскавтотрансе» трудятся три женщины-водителя
На фото — водитель Денис Козлов с командой поддержки: сыновья, красавица жена, любимые мама и теща. Денис занял третье место в номинации «Скоростное маневрирование», и в его копилке это уже далеко не первая награда
Когда все испытания позади, а судьи отправились подсчитывать баллы, что может быть лучше настоящего узбекского плова, который приготовили тут же в казане для всех участников соревнования и болельщиков
С такой обложкой вышел в свет наш еженедельник в начале марта этого года. На фото — 81 новый автобус! Такого масштабного парада современного пассажирского транспорта Иркутск еще не видел. Это стало праздником для работников «Иркутскавтотранса», да и для всех иркутян, а еще стратегической победой городской власти в решении транспортной проблемы Иркутска
А в конце сентября наш еженедельник рассказал о водителях «Иркутскавтотранса», которые, уехав в другой город или даже в другую страну, возвращаются и приходят работать на свое прежнее место. Это значит, что на предприятии для сотрудников создают хорошие условия, и мощное обновление автопарка — как раз одно из таких условий. Ведь именно на новых автобусах работают вернувшиеся опытные водители
“Уважаемые иркутяне!
27 октября профессиональный праздник отмечают работники и ветераны транспортной отрасли: водители, механики, диспетчеры, кондукторы, слесари-ремонтники, руководители и другие специалисты, кто трудится на автотранспортных и пассажирских предприятиях.
Не только социально-экономическое развитие региона, но и повседневную жизнь Иркутска трудно представить без автомобильного и городского пассажирского транспорта. К примеру, за прошлый год иркутяне и гости столицы Прибайкалья совершили около 35 миллионов поездок на муниципальных автобусах «Иркутскавтотранса», трамваях и троллейбусах «Иркутскгортранса». Мэрия продолжает планомерную работу по развитию городского пассажирского транспорта и всей системы пассажирских перевозок. В этом году автопарк нашего муниципального предприятия пополнился на 80 новых НЕФАЗов большой вместимости и один автобус малого класса. Теперь за рулем новых машин лучшие сотрудники.
Поздравляю всех, кто посвятил себя труду в этой важнейшей для каждого из нас сфере! Ваша работа требует высокого уровня мастерства, выносливости, от вас зависят безопасность и комфорт горожан. Благодарю за терпение, добросовестность и трудолюбие! Особые слова признательности ветеранам отрасли — верным хранителям традиций и знаний. Желаю всем здоровья, новых трудовых успехов и удачи на дорогах!”
Мэр Иркутска Руслан Болотов
Лучшие из лучших
Номинация «Знания правил дорожного движения»
1-е место — Андрей Слюнченко (скорость выполнения — 48 секунд)
2-е место — Антон Артеменко (скорость выполнения — 56 секунд)
3-е место — Алексей Ратнер (скорость выполнения — 84 секунды)
Номинация «Скоростное маневрирование»
1-е место — Максим Филин
2-е место — Андрей Слюнченко
3-е место — Денис Козлов
Номинация «Командное первенство»
1-е место — автоколонна № 3
2-е место — автоколонна № 2
3-е место — автоколонна № 1
Личное первенство «ИАТ»
1-е место — Андрей Слюнченко, водитель маршрута № 26
2-е место — Алексей Ратнер, водитель маршрута № 28Р
3-е место — Антон Артеменко, водитель маршрута № 14